«Расцвели вокруг цветы небывалой красоты». Занятия для детей старшего дошкольного возраста

«Расцвели вокруг цветы небывалой красоты». Занятия для детей старшего дошкольного возраста

Г.В. Игнатьева, старший воспитатель; Н.Ф. Абрамова, воспитатель, МДОУ комбинированного вида № 33 «Мечта», г. Тольятти, Самарская обл.

 

Педагоги нашего дошкольного учреждения, работая с детьми с нарушением зрения, стараются расширять их представления об окружающем. На территории детского сада высажены разнообразные растения, оформлена альпийская горка, водоём, аптечная поляна.

Дошкольники наблюдают за растениями каждый день, отмечают все изменения, происходящие с ними, учатся классифицировать растения по разным признакам.

Работа проводится с учётом индивидуальных особенностей детей, связанных со степенью нарушения их зрения.

Использование разнообразного иллюстративного и литературного материала, игр, тематических разминок и комплексов гимнастики для глаз способствует качественному усвоению программы, позволяет решить коррекционные задачи, вызывает у детей положительные эмоции, которые благотворно влияют на их здоровье.

 

Занятие

Старший дошкольный возраст

Утром в групповую комнату входит Дюймовочка и проводит с детьми беседу на тему «Цветы бывают разные».

Дюймовочка. Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? (Ответы детей.) Да, я Дюймовочка из сказки Г.-Х. Андерсена. Как я рада, что оказалась в детском саду! Мне понравилось название вашей группы – «Солнышко», и я хотела бы у вас погостить. Думаю, мы подружимся.

Воспитатель. Конечно, Дюймовочка. Наши дети очень гостеприимны.

Дюймовочка. Как много у вас цветов! Я так их люблю! Если вы помните сказку, то знаете, что вся моя жизнь была связана с цветами: я появилась из бутона, а потом, выйдя замуж, стала королевой эльфов и поселилась в цветке. А вы любите цветы? (Да.) Давайте посвятим нашу встречу этим чудесным растениям. Согласны? (Да.)

Воспитатель. Дети любят растения и будут рады узнать о них как можно больше.

Дюймовочка. Замечательно! Приглашаю вас на прогулку. Отгадайте, куда мы пойдём?

Есть у ребят зелёный друг,

Весёлый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячу ладошек.

(Лес.)

Правильно, мы пойдём в лес. Здесь у меня много друзей. (Во время беседы Дюймовочка показывает карточки с изображением растений.) Вы знаете, как называются цветы, которые растут в лесу? (Лесные.) Какие лесные цветы вы знаете? (Ландыш, подснежник, хохлатка, крапива, мать-и-мачеха, медуница.) Молодцы. А лютик и цикорий вам знакомы? (Да.) Где они растут? (На лугу. Это луговые цветы.)

Воспитатель. У нас на аптекарской поляне растёт много луговых цветов. Дети, назовите их. (Колокольчик, ромашка, одуванчик, пижма, незабудка.)

Дюймовочка. Может, и этот цветок вам знаком?

Колосится в поле рожь.

Ты во ржи цветок найдёшь

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василёк.)

Воспитатель. Где растёт василёк? (В поле. Это полевой цветок.) А вьюнок? (Тоже полевой.) Правильно. А есть цветы, которые растут в воде. Назовите водные цветущие растения. (Кубышка, лилия, лотос.)

Дюймовочка. Как много цветов вы знаете! А это что за цветок? (Тюльпан.) Это мой любимый цветок, из его бутона я появилась на свет. К каким цветущим растениям он относится? (К садовым.) Назовите садовые цветы. (Флокс, роза, пион, настурция, петуния.)

Воспитатель. Я видела в цветнике необычный василёк. Он крупнее и ярче своих полевых собратьев. Интересно, как он перебрался с поля в сад?

Дюймовочка. Многие дикорастущие растения лугов и лесов переселяются на клумбы. Помогают им цветоводы-селекционеры, которые создают новые сорта этих растений.

Воспитатель. Ты так много знаешь о цветах! А чем мы будем заниматься с детьми в течение этой цветочной недели?

Дюймовочка. Нас ждут увлекательные встречи. Мы познакомимся с новыми видами цветов, будем рисовать и вырезать их из бумаги, рассказывать о них стихи и сочинять сказки.

 

«Посылка с далёкой планеты»

Интегрированное занятие

Цель. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук. Закреплять понятия «садовые растения» и «водные растения».

Материал. Капсула с фрагментами живых цветов (мак, ноготки, кувшинка, львиный зев, георгин, пион, рогоз). Квадраты из цветной бумаги. Мяч. Чёрные очки – на каждого ребёнка.

 

В групповую комнату входит Дюймовочка.

Дюймовочка. Удивительная новость: ваш город посетили пришельцы с далёкой планеты! Мне посчастливилось пообщаться с одним из них. Я рассказала ему о чудесных цветах, растущих на Земле. Пришелец изумился, но причину его удивления я не успела узнать. Он получил сигнал о срочном возвращении на свой летательный аппарат. Перед исчезновением пришелец дал мне вот эту капсулу (показывает). Боюсь, её содержимое может испускать непривычное для наших глаз излучение. Давайте наденем защитные очки и попробуем определить, что подарил нам гость с далёкой планеты.

Дети и Дюймовочка надевают чёрные очки. Воспитатель открывает капсулу-посылку и предлагает детям, не склонным к аллергии, определить по запаху её содержимое.

Воспитатель. Что напоминает вам этот запах? (Аромат цветов.)

Дюймовочка. Удивительно! Значит, на далёкой планете тоже растут цветы. Продолжим наши исследования. Попробуем прикоснуться к содержимому посылки. (Вынимает из капсулы растение, комментируя свои ощущения.) У меня в руках растение с длинным и гладким стеблем. На конце стебля находится коробочка, которая при встряхивании гремит. 

Воспитатель. Вам этот звук ничего не напоминает? (Так гремит коробочка с семенами мака.)

Дюймовочка. Теперь вы достаньте из капсулы по одному цветку, ощупайте его и расскажите о ваших ощущениях.

Дети поочерёдно выполняют задание, пытаясь назвать растение.

Воспитатель. Обследуя растения другой планеты, мы убедились, что они не опасны. Поэтому я предлагаю вам снять очки и рассмотреть цветы.

Дюймовочка. Теперь понятно, что так удивило пришельца. А вы, ребята, догадались? (Цветы с другой планеты такие же, как растут на Земле.) Правильно. На какие группы можно разделить эти растения? (На садовые и водные.) Интересно, как на далёкой планете называют эти цветы и где они растут? Есть ли там клумбы и водоёмы?

Воспитатель. Давайте напишем инопланетянам письмо и пошлём им в подарок цветы, сделанные своими руками: тюльпаны и лилии, кувшинки и ирисы. А чтобы работа спорилась и наши пальцы стали ловкими, проведём пальчиковую гимнастику.

Дети вместе с воспитателем произносят слова стихотворения, ритмично постукивая кончиками пальцев правой руки по кончикам пальцев левой руки.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький цветок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Затем каждый ребёнок складывает понравившийся цветок. Воспитатель показывает последовательность выполнения поделки-оригами.

Воспитатель. Вы сделали замечательные цветы! А теперь ваши глаза должны отдохнуть.

Проводится упражнение для глаз «Цветы».

Настурция, петуния

(Переводят взгляд влево-вправо.)

И лилий хоровод

(Выполняют круговые движения глазами.)

На солнышке разнежились.

(Смотрят вверх.)

Вдруг видят – жук ползёт.

(Смотрят вниз.)

Усищи тараканьи,

(Переводят взгляд влево-вправо.)

Глазищи – о-го-го.

(Выполняют круговые движения глазами.)

Эй, кто-нибудь, спасите

(Смотрят вверх.)

Красавиц от него.

(Смотрят вниз.)

Дюймовочка. Молодцы! Давайте упакуем эти чудесные цветы в капсулу. Как только я встречу обитателя той далёкой планеты, то передам ему ваш подарок.

Дети складывают бумажные цветы в капсулу.

Воспитатель. Вы славно потрудились. Теперь поиграем.

Проводится игра с мячом «Рассади цветы».

Воспитатель поочерёдно бросает мяч каждому ребёнку и называет цветущее растение. Ребёнок, возвращая мяч, называет место, где оно растёт (кувшинка – водоём, астра – цветник и т.д.).

После занятия дети собираются на прогулку.

Дюймовочка. Захватите с собой зонты.

Воспитатель. Зачем? Ведь на улице нет дождя.

Дюймовочка. По дороге в детский сад я видела «плачущий» клён – верный признак приближения дождя. Хотите, я расскажу вам о приметах, связанных с предсказанием погоды по растениям? (Да.) Тогда скорее одевайтесь и выходите на улицу.

Дети выходят на прогулку.

Проводится опытно-экспериментальная работа по теме «Определяем погоду по цветам».

Дюймовочка (встречает детей на участке). С давних времён люди наблюдали за растениями и заметили, что некоторые из них могут предсказывать погоду. Растения-барометры можно встретить и в саду, и в лесу, и у водоёмов. Давайте отыщем кислицу. Это один из лучших барометров. Где можно найти это растение? (В лесу.)

Дети и взрослые идут в берёзовую рощицу, находят и рассматривают кислицу.

Дюймовочка. Обратите внимание: листочки у кислицы сложены, а цветы закрыты. Растение показывает, что воздух влажный и будет дождь. Подтверждает это и папоротник (показывает). Посмотрите, как скручены его листья. А вот фиалка опустила свои глазки к земле и сильно благоухает – верный признак близкого дождя. Это я точно знаю, ведь моя перинка была из лепестков фиалок.

Воспитатель. Есть ещё одно растение, которое может предупредить о приближающемся дожде, – клевер. Давайте его найдём. (Дети подходят к растению.) Посмотрите, его цветок в ожидании ненастья поник, а листочки прижались друг к другу, как пальцы, сложенные в горсть.

Дюймовочка. На следующей прогулке расскажу вам о цветах, которые предсказывают ясную, хорошую погоду. А сейчас я с вами расстаюсь до вечера.

Дети прощаются с Дюймовочкой и продолжают прогулку. В течение дня воспитатель обращает их внимание на состояние погоды.

        

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x