Организация развивающей предметно-пространственной среды по экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников
Г.К. Бочкова, воспитатель высшей категории, МАДОУ «Радость» № 203, г. Нижний Тагил
В статье рассматриваются основные принципы, требования и условия, необходимые для организации развивающей предметно-пространственной среды по экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников. Представлен опыт организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду № 203, МАДОУ «Радость».
Скажи мне — и я забуду,
Покажи мне — и я запомню,
Дай мне сделать — и я пойму.
Конфуций
Дети с рождения любят экспериментировать. Им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и экспериментально – исследовательская деятельность удовлетворяет возрастным особенностям.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим способом познания мира. Своими корнями оно уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.
Экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному: знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие великие педагоги, как: Я.А. Коменский. И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и другие.
Психологи утверждают: «В едином процессе психического развития ребенка основу составляют процессы саморазвития, которые характеризуются тем, что целый ряд психических образований познавательного, эмоционального и личностного характера формируются и усложняются в русле собственной активности ребенка. Собственная активность полностью определяется самим ребенком, его внутренним состоянием. Ребенок в этом процессе выступает как полноценная личность, как творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Данный тип активности лежит в основе детского творчества». В экспериментировании дети добиваются результатов, поражающих оригинальностью.
Исследования российских ученых А.Н.Леонтьева, С.Л. Новоселовой, Н. Н. Поддъякова позволяют сформулировать следующие положения:
1. Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.
2. В экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний (познавательная форма экспериментирования), продуктов творчества – построек, рисунков, сказок (продуктивная форма экспериментирования).
3. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества.
4. В экспериментировании органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
5. Экспериментирование во всей своей полноте и универсальности является способом функционирования психики.
6. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами и предметами, стремясь узнать что-то новое. Но дошкольник не знаком с правилами безопасности. Организуемый педагогом эксперимент безопасен и поэтому в детском саду дети учатся экспериментировать под руководством педагога, затем материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно-пространственную среду группы для самостоятельной деятельности. Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:
- максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними,
- безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,
- показ только существенных сторон явления или процесса,
- отчетливая видимость изучаемого явления,
- возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Работу по внедрению экспериментирования надо начинать с создания развивающей предметно-пространственной среды, соблюдая требования, которые формулируют исследователи С. Л. Новоселова, Л. С. Выготский, Н. Н. Поддъяков.
1.Развивающий характер предметной среды.
2.Создание условий для формирования ведущих видов деятельности с одновременным учетом особенностей других видов деятельности.
3.Соответствие возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития
4.Включение не только уже известных ребенку объектов, но и новых, которые побуждают его к последующей деятельности.
5.Учет исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применять свои знания.
В.А. Петровским, P.M. Чумичевой также сформулированы принципы:
- Принцип соответствия особенностям развития и саморазвития.
При создании условий необходимо учитывать два типа детской активности:
— собственной, полностью определяемой ребенком;
— стимулируемой взрослым, который, организует деятельность ребенка для получения заранее определенного результата.
- Принцип информированности, обогащенности и наукоёмкости.
На разных этапах развития личности ребенка этот принцип обеспечивается разнообразной тематикой, обогащением функциональных свойств элементов среды, природными и социокультурными средствами, объектами и средствами многоплановой деятельности, предоставлением возможности получать информацию, необходимую для постановки и решения задач. В связи с этим развивающая среда должна быть неисчерпаема, удовлетворять потребности ребенка в новизне.
- Принцип активности.
В развивающей среде должна быть заложена возможность, как для детей, так и для взрослых изменять ее внешний вид, оформление, определять местоположение материала, объектов. Это стимулирует возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Положение взрослого «рядом» с ребенком, а не «над» ним.
- Принцип эмоциональной насыщенности.
Здесь рассматривается способность среды воздействовать на эмоции ребенка. Окружение должно давать ему разнообразные и меняющиеся впечатления, вызывающие эмоциональный отклик, возможность прожить и выразить свои чувства в какой-либо деятельности.
- Принцип системности.
Среда должна отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения, системе развития «от простого к сложному».
- Принцип статичности – подвижности.
С одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной ориентации в знакомой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защищенности, а с другой – он может изменять, вносить в среду новое в соответствии со своими интересами, вкусами, настроением.
- Принцип эмоционального благополучия и комфорта.
Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и для индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.
- Принцип обеспечения гендерных различий.
Предполагает наличие материалов и предметов, интересных для мальчиков и для девочек, принцип способствует осознанию половой принадлежности. (Например, материалы по темам «Мир тканей» и «Мир металла»…)
- Многофункциональность.
Предполагает возможность использования для решения задач различных видов деятельности детей.
- Рациональность.
Предполагает удобство подхода, свободный доступ к материалу, его многократное использование, как в самостоятельной, так и в совместной деятельности.
- Обновляемость материала.
Вариативность материала для поддержки интереса детей и учета их возможностей через создание разного уровня сложности.
- Безопасность материалов и инструментов, а так же их безопасное размещение и хранение.
В нашем детском саду уделяется большое внимание развитию познавательной активности через опытно-экспериментальную деятельность детей. Уголки опытов и экспериментирования находятся в каждой группе. Так же есть отдельное помещение – Интерактивный музей «Город мастеров», где находятся материалы и оборудование для проведения экспериментальной деятельности с более глубоким в неё погружением.
Интерактивный музей – это музей, где детям и взрослым можно и нужно смотреть, трогать, думать, действовать, быть участниками демонстрации опытов, решения конструкторских задач. В интерактивном музее могут найти себе интересные задания дошкольники не только старшего возраста, но и младшего, и даже раннего. Ориентироваться детям и педагогам в музее помогают маркеры, размещённые на полках (они указывают рекомендуемый возраст); на коробках и контейнерах (раздел экспериментирования). Предупреждающие маркеры обращают внимание на безопасность, особое внимание со стороны взрослых при взаимодействии с данными материалами.
Интерактивный музей состоит из четырёх зон: зона экспериментирования, конструирования, зона интерактивного оборудования и программирования, выставочная зона.
У детей есть возможность использовать наборы «Аня и Лёня экспериментируют», электронный конструктор «Знаток», магнитный конструктор «Магформерс», электронный микроскоп «KENA», электронный таймер-секундомер, точные аптечные весы, игровой программный комплекс «ПРОФЁСТ», игровой комплекс «Игрёнок», интерактивный стол и многое другое.
У детей есть возможность переносить материалы из группы в музей, из музея в группу для проведения длительных наблюдений, знакомства с проведёнными экспериментами других участников образовательного процесса.
Рассмотрим пример организации уголка экспериментирования в группе детского сада старшего дошкольного возраста. Все материалы и оборудование расположено вдоль стены под окном.
Такое расположение объясняется соединением уголка экспериментирования с уголком природы. Необходимые для опытов, экспериментов и наблюдений материалы хранятся в контейнерах с маркировкой. Количество контейнеров и содержание в них периодически меняется и пополняется, в зависимости от возраста детей и сбора информации по данной теме. За основу взяты основные темы экспериментальной деятельности дошкольников: «Вода», «Воздух», «Свет и цвет», «Звук», «Движение», «Электричество», «Магниты».
Кроме тематической маркировки на некоторых контейнерах размещены предупреждающие знаки безопасности. Материалами данного контейнера необходимо пользоваться очень осторожно.
Результаты опытов, наблюдений дети фиксируют в своих «Дневниках наблюдений». Работа с дневником позволяет развивать умения схематически составлять последовательность, выстраивать логическую цепочку процессов, фиксировать в памяти ребёнка ход наблюдения.
Дидактические игры по ознакомлению детей с окружающим миром и природой так же расположены в уголке экспериментирования и наблюдения. Там же «Календарь природы», позволяющий вести ежедневные наблюдения за погодой. Альбомы «Времена года» дополняют представления детей о сезонных изменениях в природе. Они содержат фотографии, картинки, стихи, приметы по каждому месяцу года.
Многое для уголка экспериментирования выполнено своими руками из подручных материалов: «Гидростанция», «Магнитный трек», «Шарманка», «Волшебный аквариум», «Машинки на воздушной подушке», «Простая электрическая цепь с лампочкой», лэпбук «Удивительное рядом» и т. д.
В уголке выделено место для тематических выставок, в создании которых, участвуют как педагоги, так и дети с родителями. Тема выставки зависит от изучаемой темы в детском саду: «Время», «Измерительные приборы», «Виды бумаги», «Материалы» и т.д.
Личные и совместные коллекции детей также расположены в уголке экспериментирования. Коллекционирование – это один из ведущих методов познания разнообразия окружающего мира детей. Здесь мы видим интересы детей, их увлечения миром. Легко можно каждую детскую коллекцию подвести к участию в эксперименте или сделать результатом эксперимента или наблюдения. Вот некоторые темы наших коллекций: «Мы путешествуем», «Насекомые Урала», «Подарки морского дна», «Фантики», «Марки», «Динозавры», «Заводные игрушки», «Зеркала», «Свечи» и т. д.
В нашем уголке экспериментирования можно найти всё необходимое для выращивания растений и наблюдений за ними.
Особое место занимают детские проекты как индивидуальные, так и совместные. Проект выступает в роли как начала эксперимента, изучения темы детьми, так и заключительного этапа, обобщения знаний. Ребята с удовольствием трудятся над созданием проектов, с большой радостью презентуют их детям. Часто можно наблюдать, как дети самостоятельно рассматривают проекты, делятся впечатлениями об изученной теме, проведённом эксперименте. Вот некоторые темы проектов: «Зачем нужна вода?», «Где работает воздух?», «Какая бывает вода?», «Мой аквариум», «Мой сад», «Опасное и безопасное электричество», «Сила магнита» и т. д.
В детском саду создана картотека опытов и экспериментов, которая постоянно пополняется и обновляется. В этой картотеке есть карточки, не только приобретённые в магазине, но самостоятельно разработанные на основе проведённых с детьми опытов.
Карточки – это помощь педагогу, чтобы можно было быстро сориентироваться в ситуации, предложенной детьми, а также для самостоятельной экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Можно взять карточку домой и попробовать выполнить эксперимент вместе с родителями.
Хорошо спланированная организация развивающей предметно-пространственной среды по экспериментально – исследовательской деятельности дошкольников способствует развитию познавательной деятельности, психических процессов, активизации мышления, умственных умений анализа, синтеза, сравнения и классификации, обобщения, развитию речи, умению формулировать свои мысли.Родители активно участвуют в оснащении уголка опытов и экспериментирования. Они откликаются на просьбы в пополнении тематических уголков, создании коллекций и выполнении совместных проектов. С радостью участвуют в роли экспертов и жюри при проведении совместных игр, открытых мероприятий.