Музыкальное путешествие на родину Дж. Верди. Занятие в подготовительной к школе группе
Задачи. Расширить музыкальный кругозор, объём знаний детей о классической музыке.Поддержать стремление самостоятельно искать средства для выражения своих эмоций (игра-импровизация, музыкально-танцевальная импровизации).
Предварительная работа. Разучивание песни «Мечты», муз. и сл. Л. Олифировой (приложение). Знакомство с музыкальными терминами на итальянском языке.
Материал и оборудование. Портрет Дж. Верди. Магнитофон. DVD-установка. Фильмы-оперы «Аида», «Травиата». Игровые пазлы с изображениями музыкальных инструментов.
Ход занятия
Под музыку «Итальянской польки» С. Рахманинова дети заходят в зал, садятся на стулья. На центральной стене – портрет Дж. Верди.
Музыкальный руководитель (м. р.)Ребята, вам понравилась музыка, под которую вы вошли в зал? Какое она создала у вас настроение?
Дети. Радостное! Праздничное!
М. р.Думаю, что это настроение останется у нас на протяжении всего занятия, а сейчас мы поприветствуем друг друга. (Поёт по ступеням звукоряда: «Здравствуйте ребята!». Дети поют по трезвучию: «Здравствуйте!»)
Вы любите мечтать? (Ответы детей.) Давайте исполним знакомую вам песню, которая так и называется – «Мечты». (Дети исполняют песню.)
В этой песне есть такие слова: «Мечтаю о дальних я странах». Почему бы нам не совершить музыкальное путешествие в одну далёкую чудесную страну? А что это за страна, подскажет музыка.(Исполняет «Итальянскую песенку» из «Детского альбома» П. Чайковского.)Догадались, в какую страну мы отправимся? (В Италию.) Конечно! Ведь я исполнила на фортепиано «Итальянскую песенку» из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. А отправимся мы в наше путешествие на самолёте.
Дети исполняют попевку: «Серебристый лайнер-самолёт скоро отправляется в полёт!»
М. р. Наш полёт окончен. Мы ступили на благословенную землю Италии. Прекрасная, чудная страна! Здесь светит ласковое солнце, плещут волны тёплого моря, зреют гроздья винограда. А знаете, почему мы оказались именно в этой стране? Потому что в этом году весь мир празднует двухсотлетие великого итальянского композитора Джузеппе Верди. А кто такой композитор? (Это человек, который сочиняет музыку.) Правильно, молодцы!
Очень давно, двести лет назад в маленькой итальянской деревушке родился мальчик Джузеппе. Никто и предположить не мог, что в будущем он станет великим композитором, прославит свою родину, сочинит оперы, которые будут ставиться во всех музыкальных театрах мира. А что такое опера? (Это музыкальный спектакль, где все поют.) Верно. Но не только поют. Опера – большое музыкальное действие, в котором участвуют и симфонический оркестр, и певцы-солисты, и хор, а иногда и артисты балета. Действие это происходит на большой сцене с декорациями, которые могут меняться на протяжении всего спектакля, все артисты одеты в красивые костюмы. Благодаря световым эффектам на сцене может быть и раннее утро, и глубокая ночь.
Хотите посмотреть и послушать оперу? Тогда усаживайтесь перед телевизором, внимательно смотрите и слушайте. Действие оперы «Аида» происходит в Древнем Египте. Храбрый полководец возвращается с войны: он победил, народ радостно приветствует своего героя. (Дети смотрят фрагмент из фильма-оперы «Аида» – «Марш».)
Какое настроение передавала музыка? (Торжественное, героическое.) Какие музыкальные инструменты вы услышали? (Трубы, барабаны.)
Верди восстановил для этой оперы большие древние трубы. Когда они внезапно громко затрубили на первой репетиции, музыканты, играющие на других инструментах, встали и испуганно оглянулись. С тех пор эти трубы так и называются – «египетские трубы».
А теперь антракт. Антракт – это перерыв в театре между действиями. Давайте отдохнём и поиграем!
Проводится игра-импровизация «Говорим по-итальянски» Музыкальный руководитель произносит по-итальянски музыкальные термины, дети изображаютих движениями: forte(форте) – громко хлопают; pianо (пиано) – хлопают тихо; legato(легато) – выполняют плавные движения руками; staccato(стаккато) – делают щелчки пальцами; dolce(дольче) – гладят друг друга; presto(престо) – выполняют быстрое поочерёдное похлопыванье ладонями по коленям.
М. р. После антракта нас ждёт другая опера Верди – «Травиата». Это опера о несостоявшейся любви. Молодые люди, которые очень любят друг друга, спешат на встречу, мечтают о ней. Давайте пофантазируем, какую же музыку мы сейчас услышим: печальную или радостную, взволнованную или спокойную, светлую или мрачную? (Ответы детей.) А теперь посмотрим и послушаем, кто из вас правильно угадал. (Демонстрируется фрагмент начала второго акта фильма-оперы «Травиата», реж. Ф. Дзеффирелли.) Понравился вам отрывок из «Травиаты»? Какая же музыка сейчас звучала? (Ответы детей.)
Героиня оперы «Травиата» очень любила цветы. Пусть девочки красиво потанцуют с цветами, а мальчики будут им подыгрывать на скрипках.
Девочки импровизируют под музыку из увертюры к опере «Травиата», мальчики «играют на скрипках».
М. р. А теперь давайте вспомним инструменты симфонического оркестра. (Показывает изображения инструментов симфонического оркестра, дети их называют, затем из пазлов собирают изображение трубы и скрипки.)
Вот и подошло к концунаше музыкальное путешествие – пора возвращаться обратно. (Вновь исполняется попевка «Серебристый лайнер».)
Давайте подведём итог занятия. Музыку какого великого итальянского композитора мы с вами слушали? (Музыку Джузеппе Верди.) Что такое антракт? (Перерыв в театральном действии.) Какие музыкальные произведения сочинял Верди? Балеты? Оперы? Симфонии? (Оперы.)
Я очень надеюсь на то, что в будущем вы услышите ещё не одну оперу Джузеппе Верди – а он за всю свою долгую жизнь написал немало замечательных опер!
В.С. Веретенникова, музыкальный руководитель,МКДОУ детский сад №17 «Чебурашка»,пос. Сельхозтехника, Луховицкий р-н, Московская обл.
Приложение
Мечты
Музыка и слова Л. Олифировой
- В открытые окна влетает
Весенний погожий денёк,
И каждый мечтает, о счастье мечтает,
И, может, тот день недалёк. 2-й и 3-й куплеты исполняют трое детей-солистов.
- Мечтаю я плавать, как рыбка (1-й солист),
А я, словно птица, летать (2-й солист).
Хочу я читать без единой ошибки,
В уме все примеры считать (3-й солист).
- Мечтаю о дальних я странах (1-й солист),
Всю землю хочу обойти (2-й солист),
Хочу понимать я гостей иностранных
И с ними беседы вести (3-й солист).
- Мечтателей и фантазёров
Всегда школа с радостью ждёт.
Мы верим, что каждый к мечте своей скоро
Тропинками знаний придёт.
(Последние две строчки повторяются.)