Корней Иванович Чуковский. Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Корней Иванович Чуковский. Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

И.А. Жильцова, старший воспитатель, ГБОУ «Школа № 64», г. Москва

 

31 марта – день рождения замечательного писателя К.И. Чуковского. Наверняка ваши дети знают многие его произведения. Предлагаемый автором материал позволит вам провести итоговое занятие и поговорить о его личности и творчестве.

Тема: «Корней Иванович Чуковский и его произведения»

Цель: систематизировать и расширять знания детей о творчестве К.И. Чуковского.

Задачи:

  • прививать любовь и интерес к художественной литературе на примере произведений К.И. Чуковского;
  • воспитывать доброту и аккуратность, чувство взаимопомощи у детей;
  • продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложения из 4-5 слов;
  • обогащать словарный запас.

Оборудование:

  • портрет К.И. Чуковского;
  • выставка книг К.И. Чуковского;
  • выставка рисунков по сказкам К.И. Чуковского;
  • атрибуты к сказкам;
  • музыкальный центр;
  • аудиозаписи со сказками.

Предварительная работа

Чтение произведений К.И. Чуковского: «Телефон», «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Путаница», «Федорино горе» и др.; рассматривание иллюстраций; просмотр презентаций по произведениям К.И. Чуковского.

 

Ход занятия

I. Вводная беседа

Воспитатель. Ребята, посмотрите на этот портрет. Кто это?

Дети. Это Корней Иванович Чуковский

Воспитатель. Мы с вами много читали сказок, стихов этого замечательного писателя. В любой библиотеке, в любой семье обязательно есть книги одного из самых любимых детских писателей — К.И. Чуковского.

Корней Иванович Чуковский, «дедушка Корней», «дядя Чукоша», как звали его все кругом, очень любил людей, для которых написал много замечательных сказок и стихов. Это был умный и добрый человек. Потому его сказки, стихи и песенки тоже такие умные и добрые, такие весёлые и смешные. «Дядюшка Чукоша» не только сам писал, он собирал самые хорошие стихи зарубежных писателей и переводил их на русский язык, чтобы вы могли посмеяться, а порой и задуматься над ними.

Трудно представить себе жизнь К.И. Чуковского без детей, без постоянного живого общения с малышами.

У станции Переделкино, на одной из улиц стоит маленький дом, снаружи расписанный картинками из сказок. Это – библиотека, которую построил К.И. Чуковский на участке возле своей дачи для своих маленьких друзей. В этой библиотеке можно не только читать интересные книги, здесь есть специальный зал для игр, где малыши любят проводить время за рисованием и лепкой. К.И. Чуковский часто заходил сюда к ребятам, рассказывал что-нибудь, или загадывал загадки.

Общение с детьми доставляло ему огромную радость и было его любимым отдыхом. Многие ребята навсегда запомнили знаменитые «костры» Корнея Ивановича, которые он устраивал на своей даче. Первый костёр загорался в начале июня и назывался «Здравствуй, лето!»

К.И. Чуковский с любовным вниманием готовился к торжественному дню. Он обзванивал детских писателей и поэтов, приглашал их выступить перед детьми. Не забывал он и артистов (Аркадий Райкин). Такие всем известные поэты, как Агния Барто, Сергей Михалков, считали честью для себя почитать детям свои произведения на «костре» у К.И. Чуковского. За вход полагалась плата – десять сосновых шишек. Шишки, когда вспыхивал и рвался к небу огромный костёр, подожженный самим К.И. Чуковским, ребята с весёлыми возгласами бросали в огонь.

Но самыми главными участниками праздника были сами дети, они читали стихи, пели, танцевали. Праздник завершался большим хороводом вокруг костра. Такой же костёр завершал летние школьные каникулы и назывался «Прощай, лето!» До конца жизни этот высокий седой человек не утратил способности удивляться, любить всё забавное, смешное.

 

II. Задания на активизацию ранее изученного материала

Воспитатель. Ребята, а помните ли вы произведения К.И. Чуковского?

Воспитатель предлагает вспомнить героев из произведений К.И. Чуковского.

  • Дети слушают отрывки произведений из сказок (аудиозапись) 5-6 произведений;
  • Игра «Узнай героя и назови, из какого произведения этот персонаж» («Узнай предмет, из какой сказки») — показ иллюстраций, 8-10 штук.

Воспитатель. Молодцы, все справились!

Игра «Вопрос – ответ»

В каком произведении  К.И. Чуковского дети (Танечка и Ванечка) не послушались своих родителей и без спроса убежали в Африку? («Бармалей»)

Кто спас Муху-Цокотуху от злобного паука? (Комарик)

В каком произведении говорится о печальной истории про Федору и её заброшенном хозяйстве? («Федорино горе»)

Кто сразился с тараканом в сказке «Тараканище»? (Воробей)

Какая сказка учит любить животных и заботиться о них? («Доктор Айболит»)

В сказке «Краденое солнце» спасителем выступает медведь. А кто украл солнце? (Крокодил)

Из какого произведения этот отрывок?

«Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое

И зубной порошок,

И густой гребешок!» («Мойдодыр»)

Какая сказка высмеивает нерях, учит быть аккуратными, чистыми? («Мойдодыр»)

Из какой сказки этот отрывок?

«Рано – рано два барана

Застучали в ворота». («Краденое солнце»)

Из какого произведения этот отрывок?

«Были бы у ёлочки ножки

Побежала бы она по дорожке,

Заплясала бы она вместе с нами,

Застучала бы каблучками» («Ёлка»)

 

III. Физкультминутка «Сказки Чуковского»

(Дети встают на ковре и выполняют упражнения).

«А посуда вперёд и вперёд – по полям, по болотам идёт (ходьба по кругу).

Я бегу, бегу, бегу – удержаться не могу (бег по кругу).

Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой (наклоны головы).

А жуки рогатые – мужики богатые – с бабочками пляшут, шапочками машут (под весёлую музыку дети танцуют)».

Дети усаживаются на стульчики.

 

IV. Чтение стихотворений

Воспитатель. Ребята, а вы помните отрывки из произведений К.И.Чуковского? (Дети читают наизусть 3-4 отрывка).

 

V. Отгадывание загадок

Воспитатель. А сейчас попробуйте отгадать загадки.

«Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо —

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое». (Яйцо, цыплёнок)

 

«Паровоз без колёс!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл —

Прямо по морю пошёл!» (Пароход)

 

«Красные двери

В пещере моей,

Белые звери  сидят у дверей.

И мясо, и хлеб — всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю!» (Зубы, губы)

 

«Была телега у меня,

Да только не было коня,

И вдруг она заржала,

Заржала — побежала.

Глядите, побежала

Телега без коня!» (Автомобиль)

 

«Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!» (Крапива)

 

«Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная!» (Коньки)

 

«Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт —

Заплачет она и умрёт». (Сосулька)

 

«Если бы сосны да ели

Бегать и прыгать умели,

Они от меня без оглядки умчались бы

И больше со мной никогда не встречались бы,

Потому что — скажу вам, не хвастая,-

Я стальная и злая, и очень зубастая». (Пила)

 

«Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутинку, я тяну». (Иголка с ниткой)

 

«Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят». (Ёж)

 

VI. Итог

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам К.И. Чуковского.

Стихи и сказки К.И. Чуковского мы никогда не забудем, значит, и не забудем и самого автора. Так бывает с каждым большими и хорошим человеком, его не забывают, потому что то, что он сделал для людей, чему их научил, навсегда остаётся с нами, помогает нам в жизни. Мы еще не раз будем вспоминать произведения К.И. Чуковского.

 

Фото: https://m.russiainphoto.ru/photos/35443/

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x