Лэпбук «В мире музыки». Музыкально-дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста
З.А. Битиева, музыкальный руководитель, МБДОУ Детский сад № 63, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия – Алания
Одной из главных задач ФГОС ДО является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Самостоятельная творческая деятельность детей возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Исходя из этого и было создано дидактическое пособие лэпбук «В мире музыки».
Следует отметить полифункциональный характер лэпбука, который можно рассматривать как одну из игровых форм обучения, как самостоятельную музыкально-игровую деятельность, как средство музыкального общения ребёнка и взрослого.
Цель. Обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации музыкального развития дошкольника.
Задачи. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях. Поддерживать познавательную активность, инициативу и самостоятельность детей в музыкальной деятельности. Создать условия для совместной музыкальной деятельности детей и взрослых. Активизировать словарь детей.
Содержание лэпбука
Пособие представляет собой проламинированную папку формата А4, состоящую из трёх страниц.
На страницах папки имеются кармашки и карточки, в которых размещены дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей: «Пазлы» (сложи по цифрам, узнай картину, спой песню); «Три кита в музыке»; «Назови музыкальные инструменты»; «Виды инструментов»; «Загадки»; «Четвёртый лишний».
Описание музыкально-дидактических игр
«Пазлы». Картинки с изображениями сюжетов песен разрезаны на 6–10 частей. Ребёнок собирает картинку, узнаёт песню и исполняет её. Картинки к песням подобраны по временам года и меняются в соответствии с сезоном.
«Три кита в музыке». В конверте находятся карточки с изображением различных музыкальных жанров: танец, песня, марш. Музыкальный руководитель предлагает ребёнку прослушать отрывок музыкального произведения. Ребёнок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения, и показывает свой выбор.
«Назови музыкальные инструменты». Ребёнок может как самостоятельно узнавать и называть музыкальные инструмент, так и с помощью музыкального руководителя угадывать звучание инструмента и выбирать соответствующую карточку с инструментом. Можно поиграть с помощью воспитателя в игру «Вопрос – ответ», которая учит определять инструмент и название музыкантов, которые на них играют.
«Виды инструментов». Ребёнок отгадывает, к каким видам инструментов относится его карточка. В конверте находятся карточки с изображениями музыкальных инструментов. По картинкам нужно определить вид инструментов: духовые, струнные, клавишные, ударные.
«Загадки». Ребёнок внимательно прослушивает загадку и называет музыкальный инструмент, находит соответствующую карточку и показывает её.
«Четвёртый лишний». На карточках представлены музыкальные инструменты, которые можно объединить в одну группу по определённому признаку, кроме одного инструмента. Нужно сказать, в чём заключается это различие.
Результативность использования лэпбука
У детей значительно повысился интерес к музыкальной деятельности в результате использования новой формы организации учебного материала; дети проявляют инициативу и самостоятельность в музыкальной деятельности.
Перспектива
Использовать дидактическое пособие «В мире музыки» в диагностике уровня развития музыкальных способностей детей.
Познакомить и привлечь воспитателей к созданию дидактического пособия для пополнения предметно-развивающей среды в группах ДОУ.
Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста, перед ребёнком открывается путь применения полученных знаний в практике.