Сложные ситуации в вопросах и ответах – детская привязанность

Сложные ситуации в вопросах и ответах – детская привязанность

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

 

Обсудим тему детской привязанности и непростые вопросы отрыва от значимого взрослого, в первую очередь от мамы. Вашему вниманию предлагаются психотерапевтическая сказка и перечень мультфильмов по этой тематике. Но сначала ответим на вопросы читателей.


Дочь постоянно просится на руки. Нормально ли это в два года?

Обычно после двух лет дети редко просятся на руки. Но только в том случае, если прежде их потребность в объятьях удовлетворялась в достаточной степени. Для малыша руки значимых взрослых – это островок безопасности, свидетельство того, что их любят и заботятся о них. Если ребенок просится на руки после двух лет, значит, пока недополучил внимания от мамы или папы в необходимом ему объеме. Малыш нуждается в ваших объятьях, не отказывайте ему. Это ускорит удовлетворение потребности во внимании, и со временем просьбы исчезнут. Ребенку начнет доставлять удовольствие самостоятельное перемещение, игры и связанная с ними независимость. Отказ в удовлетворении значимой потребности во внимании приведет к тому, что малыш будет пытаться добиться этого всеми возможными способами. Причем он будет не только проситься на руки, но и активно привлекать ваше внимание своим поведением.

Не стоит исключать и другие вероятные причины подобных действий: тревожность, страхи, переутомление или плохое самочувствие. В таких случаях ребенок ищет на руках у родителей защиту. Устранение травмирующего фактора приведет к тому, что потребность постоянно находиться так близко к родным сойдет на нет. При этом важно понимать, что необходимость во внимании и объятиях все равно останется, просто для удовлетворения ее уже не будет требоваться часами сидеть с малышом на руках или носить его.


Сын спит с мягкой игрушкой. Засыпать без нее отказывается, может начать плакать. Нормально ли это в возрасте шести лет? И что сделать, чтобы он послушался нас и отдал игрушку?

Игрушка в данном случае выполняет функцию переходного объекта. С ее помощью ребенок переживает отделение от матери и взросление. Обычно мягкие игрушки в таком статусе дети используют, когда начинают спать отдельно, но не ранее двух лет. Сколько времени он с ней проведет, зависит от его потребностей. Возможно, малышу не хватает времени общения с мамой, ее внимания и заботы. Также он может использовать игрушку как надежного друга в борьбе со страхами или даже защитника от них, а также как средство для успокоения и засыпания. В большинстве случаев к школьному возрасту ребенок отказывается от сна с игрушкой. Но даже если такое поведение сохраняется у ребенка старше семи лет, психологи не рекомендуют вмешиваться в этот процесс. За исключением тех случаев, когда характер общения с игрушкой может сигнализировать о трудностях в развитии: ребенок предпочитает проводить время с игрушкой не только ночью, но и в дневное время, в том числе постоянно говорит с любимцем, капризничает и даже устраивает истерики, если игрушки нет рядом; выбор в качестве своего любимца бытовых предметов. В этих случаях рекомендуется,  не откладывая, обратиться к психологу.


Ребенку два с половиной года. Месяц назад попробовали перевести его из нашей комнаты в детскую. Категорически отказывается и тяжело засыпает. Может, мы поторопились? В каком возрасте дети должны спать отдельно?

Изменение привычного уклада жизни является для малыша стрессовой ситуацией. В том числе и перевод в отдельную кровать и тем более комнату. В этой связи решение переводить его в детскую важно воплощать в жизнь постепенно. Ребенка нужно заранее готовить к этому, беседовать с ним, в идеале он должен сам этого захотеть, став более самостоятельным, насытившись вниманием и любовью родителей. В большинстве случаев это происходит в возрасте трех лет. Для ускорения процесса можно на примерах показывать ребенку, что другие дети спят отдельно, например малыши ваших друзей, его приятели, герои сказок и мультфильмов (см. описание работы с мультфильмом «Малыш и Карлсон» ниже). Важно, чтобы такой перевод, независимо от возраста ребенка, не совпадал с другими стрессовыми для него ситуациями: пополнение семьи, переезд, начало посещения детского сада, развод родителей и т.д.

Внезапное переселение способно привести к ряду негативных последствий. Кроме стресса, повышения тревожности, у малыша может возникнуть ощущение, что он провинился или близкие больше не любят его. В обоих случаях он будет делать все, чтобы привлечь внимание взрослых, в том числе и через проблемы с засыпанием.

 

 

Психотерапевтическая сказка на тему детской привязанности

«Жеребенок и молочко / Лошадка и молочко»

 

Проблема. Сохранение грудного вскармливания после двух лет при усталости или нежелании мамы продолжать этот процесс. Сказка может быть использована для профилактики трудностей отлучения от груди. Предназначена для детей двух–четырех лет.

 

На лугу в далекой стране жила семья лошадок: Папа-конь, Мама-лошадь и малыш Жеребенок.(Если сказка предназначена девочке, то здесь и далее по тексту – малышка Лошадка. Все существительные, местоимения, окончания в прилагательных и глаголах – женского рода, а слово «мальчик» заменяется на «девочка». Структура семьи воссоздает семью ребенка. – Авт.) Сначала он был совсем маленьким, много спал и кушал молочко Мамы-лошади. Очень любил прижиматься к маме, обнимать ее. Радовался, когда вместе с родителями он играл с любимыми игрушками и в прятки. (Добавляем любимые игры ребенка. – Авт.)

Время шло. Жеребенок рос приветливым, озорным мальчиком, много радовался и от души смеялся. Он научился ходить и говорить. С увлечением скакал по зеленой лужайке, усыпанной разноцветными цветами, и играл с друзьями. Мамино молочко он просил все реже. Но иногда все-таки вспоминал о нем. Это происходило, когда он был сильно голоден, очень уставал, ему было больно или страшно. Тогда он скакал к маме, крепко прижимался к ней и просил молочка.

Однажды теплым летним днем, когда Жеребенок играл на лужайке с друзьями, он упал и сильно ударился. Опять захотелось побежать к маме и попить молочка. Но рядом былатолько бабушка, родители ушли в гости и обещали вернуться лишь вечером. Жеребенку стало страшно и обидно, и он заплакал.

– Что случилось? – спросил его верный друг Коник (Если сказка предназначена девочке, то здесь и далее по тексту – подруга Лошаденька. – Авт.)

– Так больно, так страшно… И вообще, я устал и хочу есть, – сквозь слезы объяснил Жеребенок. – Мне так хочется маминого молочка, но она вернется только вечером.

– Ты такой большой и сильный. Вполне можно и без молочка обойтись. Я уже давно его не пью, а ем любимую травку. Вот эта самая вкусная. Попробуй! – и Коник указал на ярко-зеленые травинки с белыми полосками вокруг.

Действительно, они оказались вкусными. Есть больше не хотелось.

– Ты уже совсем забыл про свой удар, – продолжал Коник. – Если удариться не сильно, то все пройдет само собой, особенно если продолжать играть. Но можно поступить и по-другому. Когда очень больно, я прикладываю подорожник или лью холодную водичку на место удара, начинаю играть в прятки, и все проходит. Если страшно, то на помощь всегда придем мы – твои верные друзья. И бабушка недалеко, всегда можно поскакать к ней и обнять ее. Сразу становится так хорошо!

Жеребенок вспомнил, как это приятно – обнимать бабушку, маму и папу. Как его защищают верные друзья, если грозит опасность. И страх сразу отступил. А про свое падение он действительно давно уже забыл.

– Я понял, – радостно произнес он. – Большие мальчики и девочки всегда могут придумать что-то. Например, если ты устал, то можно полежать в тени старого дуба и отдохнуть. Это я и сделаю, – добавил мальчик.

–Я тоже утомился и с радостью прилягу рядом, – поддержал его друг.

С того самого дня Жеребенок никогда больше не просил маминого молочка. Мама-лошадь, Папа-конь и Бабушка-лошадь были очень рады этому. Он стал большим и теперь знал, что нужно делать, если все-таки захочется попить молочка. А ты уже большой?

 

Вопросы и предложения

  • Расскажи о семье лошадок из сказки.
  • В каких случаях Жеребенку хотелось маминого молочка?
  • Кто и как ему помог, когда мамы не оказалось рядом?
  • Что придумал сам Жеребенок?
  • А что можем придумать мы, когда тебе опять захочется молочка?

 

Ритуалы. В каждой ситуации, когда ребенок просит грудь, напоминаем, что «Жеребенок теперь не пьет мамино молочко. Он уже большой. И ты тоже», и  предлагаем альтернативный вариант: попробовать вкусную еду, отдохнуть под звуки любимой музыки, приложить лед к месту удара, игрушку-защитника от страха или крепкие объятья родителей.

 

Перечень мультфильмов, облегчающих процесс расставания

с близкими взрослыми и отрыв от родителей

(в том числе через осознание силы их любви)

 

Мультсериал «Три кота». Сезон 1 (2016 г.). Серия 32. «Командировка». Папе предстоит отправиться в командировку, и дети решают помочь ему в сборах. Мультфильм используем для обсуждения темы отъезда родителей или других значимых взрослых в командировку.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 5,5 мин.

Ход беседы после просмотра и основные вопросы. Как дети помогли папе-коту в сборах? По какой причине все радовались, ведь папа уезжал?

Обсуждаем, что кто-то из родителей тоже в ближайшее время отправится в командировку.

Как ты можешь помочь в сборах папе (маме или другому значимому взрослому, который собирается в командировку)?

Занятия после просмотра. Играем в командировку (отправляем в нее любимую игрушку ребенка). Помогаем родителю или другому значимому взрослому собираться. Когда он отправится в командировку, ежедневно закрашиваем по одному кругу (на листе формата А4 рисуем круги диаметром 2–3 см – по числу дней командировки – и вешаем листок на дверцу холодильника). Если дата приблизительная, то кругов делаем намного больше, с таким расчетом, чтобы до возвращения взрослого они не закончились.

 

Мультсериал «Три кота». Сезон 2 (2018 г.). Серия 37 (89). «Мама заболела». Мама заболела, и дети пытаются помочь ей быстрее выздороветь. Мультфильм используем для обсуждения темы болезни мамы или другого значимого взрослого.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 5,5 мин.

Основные вопросыпосле просмотра. Что придумали дети, чтобы мама быстрее выздоравливала? Что на самом деле было нужно маме? Что ей помогло?

Обсуждаем, что кто-то из родителей тоже заболел. Что не всегда в этом случае можно оставаться дома, иногда приходится лежать в больнице, чтобы быстрее выздороветь.

Как ты можешь порадовать маму (папу или другого значимого взрослого, который заболел)?

Занятия после просмотра. Поем, танцуем, готовим и/или рисуем для мамы или другого заболевшего значимого взрослого. Если она/он в больнице, то каждый день делаем для него по одной поделке и показываем с помощью онлайн-связи или отвозим в больницу (не обязательно отвозить каждую, по мере возможностей). Также в этом случае ежедневно закрашиваем по одному кругу (на листе формата А4 рисуем круги диаметром 2–3 см – по числу дней разлуки с родителем – и вешаем листок на дверцу холодильника). Если дата приблизительная, то кругов делаем намного больше, с таким расчетом, чтобы до возвращения взрослого они не закончились.

 

Мультфильм «Мама» (1972 г.). Мама ненадолго уходит в магазин, пока сын спит дома. В магазине она постоянно представляет, что с ним случается что-то опасное. Мультфильм демонстрирует силу материнской любви и переживания за своего ребенка.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 10 мин.

Основные вопросы после просмотра. По какой причине мама в магазине постоянно представляла, как с сыном происходят опасные ситуации? Как думаешь, она любит своего сына?

Объясняем малышу, что родители точно также думают о нем, когда уходят куда-нибудь даже ненадолго.

Какие правила безопасности нужно соблюдать, когда родителей нет дома? (Вопрос для детей старше 3 лет.)

Занятия после просмотра. Покормить птиц около дома. Поиграть в магазин. Проиграть соблюдение правил безопасности (для детей старше 3 лет).

 

Мультфильм «Малыш и Карлсон»(1968 г.). В мультфильме в числе прочего показано, как сильно родители любят ребенка и переживают за него, даже когда они не рядом, независимо от его возраста.

Примечание. Дополнительно данный фрагмент можно использовать для демонстрации того, что дети спят отдельно от родителей.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 19 мин.

Ориентировочное время используемого фрагмента: 09 мин 15 с – 15 мин 15 с (приблизительно). Общее время – 6 мин.

Основные вопросы беседы после просмотра. По какой причине родители Малыша так испугались? Как думаешь, они любят своего сына?

Объясняем малышу, что родители точно также его любят (даже еще сильнее) и переживают за него. Хотят знать, где он находится. И не перестают думать о нем, когда не рядом.

Обращаем внимание ребенка на то, что Малыш спит в отдельной комнате один: «Ты у нас уже совсем большой. Хочешь попробовать поспать в отдельной комнате, как Малыш?». (Если ребенок отказывается даже после проигрывания ситуации, то не настаиваем. Используем сказки и мультфильмы с аналогичным примером раздельного сна, чтобы подготовить его. Сон в отдельной комнате вводим только, когда малыш сам этого хочет.)

Занятия после просмотра. Играем с одним или обоими родителями в «Обнимашки» (кто кого сильнее и больше раз обнимет). Обсуждаем, как сильно любим друг друга (например, «не согласимся расстаться даже за сто тыщ миллионов», «любим до Луны и обратно», «обожаем сильно-пресильно-пресильно»). Играем в «сон в отдельной комнате». Можно начать с кукол, которых ребенок укладывает в детской, потом пример подают родители, а после – уже сам малыш спит отдельно.

 

Мультсериал «Смешарики. Пин-код» (2017 г.). Сезон 4. «Гуманитарные технологии». Серия 95. «Формула любви». О том, что родители всегда любят своих детей, даже если им трудно выразить это словами.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 13,5 мин.

Основные вопросы беседы после просмотра. Как ты думаешь, Пин любил Биби? Когда ему удалось рассказать сыну об этом? А мама с папой любят тебя? Откуда ты это знаешь?

Обсуждаем, как важно говорить родителям о том, что чего-то не понимаешь. Как важно уметь рассказать о своих чувствах.

Занятия после просмотра. Игра в космическое путешествие. Говорим друг другу о своей любви. Договариваемся рассказывать о своих чувствах и о ситуациях, когда не понимаем, чего хотят родители.

 

Мультфильм «Головоломка» (2015 г.), США. О том, как можно справиться с переездом, особенно если привязанность к прежнему месту жительства и друзьям очень сильная.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 1 час 35 мин.

Ориентировочное время используемых фрагментов:

  1. 07 мин 23 с – 10 мин 37 с (приблизительно). Общее время – 3 мин 14 с. Первые эмоции от переезда.
  2. 21 мин 51 с – 24 мин 04 с (приблизительно). Общее время – 3 мин 13 с. Как трудно бывает на новом месте. Школа.
  3. 45 мин 20 с – 46 мин 51 с (приблизительно). Общее время – 1 мин 31 с. Как трудно бывает на новом месте. Любимое занятие.
  4. 1 час 21 мин 33 с – 1 час 23 мин 50 с (приблизительно). Общее время – 2 мин 17 с. Разговор по душам с родными о том, что тяжело на новом месте.
  5. 1 час 25 мин 39 с – 1 час 26 мин 10 с (приблизительно). Общее время – 31 с. Как все удачно сложилось на новом месте.

Общее время10 мин 46 с.

Примечание. Если ребенок смотрит мультфильм впервые, то сначала показываем вводный фрагмент про эмоции: начало – 04 мин 38 с (приблизительно). Общее время – 04 мин 38 с. Появление эмоций радости, печали, страха, брезгливости и гнева и их проявления у человека.

Далее перед просмотром каждого фрагмента рассказываем малышу о том, что он сейчас увидит, а после – обсуждаем и задаем вопросы. В финале организуем совместные занятия по примеру того, что любила делать героиня мультфильма.

Основные вопросы. Что чувствовала Райли в ходе переезда? А какие чувства посещали ее уже на новом месте? Что помогло девочке справиться с ситуацией? Чем все закончилось?

Занятия после просмотра. Катаемся на роликах или на коньках (в зависимости от времени года). Если ребенок не умеет кататься, то можно использовать четырехколесный (трехколесный) велосипед или санки.

Договариваемся рассказывать о тяжелых переживаниях после переезда и поддерживать друг друга в сложных ситуациях.

 

В заключение отметим, чтов жизни ребенка обязательно будут запланированные и незапланированные разлуки с близкими взрослыми. Как подготовить к ним малыша и помочь ему их пережить, подробно обсуждали в рубрике «Актуальный разговор» (Дошкольное воспитание. 2018. № 10 и 2019. № 8). Также в рамках рубрики представленапсихотерапевтическая сказка, которая направлена на адаптацию к запланированной или вынужденной разлуке со значимым взрослым (Дошкольное воспитание. 2019. № 8).

 

 

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x