Квест-игра в старшей группе «Следствие вела “Комета”!»
В статье представлен опыт работы с детьми старшей группы по формированию представлений о государственном символе страны — флаге России. Описана одна из увлекательных форм работы с детьми — квест-игра с использованием инновационных кубиков Академии Наураши.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения — это не просто модная тенденция, как думает молодежь, а важная часть нравственного воспитания. Патриотизм начинается с малого: с уважения к родителям, с уюта родного дома, с гордости за достижения своей страны. И основа чувства патриотизма закладывается в дошкольном детстве. Патриотическое воспитание всегда было приоритетным в образовании, даже в то время, когда наше общество переживало духовный и нравственный упадок. Сейчас как никогда это одна из важнейших задач дошкольного образования. Только тот, кто знает и чтит историю своей Родины, народа, семьи, гордится предками и переживает за судьбу страны, может стать истинным гражданином, готовым нести ответственность за страну.
Как сформировать в маленьких сердцах любовь к самым дорогим вещам: к семье, к родному городу, к своей стране? «Привить» такие чувства за одно занятие невозможно. Это долгий и кропотливый процесс, требующий терпения и творческого подхода.
После знакомства с близкими детям темами (семья, дом, улица, детский сад, населенный пункт и др.) мы формируем представления о государственных символах нашей страны. Флаг, герб, гимн — это не просто картинки и мелодии, это знаки, объединяющие людей, напоминающие о славной истории и вдохновляющие на новые свершения.
При формировании нравственно-патриотических чувств мы сочетаем познавательную и игровую деятельность, а полученные знания и представления дошкольников обыгрываем в конструктивной деятельности. При знакомстве с флагом мы выбрали интерактивную форму работы — квест-игру. В атмосфере игрового пространства дети не просто пассивно слушают, а активно участвуют в процессе. Мы даем им возможность почувствовать себя в новой ситуации, что способствует развитию навыков командной работы, критического мышления и способности к рефлексии. Эмоциональное состояние детей для нас важно, мы убеждены, что вместе со знаниями они должны получать радость.
Цель: закрепление представлений о государственном символе — флаге России путем интерактивных форм работы.
Задачи:
- формировать умение ставить цель и выбирать адекватные пути ее достижения;
- развивать умение взаимодействовать в команде;
- прививать любовь и уважение к Родине на основе ярких впечатлений, вызывающих эмоциональные переживания.
Чтобы вызвать интерес детей и вовлечь их в новую деятельность, мы придумали громкое название «Следствие вела “Комета”». «Комета» — название нашей группы.
Мы мысленно проиграли всю игру и разработали методические особенности ее организации.
- Создание сценария.
- Выбор времени проведения игры.
- Выбор помещений и путей следования (маршрутный лист для педагогов).
- Подбор оборудования.
- Подготовка карточек с заданиями, подсказок — опознавательных знаков.
После долгих раздумий, где лучше всего провести мероприятие, выбор пал на несколько помещений: кабинет старшего воспитателя, коридор, холл, кабинет методиста, физкультурный зал. Затем, согласовав со старшим воспитателем сценарий и определившись с местом проведения, мы приступили к распределению ролей между специалистами. Каждый получил свою зону ответственности, чтобы мероприятие прошло гладко и эффективно. В роли главного детектива — старший воспитатель. В наши обязанности входило побуждение дошкольников к мыслительной и творческой активности при выполнении различных заданий, требующих смекалки, элементарных знаний и дисциплины.
Оборудование и материалы: красные и синие платочки для команд; прозрачные пакеты (2 шт.); лупы, свертки с фотографиями игровых точек (помещений); логические кубики из базового набора «Академия Наураши»; две карточки с заданиями игры «Важное донесение» из математического набора «Академия Наураши»; девятиклеточное поле (по количеству пар в командах, 2 шт. — для педагога); мягкие модули в форме круга; массажные полусферы-«ежики» для препятствий; три картинки с силуэтом человечка; российский флаг; другой флаг; столы, компьютер; интерактивная доска; слайды «Достопримечательности столицы», переносная музыкальная колонка; мобильный телефон.
Подобрав оборудование и материалы, мы приступили к созданию алгоритма проведения самой игры.
Порядок проведения квест-игры
- Разделение дошкольников на подгруппы.
- Обсуждение с детьми правил квест-игры.
- Постановка проблемы главным детективом.
- Следование к игровым точкам и выполнение различных заданий.
- Получение награды, подведение итогов.
Описание квест-игры «Следствие вела “Комета”!»
Итак, дети разделены на две подгруппы, платки повязаны, обговорены правила поведения, выбраны старшие сыщики, пришла пора приступать к игре.
Офис сыскного бюро
(кабинет старшего воспитателя)
После телефонного звонка сыщики отправились в офис сыскного бюро, где их ждал главный детектив (старший воспитатель), очень взволнованный и строгий. Они узнали о чрезвычайном происшествии: украден флаг России! Поручено обнаружить украденный флаг и доставить его в офис. В глазах ребят загорелся азарт. Дети были готовы к любым трудностям, ведь они настоящие детективы! Сыщикам предстояло внимательно изучить улики: каждая мелочь может привести к разгадке.
И вот, вооружившись лупами, юные сыщики вышли на поиски. Они знали, что от их внимательности и смекалки зависит успех всего дела. Вернуть украденный флаг — это не просто задание, это долг перед Родиной! И они, как настоящие патриоты, были готовы его выполнить. Главный детектив вручил старшим сыщикам первую улику — прозрачный пакет с карточками-заданиями.
Игровая точка №1 «Следопыты»
(коридор)
Группа юных сыщиков шла по коридору. Впереди, на полу, их ждала первая зацепка — россыпь разноцветных кубиков. Синие и красные кубики были разбросаны, словно кто-то нарочно оставил след. Дети быстро сообразили, что цветные кубики указывают пути, по которым должны идти подгруппы. Они проследили за цепочками цветных меток, пока те не привели их к сверткам, лежащим рядом с последними кубиками. С замиранием сердца дети развернули свертки. В каждом из них было фото с изображением первого места, где побывал преступник.

Собрав все кубики, ребята взяли их с собой. Шагая по коридору, юные сыщики обеих команд пришли в одно место.
Игровая точка №2 «Важное донесение»
(коридор)
Любой детектив должен обладать отличной памятью и внимательностью к деталям. Подгруппе с красными платочками предстояло выполнить задания, извлеченные из прозрачных пакетов на магнитной доске, в синих платочках — на столах.


Задачи:
- закреплять умение ориентироваться на плоскости;
- называть геометрические фигуры, употреблять в активной речи пространственные понятия. Детям в течение 30 секунд предлагается внимательно смотреть на карточку и запоминать расположение объемных геометрических фигур на игровом поле. После того как педагог убирает карточку, дети воспроизводят расположение фигур на своих девятиклеточных полях. Каждая команда получает улику — бумажный сверток с фотографией следующего места. Если другая команда проигрывает, педагог предлагает первой команде проявить дружелюбие и отправиться вместе на поиски пропажи.
Игровая точка №3 «Кругозор»
(методический кабинет)
С участниками квеста велась серьезная беседа, нашим сыщикам предстояло ответить на вопросы методиста:
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Как называется столица нашей Родины?
- Кто является президентом России?
- Какие цвета у российского флага?
Дети, полные энтузиазма, с готовностью отвечали на вопросы, затем показывали на интерактивной доске достопримечательности столицы, увлеченно рассказывая о них. Очередной сверток указал на физкультурный зал.
Игровая точка №4 «Сыщики»
(физкультурный зал)
В физкультурном зале расследователей ждала игра с препятствиями.
Задача: развивать координацию, ловкость. Детям нужно было преодолеть полосу препятствий: прыгнуть через ступени лестницы, пробежать «змейкой» между кочками (инвентарь «ежики») и пролезть через мягкий модуль в виде кольца.
Дети доказали, что они не только умны, но и ловки, сильны и умеют работать в команде. Инструктор по физической культуре вручил им картинку с силуэтом преступника.
Игровая точка №5 «Портрет преступника»
(физкультурный зал)
Детям необходимо было внимательно изучить силуэт преступника и воссоздать его необычным способом — с помощью кубиков.

Задача: способствовать развитию конструктивного мышления.
Участники рассмотрели три картинки с силуэтом человека. Черно-белым контуром выделены только шляпы, тело и одежда одинаковы на всех картинках. Условие: нужно воссоздать фигуру из кубиков так, чтобы шляпа состояла из шести кубиков, для этого требуется вспомнить, сколько и какого цвета кубиков дети подобрали в начале пути.
Маленькие участники с энтузиазмом принялись за работу. Каждый кубик должен был занять свое место в общей картине. Кто-то начинал с головы, другие фокусировались на туловище, стремясь передать пропорции и особенности фигуры. Постепенно стали появляться очертания загадочной фигуры. Похитителем флага оказался человек в красной шляпе.
Операция по обнаружению пропавшего флага вступила в финальную стадию. Последний сверток указывал на холл.
Игровая точка №6 «Расследование закрыто»
(холл)
Обыскав все места в холле, дети нашли флаг! С гордостью и предвкушением сыщики направились к кабинету шефа. Каждый шаг отдавался гулким эхом в коридоре, напоминая о важности момента.
Получение награды. Подведение итогов
Дверь кабинета распахнулась, их взору предстала знакомая фигура главного детектива, чье лицо было смягчено заметной улыбкой. Дети детально рассказали о выполненной работе. С трепетом и гордостью они вернули флаг на его почетное место в патриотическом уголке!

И вот он, самый важный момент — рукопожатие главного детектива, в котором ощущалась признательность, и призы. Но лучшей наградой для юных детективов стало осознание того, что они внесли вклад в общее дело, что их усердие и смекалка помогли восстановить справедливость. Этот день навсегда останется в их памяти как день, когда детские игры превратились в серьезное дело, а кубики стали ключом к разгадке преступления.
Источники:
Мусиенко С.И., Глушкова Г.В., Цуцких А.Ю. Академия Наураши «Математика»: метод. рекомендации по ис- пользованию игрового набора в работе с дошкольника- ми. М., 2023.
Сафонова Е.В. Образовательный квест: смысл, техно- логические приемы // Народное образование. 2018. №1–2.
