Музыкальное путешествие на родину Дж. Верди. Занятие в подготовительной к школе группе

Задачи. Расширить музыкальный кругозор, объём знаний детей о классической музыке.Поддержать стремление самостоятельно искать средства для выражения своих эмоций (игра-импровизация, музыкально-танцевальная импровизации).

Предварительная работа. Разучивание песни «Мечты», муз. и сл. Л. Олифировой (приложение). Знакомство с музыкальными терминами на итальянском языке.

Материал и оборудование. Портрет Дж. Верди. Магнитофон. DVD-установка. Фильмы-оперы «Аида», «Травиата». Игровые пазлы с изображениями музыкальных инструментов.

Ход занятия

Под музыку «Итальянской польки» С. Рахманинова дети заходят в зал, садятся на стулья. На центральной стене – портрет Дж. Верди.

Музыкальное путешествие на родину Дж. Верди. Занятие в подготовительной к школе группе

Музыкальное путешествие на родину Дж. Верди. Занятие в подготовительной к школе группе

Музыкальный руководитель (м. р.)Ребята, вам понравилась музыка, под которую вы вошли в зал? Какое она создала у вас настроение?

Дети. Радостное! Праздничное!

М. р.Думаю, что это настроение останется у нас на протяжении всего занятия, а сейчас мы поприветствуем друг друга. (Поёт по ступеням звукоряда: «Здравствуйте ребята!». Дети поют по трезвучию: «Здравствуйте!»)

Вы любите мечтать? (Ответы детей.) Давайте исполним знакомую вам песню, которая так и называется – «Мечты». (Дети исполняют песню.)

В этой песне есть такие слова: «Мечтаю о дальних я странах». Почему бы нам не совершить музыкальное путешествие в одну далёкую чудесную страну? А что это за страна, подскажет музыка.(Исполняет «Итальянскую песенку» из «Детского альбома» П. Чайковского.)Догадались, в какую страну мы отправимся? (В Италию.) Конечно! Ведь я исполнила на фортепиано «Итальянскую песенку» из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. А отправимся мы в наше путешествие на самолёте.

Дети исполняют попевку: «Серебристый лайнер-самолёт скоро отправляется в полёт!»

М. р. Наш полёт окончен. Мы ступили на благословенную землю Италии. Прекрасная, чудная страна! Здесь светит ласковое солнце, плещут волны тёплого моря, зреют гроздья винограда. А знаете, почему мы оказались именно в этой стране? Потому что в этом году весь мир празднует двухсотлетие великого итальянского композитора Джузеппе Верди. А кто такой композитор? (Это человек, который сочиняет музыку.) Правильно, молодцы!

Очень давно, двести лет назад в маленькой итальянской деревушке родился мальчик Джузеппе. Никто и предположить не мог, что в будущем он станет великим композитором, прославит свою родину, сочинит оперы, которые будут ставиться во всех музыкальных театрах мира. А что такое опера? (Это музыкальный спектакль, где все поют.) Верно. Но не только поют. Опера – большое музыкальное действие, в котором участвуют и симфонический оркестр, и певцы-солисты, и хор, а иногда и артисты балета. Действие это происходит на большой сцене с декорациями, которые могут меняться на протяжении всего спектакля, все артисты одеты в красивые костюмы. Благодаря световым эффектам на сцене может быть и раннее утро, и глубокая ночь.

Хотите посмотреть и послушать оперу? Тогда усаживайтесь перед телевизором, внимательно смотрите и слушайте. Действие оперы «Аида» происходит в Древнем Египте. Храбрый полководец возвращается с войны: он победил, народ радостно приветствует своего героя. (Дети смотрят фрагмент из фильма-оперы «Аида» – «Марш».)

Какое настроение передавала музыка? (Торжественное, героическое.) Какие музыкальные инструменты вы услышали? (Трубы, барабаны.)

Музыкальное путешествие на родину Дж. Верди. Занятие в подготовительной к школе группе

Музыкальное путешествие на родину Дж. Верди. Занятие в подготовительной к школе группе

Верди восстановил для этой оперы большие древние трубы. Когда они внезапно громко затрубили на первой репетиции, музыканты, играющие на других инструментах, встали и испуганно оглянулись. С тех пор эти трубы так и называются – «египетские трубы».

А теперь антракт. Антракт – это перерыв в театре между действиями. Давайте отдохнём и поиграем!

Проводится игра-импровизация «Говорим по-итальянски» Музыкальный руководитель произносит по-итальянски музыкальные термины, дети изображаютих движениями: forte(форте) – громко хлопают; pianо (пиано) хлопают тихо; legato(легато) – выполняют плавные движения руками; staccato(стаккато) – делают щелчки пальцами; dolce(дольче) – гладят друг друга; presto(престо) – выполняют быстрое поочерёдное похлопыванье ладонями по коленям.

М. р. После антракта нас ждёт другая опера Верди – «Травиата». Это опера о несостоявшейся любви. Молодые люди, которые очень любят друг друга, спешат на встречу, мечтают о ней. Давайте пофантазируем, какую же музыку мы сейчас услышим: печальную или радостную, взволнованную или спокойную, светлую или мрачную? (Ответы детей.) А теперь посмотрим и послушаем, кто из вас правильно угадал. (Демонстрируется фрагмент начала второго акта фильма-оперы «Травиата», реж. Ф. Дзеффирелли.) Понравился вам отрывок из «Травиаты»? Какая же музыка сейчас звучала? (Ответы детей.)

Героиня оперы «Травиата» очень любила цветы. Пусть девочки красиво потанцуют с цветами, а мальчики будут им подыгрывать на скрипках.

Девочки импровизируют под музыку из увертюры к опере «Травиата», мальчики «играют на скрипках».

М. р. А теперь давайте вспомним инструменты симфонического оркестра. (Показывает изображения инструментов симфонического оркестра, дети их называют, затем из пазлов собирают изображение трубы и скрипки.)

Вот и подошло к концунаше музыкальное путешествие – пора возвращаться обратно. (Вновь исполняется попевка «Серебристый лайнер».)

Давайте подведём итог занятия. Музыку какого великого итальянского композитора мы с вами слушали? (Музыку Джузеппе Верди.) Что такое антракт? (Перерыв в театральном действии.) Какие музыкальные произведения сочинял Верди? Балеты? Оперы? Симфонии? (Оперы.)

Я очень надеюсь на то, что в будущем вы услышите ещё не одну оперу Джузеппе Верди – а он за всю свою долгую жизнь написал немало замечательных опер!

Музыкальное путешествие на родину Дж. Верди. Занятие в подготовительной к школе группе

Музыкальное путешествие на родину Дж. Верди. Занятие в подготовительной к школе группе

В.С. Веретенникова, музыкальный руководитель,МКДОУ детский сад №17 «Чебурашка»,пос. Сельхозтехника, Луховицкий р-н, Московская обл.

Приложение

Мечты

Музыка и слова Л. Олифировой

    1. В открытые окна влетает
      Весенний погожий денёк,
      И каждый мечтает, о счастье мечтает,
      И, может, тот день недалёк. 2-й и 3-й куплеты исполняют трое детей-солистов.

 

    1. Мечтаю я плавать, как рыбка (1-й солист),
      А я, словно птица, летать (2-й солист).
      Хочу я читать без единой ошибки,
      В уме все примеры считать (3-й солист).

 

    1. Мечтаю о дальних я странах (1-й солист),
      Всю землю хочу обойти (2-й солист),
      Хочу понимать я гостей иностранных
      И с ними беседы вести (3-й солист).

 

  1. Мечтателей и фантазёров
    Всегда школа с радостью ждёт.
    Мы верим, что каждый к мечте своей скоро
    Тропинками знаний придёт.

(Последние две строчки повторяются.)

Ноты 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x