«Матушка ложка, поиграй с нами немножко...»

«Матушка ложка, поиграй с нами немножко…»

Т.В. Никишкина, воспитатель, «ГБОУ Школа № 2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна», г. Москва

Задачи. Познакомить детей с кухонной утварью – ложкой, ее возникновением и использованием; активизировать речь детей.

Материал: ложки разных размеров и видов (деревянные, металлические, пластиковые); краски, баночки для воды, кисти, клеенки; пластиковые контейнеры от киндера, крупный песок, скотч, ножницы; презентация.

Ход деятельности

Воспитатель. Отгадайте загадку:

Всех кормлю,

А сама не ем. (Ложка.)

А вы знаете, что сегодня, 2 апреля, отмечается Международный день ложки? Вот какой это важный и нужный предмет. Каждый день вы берете в руки ложку – за завтраком, за обедом. Но вряд ли задумывались о том, когда появилась ложка и как люди ели без нее. Послушайте мой рассказ о ложке.

Рассказ воспитателя сопровождается показом презентации (слайды для презентации педагог подбирает по своему усмотрению).

«Матушка ложка, поиграй с нами немножко...»

Очень давно, древние люди ели руками. Жидкую пищу пили через край, а то, что оставалось на дне доставали руками. И это было, конечно, не удобно. И тогда появилась первая ложка из камня, она была очень тяжелая и неровная. Позже человек придумал сделать ложку из кости животного – легкая, гладкая, она не обжигала губы во время еды. Потом были ложки из глины, но для их изготовления требовалось много сил и времени. А вот деревянная ложка получалась удобной, легкой, красивой, и она не нагревалась от горячей пищи.

Первые деревянные и глиняные ложки были очень простыми, без украшений. В старину русские люди носили ложку при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Потом ложки на Руси стали делать с выдумкой: расписные, резные. Позднее появились более практичные ложки – алюминиевые. Но они гнулись и ломались, а от горячего темнели. В наше время ложки делают из нержавейки – прочного и блестящего металла.

Однако деревянные ложки до сих пор живут в наших домах. В основном для украшения, но некоторые хозяйки и сейчас используют их по назначению. Это ложки-лопатки, ложки для муки, специальные ложечки для меда.

«Матушка ложка, поиграй с нами немножко...»

Я принесла много разных ложек, давайте рассмотрим их. (Дети рассматривают разложенные на демонстрационном столе ложки.)

«Матушка ложка, поиграй с нами немножко...»

Скажите, а как еще можно использовать деревянные ложки? (Ответы детей.) Правильно, как музыкальный инструмент. Для этого надо ритмично постукивать ими друг о друга. (Демонстрация.) Ребята, как вы думаете, из пластиковых ложек может получиться музыкальный инструмент? (Дети пробуют постукивать пластиковыми ложечками, делают вывод.) Да, для создания музыкального инструмента двух пластиковых ложек недостаточно. Нам еще понадобятся пластиковый контейнер от киндера, крупный песок, скотч и ножницы (выкладывает материалы перед детьми). Как вы думаете, какой музыкальный инструмент мы сможем сделать из этих предметов? (Ответы детей.) Я вам подскажу – маракасы! (Показывает готовый маракас.) Все необходимое уже у вас на столах. За работу! (Дети делают маракасы.)

«Матушка ложка, поиграй с нами немножко...»

Воспитатель. Молодцы! У вас получились отличные маракасы. Предлагаю сыграть на ложках. (Дети по желанию выбирают деревянные ложки или самодельные маракасы.)

Вот они ложки, расписные ложки,

Вот они ложки, ложки-поварешки

Посмотрите, как играют расписные ложки,

Посмотрите, как играют ложки-поварешки.

(Дети берут ложки и стучат ими снизу-вверх, сверху-вниз.)

Закружились ложки, расписные ложки,

Закружились ложки, поварешки-ложки.

(Дети стучат в ложки и кружатся вокруг себя.)

Посмотрите, как играют расписные ложки,

Посмотрите, как играют ложки-поварешки.

(Стучат ложками снизу-вверх, сверху-вниз.)

Спрятались ложки, ложки-поварешки

(прячут ложки за спину),

Вот они ложки, расписные ложки.

(Показывают ложки.)

Где же наши, где же наши расписные ложки?

Вы найдете, вы найдете ложки-поварешки.

(Стучат ложками снизу-вверх, сверху-вниз.)

Вот они!

Вот они!

Вот они!

Воспитатель. Очень хорошо! Замечательный оркестр получился.

«Матушка ложка, поиграй с нами немножко...»

Ребята, вспомните, что еще можно создать из ложек. (Ответы детей.) Правильно, театр. Недавно мы с вами  в таком театре инсценировали сказку «Три поросенка». Помните? А сейчас я предлагаю вам с помощью ложек показать рассказ В. Степанова «Коза-обманщица» (см. приложение).

«Матушка ложка, поиграй с нами немножко...» «Матушка ложка, поиграй с нами немножко...» «Матушка ложка, поиграй с нами немножко...»

Молодцы! Настоящие артисты.

Сегодня ложки помогли вам превратиться в музыкантов и артистов кукольного театра. А теперь предлагаю стать необычными художниками и порисовать не только кисточками, но и… ложками. Смотрите, какая картина у меня получилась. (Показывает заранее выполненный рисунок «Цветы в вазе». Дети садятся за столы.) Сначала возьмите кисточки и нарисуйте вазу, цвет выберите сами. (Дети рисуют вазу.) Теперь выберите цвет краски для цветов, кистью поставьте кляксу над нарисованной вазой и пластиковой ложкой круговыми движениями нарисуйте лепестки цветка. А стебли и листья дорисуйте кистью.

«Матушка ложка, поиграй с нами немножко...» «Матушка ложка, поиграй с нами немножко...» «Матушка ложка, поиграй с нами немножко...»

(Самостоятельная работа детей. Все работы вывешиваются на доску, воспитатель и дети рассматривают их.)

Воспитатель. А теперь пришло время немного поиграть.

Игра-эстафета «Картошка».

Играют две команды. Игроки по очереди, держа ложку с картошкой в руках, добегают до кегли, обегают ее и передают эстафету следующему участнику.

«Матушка ложка, поиграй с нами немножко...»Воспитатель.

Наша ложка хоть куда,

Ею можно без труда

Кашу есть и в ложки бить.

Подарю одну вам, так и быть!

 

 

 

Воспитатель дарит новую ложку детям в музыкальный уголок.

 

Приложение

Коза-обманщица

Жила у Маши Коза. Непослушная была Коза: каждый вечер в лес убегала. Понравилось Козе с молодых осинок кору драть.

Измучилась с ней Маша и решила повесить Козе на шею колокольчик.

– Ну, Коза-дереза, теперь далеко не убежишь. Я твой колокольчик везде услышу.

Пришли они с Козой к реке. Смотрят: девицы-красавицы хоровод на берегу водят. Загрустила Маша, тоже в хоровод хочет.

Говорит ей тогда Коза:

– Ступай, Маша, к подружкам, а за меня не беспокойся, я рядышком буду.

Поверила Маша Козе, а та спустилась с бережка, отдала свой колокольчик Утке и была такова.

Утка по реке плавает, колокольчик звенит, слышит Маша звон и ни о чем не догадывается.

Нагулялась Маша, стала домой собираться. Зовет Козу, а Козы и след простыл. Никого вокруг. Одна утка с колокольчиком возле берега плещется.

Поняла Маша, что обманула ее Коза.

Бросилась к Маша к темному лесу. Вдруг видит: скачет Коза-обманщица по мосту, а за ней серый Волк гонится. Тут Маша каблучками застучала, Утка закрякала, Коза замемекала…

От такого шума Волк уши заткнул и прыгнул с моста в реку. То ли утонул, то ли нет – мы не знаем.

Знаем только, что больше Коза в лес одна не ходила, Машу не обманывала и колокольчик без спроса не снимала.

 

Список использованной литературы

  1. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. 3-е изд. испр. Волгоград: Учитель, 2020.
  2. Санкина Л.К. Познание предметного мира: комплексные занятия для детей 5-7 лет. Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. М.: ТЦ Сфера, 2020. 64 с. //Библиотека современного детского сада.

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x