Наш друг сайгачонок. Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Наш друг сайгачонок. Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Б.В. Олядыкова, воспитатель, МДОКУ Детский сад «Харада», с. Троицкое, Целинный район, Республика Калмыкия

 

Цель. Обобщить знания детей о диких животных степи.

Задачи

Образовательные: углубить знания детей о среде обитания, особенностях внешнего вида сайгака; познакомить детей с природным биосферным заповедником Калмыкии «Чёрные земли», с Красной книгой.

Развивающие: обогащать словарный запас детей; развивать связную речь, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к диким животным.

Предварительная работа. Беседа о природе родного края, рассматривание альбомов о диких животных степи. Разучивание песни и стихотворений о сайгаках.

Оборудование: ноутбук; проектор; экран; магнитофон; музыкальная фонограмма (пьеса «Степь» П. Чонкушова); картинки с изображением диких и домашних животных; ватман; изображение сайгака на каждого ребёнка; клей, кисточки, салфетки, стаканчики.

 

Ход НОД

 

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Что мы должны сказать?

(Поздороваться.)

Давайте встанем в круг и поприветствуем всю природу.

Здравствуй, жёлтое солнце!

Здравствуй, зеленая трава!

Здравствуй, родная земля!

Здравствуй, друг!

Ребята, кто для вас самый близкий и родной человек? Кого вы любите больше всего на свете? (Ответы детей.) Правильно, мама для каждого самый родной человек. Замечательно, когда рядом мама!

Раздаётся стук в дверь. Входит мама одной из воспитанниц Вероника Васильевна.

Мама. Здравствуйте, ребята!

Воспитатель. Здравствуйте, Вероника Васильевна! Мы очень вам рады! Но, что с вами случилось, почему вы такая грустная?

Мама. По дороге в детский сад я встретила работников заповедника, которые рассказали мне, что у них случилась беда. Потерялся один маленький сайгачонок. Они просят всех о помощи. Может, вы поможете, разыскать сайгачонка?

Воспитатель. Вот беда-то, какая! Ребята, поможем разыскать сайгачонка?

Дети. Да!

Воспитатель. Только сначала нам надо выполнить несколько заданий. Ребята, кто знает, где живут сайгаки?

Дети. Сайгаки живут в степи.

Воспитатель. Я предлагаю всем вместе отправиться в степь. Закройте глаза.

(1-й слайд. Изображение степи. Звучит музыка – «Степь» П. Чонкушова.)

Это наша широкая калмыцкая степь. Именно здесь обитают сайгаки – самые быстрые животные степи. Их еще называют степными антилопами.

(2-й слайд. Изображение сайгака.)

Сайгак – дикое травоядное животное. Питается жесткими травами: это ковыль, пырей, полынь, лишайники, также различными степными цветами.

Сайгак – животное не очень крупных размеров. Шерсть имеет желтовато-коричневый окрас.

Ребята, опишите внешний вид сайгака.

Дети. Глаза большие, уши и хвост короткие, нос похож на хоботок, ноздри круглые, близко расположены друг к другу, направлены вниз. Задние копыта меньше передних.

(3-й слайд. Изображение головы сайгака и музыкального инструмента лиры.)

Воспитатель. Рога у сайгака лировидной формы – они похожи на древний музыкальный инструмент лиру; на рогах сайгака кольцевые валики. Рога бывают только у самцов.

(4-й слайд. Изображение стада сайгаков.)

Живут сайгаки вместе в одном стаде или небольшими группами. У них нет постоянного убежища или укрытия. Быстрые и неутомимые ноги спасают сайгаков от хищников и даже от плохой погоды. Сайгак имеет очень хорошее зрение и обоняние. Эти животные заранее могут предчувствовать буран, пургу, сильный ливень и быстро перебежать в другие места за сто и более километров.

(5-й слайд. Памятник сайгакам.)

Сайгаки – гордость нашей республики Калмыкии, потому, что обитают в степях Калмыкии.

(6-й слайд. Опасности.)

К сожалению, сайгаки находятся на грани исчезновения из-за опасностей, которые угрожают им в степи. На сайгаков охотятся хищники – это волки, лисы. Степные орлы и беркуты охотятся на маленьких сайгачат. Также на сайгаков охотятся браконьеры. Кто такие браконьеры? Браконьеры – это охотники, которые нарушая правила, охотятся на редких животных, птиц и рыб.

(7-й слайд. Заповедник.)

Для того чтобы сохранить численность сайгаков, создаются заповедники.

Что такое заповедник? Это территория, в которой охраняют и заботятся за редкими растениями, животными и птицами. В Калмыкии такой заповедник находится в Черноземельском районе и называется он «Черные земли». Здесь работники заповедника заботятся о сайгаках, кормят их зимой, охраняют от браконьеров.

Сайгаки занесены в Красную книгу. Что такое Красная книга? Это документ списков редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, насекомых, птиц и растений.

Как вы думаете, только в заповедниках надо охранять природу? (Ответы детей.)

Правильно, охранять природу надо в любом месте, где мы находимся.

Мы, жители Калмыкии, должны любить и беречь родную природу, сделать все, чтобы сохранить степных антилоп, и гордиться тем, что эти удивительные животные еще живут рядом с нами.

(8-й слайд. Степь.)

А теперь, ребята, давайте представим, что мы маленькие сайгачата. Выходите на полянку!

Проводится физкультминутка, затем – дидактическая игра «Кто живет в степи».

Воспитатель. Ребята, расскажите: кто ещё живёт в степи?

Дети берут по одной картинке и рассказывают о диком животном.

Ребенок. Это серый волк. Волк – дикое животное. Он живёт в степи. И т. д. (Звучат рассказы детей о лисе, суслике, сайгаке, зайце, еже.)

(9-й слайд. Изображение сайгака.)

Ребята, а теперь следующее задание: нужно прочитать стихотворения о сайгаках.

1-й ребенок.

На поляне сайгачата

Разыгрались, как ребята.

Им, таким смешным и милым,

День не кажется унылым.

Солнце светит очень ярко,

Щедро шлет свои подарки:

Свет, тепло и доброту

Сайгачатам поутру.

Хорошо им рядом с мамой

На зеленой на поляне.

Не тревожьте их покой –

Степь для них родимый дом.

2-й ребенок.

Живи, сайгак, нам всем на радость,

Живи всегда в степи родной!

Немало бед тебе досталось

В судьбе тяжелой, непростой.

Живи, сайгак, нам всем на радость!

3-й ребёнок.

Про сайгака знаю все!

Он красивый, длинноногий.

Его дом – степной простор.

Там живет он с давних пор.

Мама. Ребята, какие вы молодцы! Я тоже хочу прочитать свое стихотворение:

Мчится в степи красавец сайгак,

Запах полыни вдыхая.

Резвится и скачет он, весельчак,

С тенью своею играя.

Степной антилопой прозвали его,

Бесценная гордость он наша,

Но только с годами все меньше число –

Браконьеры в сайгаков стреляют.

Так пусть не исчезнет калмыцкий сайгак,

Природы степной украшенье!

Сохраним! Сбережем! Скажем всем так!

Не позволим стать лишь забвением!

Воспитатель. Спасибо, Вероника Васильевна, за такое красивое стихотворение!

Ребята, следующее задание заключается в том, что нам надо поселить стадо сайгаков в заповедник.

Перед вами изображения сайгаков. Вспомните, какого цвета шерсть сайгаков. Раскрасьте сайгаков. Затем на обратную сторону мы нанесем клей. Клейкой стороной приложите своего сайгака к картону. Придавите салфеткой. (Дети выполняют коллективную работу.)

Посмотрите, что у нас получилось! Мы поселили стадо сайгаков в заповедник!

(10-й слайд. Дети в кругу держатся за руки.)

Ребята, мы выполнили все задания. Давайте крепко возьмёмся за руки и загадаем желание.

Дети. Хотим, чтобы сайгачонок поскорее нашёлся!

Раздается звук СМС.

(11-й слайд. Изображение работника заповедника с сайгачонком на руках.)

Воспитатель. Посмотрите, наше желание исполнилось, мы помогли найти сайгачонка и вернулись в свой родной детский сад!

(Слайд 12. Изображение сайгачонка с мамой.)

Теперь сайгачонок рядом с мамой!

Ребята, продолжите предложение: «Сегодня я узнал, что..» (Ответы детей, мамы.)

Берегите природу, ведь это наш дом! А все обитатели дикого мира – наши друзья!

Скачать презентацию

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x