Осенний праздник «Дюймовочка»
Антонова В.В., Ильина Л.В., воспитатели, Горшунова М.А., музыкальный руководитель, г. Александров, Владимирская область
Дюймовочка — произведение Ганса Христиана Андерсена, на котором воспитано не одно поколение детей в мире. В нем показана история миниатюрной красавицы, рождённой из цветка благодаря волшебству. С первого же дня жизни Дюймовочку ждут приключения и испытания. Как она выдержит их, будет ли счастлива? Эта сказка учит быть честным, справедливым, добрым, сильным, верным дружбе и своему слову и следовать за своей мечтой, чтобы ни случалось в жизни.
Театрализация как форма сюжетно-ролевой игры любима детьми и вызывает у них интерес. Мюзикл – это очень яркий музыкально-театральный сценический жанр. В представлении можно использовать классическую, эстрадную и народную музыку; соединять драматическое, хореографическое и вокально-хоровое искусство. Дошкольники могут попробовать себя в новых ролях, проявить разные качества, поиграть в сказку.
Предварительная работа. Чтение и просмотр экранизации сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», разучивание песен, стихов и танцев с героями.
Оборудование и реквизиты. Пошив костюмов и листочка для ласточки; изготовление реквизитов из пеноплекса: цветные карандаши, камыши, большая кувшинка, корка хлеба, поднос с чашкой; цветы из бумаги.
Персонажи.
Взрослые: Ведущая, Сказочница.
Дети: Осень, Листья, Дюймовочка, Крот, Жаба, Сын Жабы, Лягушата, Крот, Ласточка, Мышь, Цветы, Принц, Бабочки, Жуки.
Ход праздника
Ведущая.
Рыжая осень в лесочке гуляла,
В лучиках солнца она задремала.
Осени сон чудесный приснился,
И в сон её зал наш сейчас превратится.
Слушайте, да внимательно смотрите,
Ничего, ничего не упустите!
Двери в сказку открываются –
Наш спектакль начинается!
Входят чтецы (дети).
1-й ребёнок.
Снова осень, снова птицы в тёплый край лететь спешат,
И опять осенний праздник к нам приходит в детский сад.
2-й ребёнок.
Осень, осень золотая!
Ты шумишь своей листвой,
Осень, осень золотая!
Начинаем праздник твой!
Дети входят в зал под фонограмму песни «Проказница Осень» (сл. С. Бедарева, муз. С. Апасовой).
1-й ребёнок.
Что такое в нашем зале,
Мы такого не видали.
Это осень к нам пришла,
Дети (хором). Много красок принесла!
2-й ребёнок.
Прошло, пролетело весёлое лето,
И солнышко мало приносит тепла.
Осень пришла, листва пожелтела.
Дети. Прощаться уж с летом настала пора!
3-й ребёнок.
Осень в гости к нам пришла,
Дожди и холод принесла.
За ней зима седая.
Так всегда бывает.
4-й ребёнок.
Так бывает, так бывает,
Если осень наступает,
Не грусти и не скучай,
Осень с радостью встречай.
Дети.
Осень щедрая пора,
Очень рада детвора!
Звучит фонограмма песни «Потому что осень» (муз. и сл. Л. Некрасовой).
5-й ребёнок.
Сколько красок дарит нам
Золотая осень.
По лесам и по полям
Краски осень носит.
Разукрасила леса
Разными цветами.
Осень, рады мы тебе.
Дети. Оставайся с нами!
6-й ребёнок.
Так давайте славить осень
Песней, пляской и игрой.
Будут радостными встречи.
Дети. Осень, это праздник твой!
Исполняется танец «Осенняя танцевалочка» (муз. и сл. Л. Некрасовой).
Фонограмма «Звуки грома».
Ведущая.
Ой, ребята, что случилось?
В небе тучка появилась.
А из тучки, вот так раз,
Дождик капает на нас!
Все вы знаете, друзья…
Дети. Под дождём гулять нельзя!
Дети убегают и садятся на стулья.
Ведущая.
Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам,
За горами ходит где-то
И без нас скучает там.
А за ним умчались птицы в край,
Где жарко круглый год.
Осень в двери к нам стучится…
Дети. Осень в гости к нам идёт!
Входит Осень под фонограмму песни «Разноцветная осень» (автор-исполнитель Т. Морозова).
Осень.
Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Не виделись мы целый год!
За летом следом мой черёд!
Вы рады встретиться со мной?
Дети. Да!
1-й ребёнок.
Все тебе рады, красавица-осень!
Нам потрудиться настала пора.
Щедрые дары ты людям приносишь,
Рады и взрослые, и детвора.
2-й ребёнок.
Листьям дала ты волшебные краски –
Красный, оранжевый, жёлтый наряд.
Лес твой осенний красив, словно в сказке!
Все, кто их видел, о том говорят.
Осень (показывает корзину с осенними листьями, овощами и цветными карандашами).
Пришла я с веточкой калины.
А ну-ка посмотрите, что в моей корзине!
Полна корзина чудо-листиками, овощами,
И цветными…(все вместе) карандашами!
У меня работ, ох, как много,
Вас, ребята, приглашаю, на подмогу!
Музыкальная игра «Цветной хоровод с осенью» (муз. и сл. Л. Некрасовой).
Дети водят хоровод вокруг Осени и поют. Осень по очереди показывает карандаши разного цвета и приглашает в круг детей, у которых в одежде присутствует названный цвет. Они выходят в центр круга и пляшут, остальные хлопают.
После окончания игры дети садятся на стулья. Дюймовочка прячется за цветком.
Осень.
Спасибо вам, ребята,
Что радостно встречаете
И весело со мной играете.
Вы меня похвалили на славу,
Значит, и я вам добром отплачу.
Выбрать подарок теперь ваше право –
Отблагодарить вас всех я хочу.
Дети. Осень, осень, удиви, всем нам сказку расскажи!
Осень. Сказку вы хотите? (Да.) Хорошо. Но сказка эта не простая, о ней мы вам загадку загадаем.
Выходит Сказочница, встаёт рядом с Осенью.
Сказочница.
Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка не больше ноготка!
Осень.
Она легко, как по канату, пройдёт по тоненькой верёвочке.
Она в цветке жила когда-то, а зовут её… (Дюймовочка.)
Молодцы! Угадали, а давайте эту сказку расскажем все вместе. Пусть будут в ней шутки, танцы и песни!
Под фонограмму «Осенний дождь» (муз. Р. Газизова) исполняется танец цветов. После танца из-за цветка появляется Дюймовочка.
Дюймовочка.
Сколько в мире красоты – солнце, небо и цветы!
Бабочки, цветущий луг – как прекрасно всё вокруг!
Дюймовочка отходит к цветку, дети-цветы садятся на стулья.
Появляются Жаба, сын Жабы, лягушата и исполняют танец под фонограмму песни «Лягушачий хор» (муз. и сл. А. Пряжникова).
![]() |
![]() |
![]() |
Сын Жабы. Не хочется мне больше петь!
Жаба. Может, сказочку прочесть?
Сын Жабы. Мне и сказки надоели! Повзрослел я!
Жаба. Неужели? Ах, как быстро время мчится!
Сын жабы. Я хочу скорей … жениться!…
Жаба (обнимает сыночка).
Ах! Сыночек, дорогой! Мой красивый, мой родной!
Я поплаваю по дну, выберу тебе жену… ква-а-а-а…
(Походит к Дюймовочке, берёт её за руку и тащит за собой.)
Нашла! Сынок, нашла!
На дне я, правда, не была,
А увидала это чудо я на полянке рядом с прудом! Ну, как тебе она?
Сын Жабы. Квааа-квааа! Кваааасавица! Женюсь!
Жаба. Пора!
Устроим гнёздышко мы в тине –
И будешь счастлив ты отныне!
Дюймовочка. Простите, но он мне не мил…
Жаба.
Неважно, детка, он мой сын,
И я должна его женить.
Сиди здесь, крошка.
(Сажает её на лист, который лежит рядом с кувшинкой.)
И не ныть!
Мы подготовимся чуть-чуть,
Вас ждёт семейный, долгий путь…ква-а-а…
Сын Жабы, лягушата и Жаба уходят, Дюймовочка плачет.
Летят бабочки, замечают Дюймовочку.
Бабочки (хором). Ах! Какая же малышка!
1-я бабочка. Что здесь делает глупышка?
Дюймовочка. Выдать хотят меня замуж за Квакса!
2-я бабочка.
Ах! Какой ужас! Он же ведь плакса!
Надо ей бедненькой как-то помочь!
Бабочки (хором).
Стебель кувшинки мы оторвём,
Этим Дюймовочку мы и спасём!
3-я бабочка.
Давайте все месте, потянем растенье,
И пусть лист плывёт по теченью!
(Медленно отодвигают кувшинку от Дюймовочки за кулисы, лист как будто уплывает.)
Бабочки (хором).
До свиданья, в добрый путь!
Вспомни нас когда-нибудь!
Сказочница.
Куда б занесло её дальше течение,
Какие бы были ещё приключения,
Если б над речкой откуда-то вдруг
Не появился огромнейший…(Жук!)
Появляется Жук, сделав круг по залу, подлетает к Дюймовочке.
Жук.
Интересно, интересно – любопытный экспонат.
Барррышня, прошу поверить, встрече я ужжжасно рад.
Я – жжук-жужжище, а вот там (показывает) моё жжилище.
Пожалуй, я прекрасней, чем вы, и не встречал.
Я джжжентельмен, сударыня, и вас зову на бал.
Кавалеры приглашают дам!
Жук и бабочки выходят на танец.
Дюймовочка.
Как хорошо на свете жить!
Гулять, нектар цветочный пить.
Качаться в мягких лопухах
И видеть эльфов в чудных снах.
Исполняется танец жуков (парная пляска).
![]() |
![]() |
После танца жуки подходят к Дюймовочке, рассматривают её.
Жуки.
Ужасная! Ужасная! И ножки две всего!
И слышать не желаем о ней мы ничего!
А у неё ведь даже и усиков-то нет!
Какой позор! Какой скандал! Не нравится нам! Нет!
Жук. Вам всем не нравится она?
Жуки и бабочки (хором). Нет! (Топают ногой и отворачиваются.)
Жук (Дюймовочке). Увы, но вы мне не жена!
Жук и остальные жуки и бабочки улетают.
Сказочница.
Осталась девочка совсем одна,
Сплела кроватку из травы и лопуха.
Всё лето прожила она в лесу,
Пила росу и ела цветочную пыльцу…
А тем временем осень вступила в права,
Птицы полетели в тёплые края.
1-й ребёнок.
Улетают птичьи стаи, меньше света и тепла.
Листья с клёна облетают – это осень к нам пришла.
2-й ребёнок.
Ходит осень по садам, ходит, улыбается.
Точно в сказке тут и там все цвета меняются.
Исполняется танец листочков (с шарфиками) под фонограмму «Художница Осень» (муз. и сл. А. Галлямовой).
Сказочница.
Холода и ветра на пороге, журавли собираются в дорогу.
И вот уже последняя стая над полями, над лесами пролетает.
Появляется Ласточка с опущенным крылом, хромает, присаживается на колени.
Дюймовочка.
Ласточка, милая, отчего ты хромаешь?
В края далёкие не улетаешь?
Ласточка.
Мне лиса поранила ножку и крыло,
И пока оно не зажило,
Я в дупло забраться хочу,
На юг со стаей птиц не полечу.
Буду там весну-красавицу ждать.
Только как мне без еды зимовать?..
Дюймовочка.
Вот я зёрнышки в поле собирала,
Их конечно для сытости мало,
Но если есть по чуть-чуть,
До весны проживёшь как-нибудь.
А крылышко вылечить можно!
Я привяжу к нему подорожник.
Вот последний листочек лета!
Ласточка.
Спасибо тебе за это!
Ты мне крылышко листочком полечила,
Твои зёрнышки мне дали немного силы.
Полечу я искать дупло.
Ласточка улетает.
Дюймовочка.
Холодно вдруг стало!
Зима холодная настала.
Я от стужи, голода слабею,
Кто меня приютит и обогреет?
Чья-то норка под песчаным холмом!
Может, пустят меня в этот дом?
Появляется Мышь с коркой хлеба в лапках.
Мышь.
Иди ко мне, согрейся в норке,
На, погрызи кусочек корки.
Дюймовочка. Спасибо! Спасибо! Вы очень добры. Что ж пора мне в путь!
Мышь.
Об этом думать ты забудь!
Сейчас всё снегом заметёт,
Никто по полю не пройдёт.
Дюймовочка. А что мне делать?
Мышь.
Никуда не собирайся,
Здесь со мною оставайся.
Будем вместе зимовать,
Будешь в норке убирать,
По хозяйству помогать.
Ведь сегодня гость придёт!
Дюймовочка. Кто?
Мышь.
Сосед – богатый Крот!
И добавлю, не напрасно:
Для тебя – жених прекрасный!
Ты давай-ка постарайся
Да получше прибирайся.
Дюймовочка.
Вот опять мне не везёт –
И теперь жених мой крот!
Повторять не перестану:
Я его женой не стану!
Появляется Крот.
Крот.
A чей это голос я слышу, соседка?
Ведь гости бывают у нас очень редко.
![]() |
![]() |
Мышь.
Дюймовочка, чаю для гостя налей
Да подай поскорей! (Дюймовочка приносит чай.)
Крот (выпивает чай, встаёт).
Спасибо! Позвольте с вами попрощаться,
Эх, поскорей бы весны дождаться!
Мышь отводит Крота в сторону, шепчутся. Крот уходит.
Мышь.
Дюймовочка, какая радость!
Сосед наш, крот, подумал малость,
И в жёны взять тебя решил!
Он так богат! И очень мил…
Дюймовочка. Но не понравился он мне…
Мышь.
Ты будешь жить с ним в тишине…
Тепло и сухо под землёй!
Послушной надо быть женой!
Мышь прикрепляет фату к волосам Дюймовочки.
Дюймовочка.
За заботу тебе, Мышка, спасибо!
Только можно мне по полю прогуляться?
С красным солнышком навек попрощаться.
Мышь.
Ладно уж, ступай, прощайся.
Только сразу возвращайся (мышь уходит).
Дюймовочка.
Ах! Стану я скоро женою Крота.
Прощайте, родные цветы и трава.
Красно солнышко, прощай!
И меня не забывай! (Машет рукой.)
Появляется Ласточка.
Ласточка.
Что случилось? Какая беда?
Ты, Дюймовочка, о солнце не грусти!
Лучше с ласточкой в далёкий край лети!
Не хочу я искать дупло,
Полечу туда, где тепло!
Слёзы вытри поскорей, улетим за сто морей.
Улетим мы в тёплый край – круглый год там просто рай!
Дюймовочка.
Ах, ну как звучит прекрасно!
Полетели, я согласна! (Бегут по залу, взявшись за руки, девочки-«цветочки» под музыку раскладывают на полу изготовленные из бумаги цветы.)
Ласточка и Дюймовочка останавливаются – прилетели.
Ласточка.
В одном из цветов теперь будет твой дом.
Найди самый лучший – поселишься в нем.
Дюймовочка.
Как красиво, как прелестно,
Как чудесен этот край!
Я найду себе здесь место,
Только ты не улетай!
Выходит Принц.
Принц.
Вы прекрасны, как цветок!
Я – принц! И я у ваших ног!
Скажите кто вы и откуда здесь?
Дюймовочка.
Из дальних краёв прилетела к вам я.
Дюймовочкой все называют меня.
Принц.
Прошу не смейтесь надо мной,
А будьте вы моей женой!
Опускается на одно колено.
![]() |
![]() |
Дюймовочка. Я конечно же, согласна!
Вместе. И будет жизнь у нас прекрасна! (Взявшись за руки, проходят по залу.)
Дюймовочка.
И за что мне счастье – я не знаю!
Все жалеют меня, все мне помогают!
Подружилась со мной детвора!
Принц.
Потому что сама ты добра!
Ну а добрых любят все на свете –
Птицы, звери, взрослые и дети.
Ребёнок.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
Дети исполняют песню «Осенью» (муз. и сл. Л. Некрасовой).
Ребёнок.
Прощаемся, Осень, с тобою.
Совсем уже рядом зима.
Спасибо тебе за подарки,
За все, что ты, Осень, дала.
Осень. А я для детворы приготовила осенние дары!
Показывает корзину с угощениями.
Ведущая.
Вот и сказке конец.
Кто играл, кто смотрел – молодец!
Молодцы! Сыграли на славу!
А родители нам громко скажут… (браво!)
Вот и закончился праздник осенний.
Думаю, всем он поднял настроение.
Приходите в гости к нам,
Рады мы всегда гостям!
Осень раздаёт угощенья детям.
Использованная литература
- Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Под ред. Парамоновой Л.А.- 2-е изд.- М.:ОЛМА Медиа Групп, 2017.- 752с.: ил.(Программа развития и обучения дошкольника).
- Праздничная карусель. Сценарии праздников для дошкольников.-М.: ТЦ Сфера, 2017.-128с.-(Библиотека Воспитателя). (5)
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2014.-368с.
- Картушина М.Ю. Праздники в детском саду. Старший дошкольный возраст.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.-112с.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Подготовительная группа.
- Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей дошкольного возраста. Пособие для практических работников ДОУ.-2-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2004.-144с.: ил. (Дошкольное воспитание и развитие).
Праздник очень яркий, красочные костюмы, стихи для роли рифмованные, дети заинтересованны, родители в восторге! Рекомендуем старшим- подготовительным группам.