Волшебство звуков и красок. Интегрированное занятие с детьми 6-7 лет
Задачи. Развивать музыкальные и творческие способности детей старшего дошкольного возраста. Учить детей самостоятельно ориентироваться в способах творческой деятельности, сочинять песенные интонации различного характера на заданный текст. Побуждать детей к танцевальным и ритмопластическим импровизациям, добиваться выразительности образных движений и согласованности их с музыкой. Развивать фантазию и воображение детей. Учить их перевоплощаться, применяя имеющиеся знания и навыки в создании знакомого образа.
Ход занятия
Дети заходят в зал. Музыкальный руководитель и дети приветствуют друг друга (можно использовать музыкальное приветствие). Дети садятся на стулья.
Музыкальный руководитель. Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки – весёлые, добрые, с чудесами и приключениями. Часто в сказках встречаются добрые и злые волшебники. Добрые волшебники приходят на помощь героям сказок. А бывают в сказках злые волшебники или колдуны. Сейчас я предлагаю вам представить, что мы очутились в одном городе, который заколдовал злой и страшный колдун.
(Дети слушают пьесу «Колдун» Г. Свиридова.)
Какая музыка прозвучала? (Таинственная, злая, волшебная.) Что можно сказать о колдуне? Какой он? (Он злой, коварный, всё время шепчет свои заклинания.)
Правильно, колдун заколдовал город – да так, что исчезли все краски и все звуки. Город стал безмолвным и бесцветным. Не слышно, как щебечут птицы, как дует ветер и шелестят листочки на деревьях, как капает дождик. Как вы думаете, каким стало настроение у жителей этого города? (Грустным, печальным, скучным, унылым.) А мы с вами можем им помочь? Что для этого нужно сделать? (Надо, чтобы зазвучала музыка.) Верно, надо наполнить этот город музыкой и красками.
Давайте мы с вами споём песню. Но сначала вспомним, из чего состоит песня.
(Дети вспоминают, затем исполняют песню «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.)
Давайте пофантазируем и придумаем свою песенку, например, о солнышке. Послушайте, какую я сочинила песенку!
(Поёт на собственный мотив.)
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Ты пораньше взойди,
Всех ребяток разбуди!
А теперь пусть каждый из вас сочините свою мелодию песни, чтобы она была не похожа на мою, отличалась настроением и ритмом.
(Дети импровизируют, внося в мелодию новые интонации, ритм и настроение.)
Какие интересные мелодии вы придумали для солнышка! Я думаю, что жителям заколдованного города ваши песенки понравились – они наверняка помогут им наполнить город весёлым настроением и расколдовать его.
Давайте вслушаемся в звуки, доносящиеся из заколдованного города. Волшебный мир музыки может рассказать о многом – надо только научиться слушать. (Дети слушают «Весёлые колокольчики» В. Моцарта.) Что вы услышали? (Звучание колокольчиков.) Давайте присоединимся к этим звукам и сочиним оркестровое сопровождение мелодии музыкальными инструментами. (Дети исполняют пьесу на музыкальных инструментах.)
Теперь наш город наполнился звуками музыки. Но он ещё бесцветный. Чего ему не хватает, как вы думаете? (Красок.) А о чём могут говорить краски? (Ответы детей.) А краски могут мечтать? (Да. Жёлтая краска мечтает раскрасить солнышко и лучики, зелёная – траву, голубая – небо, красная – бабочек и цветы.)
Представьте, что вы превратились в жёлтую краску. Раскрасьте, пожалуйста, солнышко и его лучики. Выбирайте предметы!
(Звучит «Шутка» И.С. Баха – дети исполняют танцевальную импровизацию с жёлтыми лентами «Солнышко и лучики». Затем музыкальный руководитель беседует с детьми о характере созданного образа.)
Но вот прилетел ветерок, и на деревьях затрепетали листочки. Зашумела травка – это ветерок закружил на полянке в своем неугомонном танце. Давайте представим себя маленькими ветерками и исполним танец ветерка. Выбирайте предметы и слушайте музыку внимательно – она скажет вам о настроении ветерка.
(Звучит «Вальс» А. Грибоедова – дети исполняют танец ветерка. С детьми проводится беседа о характере созданного образа.)
Ветерок летал, летал и оказался на прекрасной поляне среди красивых цветов, над которыми легко и изящно порхали грациозные бабочки в разноцветных нарядах, кружась в удивительном танце. Давайте превратимся в бабочек и изобразим этот танец!
(Звучит «Бабочка» Э. Грига – девочки исполняют танец бабочек с цветами. Музыкальный руководитель беседует с детьми о характере созданного образа.)
Вот мы и раскрасили бесцветный город красками, и в этом нам помогла музыка. А сейчас всё, что мы раскрасили – солнышко, лучики, цветы, бабочки – всё это мы перенесем в наш город.
(Дети выполняют коллективную работу «Заколдованный город».)
Как вы думаете, изменилось настроение жителей города после того как мы наполнили его музыкальными звуками и красками? (Ответы детей.) А когда людям весело, радостно, что они делают? (Они веселятся.) Вот и я приглашаю вас поиграть в весёлую игру, которая называется «Семья муравья».
Проводится игра-инсценировка «Семья муравья» по стихотворению Б. Сырова.
Музыкальный руководитель.
У лесного муравья пребольшущая семья –
Братьев с сёстрами не счесть,
И двоюродные есть!
(Звучит «Юмореска» П. Чайковского. Дети изображают муравьёв.)
А бранятся они?
Дети-муравьи. Не бранятся!
Музыкальный руководитель. Веселятся они?
Дети-муравьи. Веселятся!
Под музыку Г. Свиридова дети изображают танцующих муравьёв.
Музыкальный руководитель. На работу как идут?
Дети-муравьи. Очень дружно!
Под «Марш» из увертюры к опере «Вильгельм Телль» Д. Россини дети изображают, как муравьи работают.
Музыкальный руководитель. А защиту как ведут?
Дети-муравьи. Так, как нужно!
Под «Военный марш» Г. Свиридова дети маршируют.
Музыкальный руководитель.
Да, хорошая семья
У лесного муравья!
Дети-муравьи.
Очень дружная семья
У лесного муравья!
Под музыку «Скерцо» П. Чайковского дети изображают муравьев работающих, танцующих, стремясь передать образы героев стихотворения.
Музыкальный руководитель. Ну, вот мы с вами оказались добрыми волшебниками и помогли жителям заколдованного города вернуть прекрасную музыку, яркие краски и хорошее настроение. Музыка своей красотой способна победить все злые силы и любые чары. И сегодня мы в этом убедились. На этом наше занятие закончено.
Виктория Анатольевна Ишмеева, музыкальный руководитель, прогимназия пос. Романцево, Подольский район, Московская область