Природа, Творчество и Красота
В. и С. АШИКОВЫ,г. Троицк, Московская область
Рисунки авторов
Экологическое воспитание и воспитание Красотой немыслимы без чувства восхищения природой. Лето для этого – одно из благодатных времен года. Цветы, травы, насекомые – все привлекает детей. Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребенка на Красоту, помочь увидеть ее, услышать. Мы уже говорили о том, как важно еще в детстве научиться замечать и видеть Красоту, понимать и чувствовать ее. Порой для этого нужно всего лишь небольшое усилие – и Красота откроется. Что нас привлекает в Красоте природы? Многое. Необыкновенная палитра красок и оттенков, разнообразие форм, линий, их сочетание и взаимодействие, разнообразие запахов… Можно восхищаться и любоваться чем-то одним, а можно всем целиком. Так мы смотрим на луг, лес, реку. Смотрим не только глазами, но и сердцем. Тогда мы испытываем восхищение, необходимое и нам, взрослым, и детям как пища для души, а порой и как лекарство. Восхищение Красотой природы делает человека лучше. Что бы мы делали, если бы вдруг природа исчезла и мы оказались запертыми в каменных джунглях городов!.. Поэтому, стремясь воспитывать детей как хранителей природы, мы должны прежде всего помочь им научиться в раннем детстве испытывать восторг, восхищаться природой. Из этого в том числе складываются любовь к жизни и духовное здоровье. В экологическом воспитании и воспитании Красотой нам помогают не только наблюдение за природой и общение с ней, уход за ее объектами, но и игра, творчество, музыка. Все это в комплексе дает хорошие результаты. Нам следует помнить: у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.
Темой нашей публикации станут цветы и бабочки. Мы постараемся помочь вам проникнуться их красотой, почувствовать и понять, как они взаимодействуют в природе – дружат. Цветы и бабочки – тема вечная, но каждый раз она открывает свои новые грани. Так же бесконечна и вся природа в том, что она в себе таит. Поэтому не надо думать, что, раз–другой коснувшись этой темы, мы исчерпаем ее. Нет, мы можем вновь и вновь вместе с детьми находить в ней что-то для себя новое. Радость от таких открытий велика. Она укрепляет уверенность в себе, рождает интерес исследователя и многое другое.
Итак, летом выйдем из дома и постараемся найти цветы и бабочек. Может быть, бабочки появятся не сразу, но мы будем настойчивы, и нам повезет. Посмотрим: как бабочки летают, как они садятся на цветы, что при этом делают. Полюбуемся их красотой. Детям любого возраста понятно, что бабочки пьют нектар – сладкую жидкость, которая находится в большинстве цветов. Мы же можем сказать: самим цветам нектар не нужен – они выделяют его только для того, чтобы привлечь насекомых. Пока бабочки пьют нектар внутри цветка, волоски, которые есть на их тельце, покрываются пыльцой из созревших тычинок. (Можно рассмотреть тычинки в цветке – но аккуратно, не повредив их.) Затем бабочки отнесут эту пыльцу к другим цветам, и у них появятся семена, из которых вырастут новые цветы. Итак, что влечет бабочек к цветам? Цвет и аромат. Дети могут понюхать цветок, но тоже аккуратно, чтобы не повредить. Полюбовавшись цветами и бабочками, понаблюдав за тем, как они дружат, как помогают друг другу, мы сможем провести ряд занятий с детьми.
Игра «Цветы и бабочки»
Для этой игры (рис. 1) понадобится музыка, которая будет ассоциироваться с полетом бабочек. Это должна быть легкая, игривая, порхающая мелодия. На своих занятиях мы обычно используем один из вальсов Шопена (ми-минор). Нам кажется, что этот вальс подходит для нашей игры: мелодия напоминает порхание бабочек; кроме того, в вальсе есть фрагмент, когда темп и звучание музыки стихают. Это нужно для того, чтобы бабочки могли передохнуть, сесть на цветы, попить нектар, подарить цветам пыльцу со своих крыльев.
Из бумаги можно изготовить разноцветные цветы. Они должны быть такого размера, чтобы наши дети-бабочки могли – по одному или небольшими группами – присесть вокруг и «попить из них нектар» своими носиками-хоботками. Конечно, цветы должны быть красивыми. Их можно изготовить вместе с детьми – они могут вырезать их, разукрасить карандашами или красками, сделать в технике аппликации или другими способами, которые окажутся вам и детям по силам.
Когда музыка подобрана и цветы изготовлены, можно приступать к игре. Мы ее начинали с просмотра красочных слайдов бабочек под музыку.
Дети вдохновлялись красотой и слышали музыку, под которую им предстоит играть. Можно вместе с детьми рассмотреть красочные издания, в которых есть изображения бабочек, цветов. Таких книг сейчас немало. Если и этой возможности нет, то ограничимся тем, что мы видели на улице и что осталось в памяти детей.
Перед началом игры надо сказать детям, что поможет музыка. Ее надо внимательно слушать, и она подскажет, когда мы будем летать, а когда сядем на цветы. Так музыка в игре станет «руководителем» – дети постепенно научатся слушать и слышать музыкальное произведение, чувствовать его настроение.
Итак, разложим цветы по всему пространству игровой комнаты, превратимся в бабочек (можно использовать «волшебные» слова), включим музыку и начнем играть. Очень хорошо, если вы, уважаемые коллеги, не постесняетесь «полетать» вместе с детьми, хотя бы немного, вначале. Тогда ваши воспитанники активнее включатся в игру. Надо обратить их внимание на то, что бабочки летают легко, нежно, не толкаются, уступают друг другу место и в полете, и у цветка. Игра должна проходить оживленно, радостно, эстетично. Наверняка дети захотят повторить – и, может быть, не раз – эту игру, пока не надоест. Неплохо поиграть и на улице. Для этого надо выбрать место, где можно разложить цветы, и взять с собой магнитофон (можно использовать смартфон и другие гаджеты).
Театрализованная игра «Три бабочки»
Сначала расскажем или прочтем детям немецкую народную сказку «Три бабочки» (рис. 2). Жили-были три бабочки – белая, красная и желтая. Все дни напролет только и дела у них было что играть да плясать. Особенно если солнце пригревало. Порхают бабочки с цветка на цветок, с одного на другой. То-то весело! Но вот однажды пошел проливной дождь. Промокли бабочки и стали искать, где бы укрыться. А дождь все льет. Добрались бабочки до Белой Лилии и говорят:
– Укрой нас, позволь от дождя спрятаться.
Лилия им в ответ:
– Так и быть, белую бабочку от дождя спрячу, она на меня похожа, а красная и желтая пусть себе другое место ищут.
Тут белая бабочка ей говорит:
– Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!
И полетели дальше.
А дождь еще пуще льет. Подлетели бабочки к Красному Тюльпану и говорят:
– Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли.
Тюльпан им в ответ:
– Ладно, красную спрячу, она на меня похожа, а белая и желтая пусть себе другое место ищут.
Тут красная бабочка ему говорит:
– Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!
И полетели дальше. Добрались бабочки до Желтой Розы и говорят:
– Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли.
Роза им в ответ:
– Желтую спрячу, она на меня похожа, а белая и красная пусть себе другое место ищут.
Тут желтая бабочка ей говорит:
– Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!
Услыхало солнце, что за тучами скрывалось, слова бабочек и обрадовалось: есть же на свете такая верная дружба! И решило бабочкам помочь. Прогнало солнце дождь и снова засияло, сад осветило, бабочкам крылья высушило. Стали они взад–вперед летать.
Играют, пляшут, с цветка на цветок порхают. Только к Лилии, к Тюльпану и к Розе больше не подлетают. Так те и засохли одни-одинешеньки. Веселились бабочки, кружились до самого вечера. А как вечер настал, спать легли. Что с ними дальше было, мы не знаем. Только знаем, что дружба – в любой беде опора.
Подготовив заранее костюмы для театрализованной игры, предложим детям выбрать, кто кем хочет быть. В игре участвуют три бабочки (белая, красная и желтая), три цветка (Белая Лилия, Красный Тюльпан и Желтая Роза), солнце и тучки (их могут сыграть дети, или их можно сделать из ватмана или ткани).
Скорее всего дети захотят стать бабочками или солнцем. В игре не так много персонажей, поэтому роли можно исполнять по очереди: одни – актеры, другие – зрители, и наоборот. Если не найдутся желающие сыграть роли цветов (в данной сказке это не очень симпатичные персонажи), то их можно изготовить из бумаги или ткани. Желательно, чтобы они были большими, такими же, как бабочки, которых будут играть дети.
Хорошо объяснить детям, что в театре нет плохих ролей, что все роли важны и без любой из них не получится спектакль. Часто дети соглашаются на то, что они сыграют одну роль, а затем другую – ту, которая им больше нравится. Но заставлять или настаивать никогда не надо.
Мы предлагаем свои варианты изготовления костюмов, но не исключайте также и ваши (рис. 3, 4).
В каждом маленьком спектакле-игре используется музыка. В данном случае она будет скорее фоном, нежели руководителем, как это было в предыдущей игре. Подумайте, какая музыка лучше. На наш взгляд, здесь может быть использовано несколько музыкальных фрагментов: вначале радостная, порхающая музыка (бабочки резвятся под солнцем); затем музыка дождя – это могут быть звуки живой природы или «дождливая» по настроению музыка; и наконец снова радостная, «солнечная» музыка в финале.
Не исключайте возможности изготовления костюмов совместно с детьми. Все зависит от того, какую задачу вы ставите. Если вы хотите сделать красивые «театральные» костюмы, то их лучше делать взрослым. Но если вам это не так важно и вы хотите, чтобы дети обязательно участвовали в изготовлении костюмов, то так и поступайте. Старайтесь, чтобы игра была красивой, чтобы эстетические задачи не уступали другим воспитательным задачам.
Поделки из цветной бумаги «Цветы и бабочки»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Бабочка
Сложим все листы одной гаммы в стопку и согнем их пополам. Нарисуем контур половины бабочки и вырежем ее. Белую бабочку отложим в сторону.
Обведем пунктирной линией контур светло-желтой бабочки, отступив от края 0,5 см, и вырежем ее. Положим светло-желтую бабочку на белую. Сделаем то же с темно-желтой, затем с оранжевой бабочками. Склеим бабочек по линии сгиба (центр). Чтобы крылышки выглядели упругими, согнем их около середины по наклонным (пунктирным) линиям (образуется «тельце» бабочки). Белые крылья не сгибаем.
Бабочками можно украсить стены, двери, окна, подвесить их к потолку на ниточках. С ними можно просто «полетать» по комнате под музыку.
Цветок
Нарисуем круг циркулем или с помощью блюдца. Нарисуем в центре круга пятиконечную звезду. Обозначим точки пересечения и вершины. В центре нарисуем кружок, разделенный на четыре части. Соединим все обозначенные нами точки – это лепестки цветка. Аккуратно вырежем их ножницами, а крестик по середине – макетным ножиком. Чтобы лепестки не опадали, соединим их тонкой бумажной полоской и склеим ее концы. Края лепестков можно закрутить на карандаш, чтобы цветок «распустился».
Секреты бумажного лета
Т. РОГАТКИНА, ДОУ № 788, Москва
Секрет первый (для взрослых).
Базовую форму можно изготовить из цветной пастельной бумаги средней плотности в технике макетирования, соединяя отдельные элементы конструкции приемом склеивания «на ребро» (рис. 1). Неизменным условием этой техники является использование клея ПВА. Этот прием дает педагогу большую свободу в создании объемно-пространственной композиции.
Секрет второй (для детей и взрослых).
При изготовлении мелких природных форм (травинок, незабудок, листочков) используйте формообразующие возможности ладони. Травинку или листок (из бумаги) положите на ладонь левой руки и, постепенно сгибая ладонь, с силой проведите ногтем большого пальца по центральному сгибу бумажной формы (рис. 2). При этом листок или травинка живописно изогнутся, что приблизит плоскостную фигурку к живому природному объекту.
Незабудки можно изготовить из небольших по размеру бумажных кружочков с помощью карандаша, как это показано на рис. 3
Секрет третий (для детей).
Изготовить мелкие шарообразные формы (ягодки, орешки, виноградинки) можно, используя гофрированную бумагу. Скатайте между ладоней небольшой шарик из кусочка салфетки, а затем заверните его в цветную бумагу. Получится своеобразная котомка-узелок. Из такого закрученного узелка выходит выразительная головка мака (рис. 4).
Секрет четвертый (для детей и взрослых).
Колоски пшеницы могут сделать вместе взрослые и дети. С базовыми заготовками ребенок справится самостоятельно, а вот совместить детали, как это показано на схеме (рис. 5), ребенку будет непросто. Эту работу стоит взять на себя педагогу.
Секрет пятый (только для взрослых).
Чтобы соблюсти соразмерность в расположении аппликативных и объемных бумажных форм, необходимо заранее продумать величину предполагаемых поделок. Старайтесь организовать работу так, чтобы каждому ребенку она была по силам. Коллективное творчество предоставляет детям большой выбор – от легких аппликативных форм (ягодок, травинок) до сложных объемных конструкций, требующих достаточно высокого уровня умений (грибы, колоски, цветы, насекомые). Главное – чтобы работа доставляла детям радость, давала уверенность в ценности своего труда, пробуждала пытливость и любознательность.