Корней Иванович Чуковский. Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
И.А. Жильцова, старший воспитатель, ГБОУ «Школа № 64», г. Москва
31 марта – день рождения замечательного писателя К.И. Чуковского. Наверняка ваши дети знают многие его произведения. Предлагаемый автором материал позволит вам провести итоговое занятие и поговорить о его личности и творчестве.
Тема: «Корней Иванович Чуковский и его произведения»
Цель: систематизировать и расширять знания детей о творчестве К.И. Чуковского.
Задачи:
- прививать любовь и интерес к художественной литературе на примере произведений К.И. Чуковского;
- воспитывать доброту и аккуратность, чувство взаимопомощи у детей;
- продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложения из 4-5 слов;
- обогащать словарный запас.
Оборудование:
- портрет К.И. Чуковского;
- выставка книг К.И. Чуковского;
- выставка рисунков по сказкам К.И. Чуковского;
- атрибуты к сказкам;
- музыкальный центр;
- аудиозаписи со сказками.
Предварительная работа
Чтение произведений К.И. Чуковского: «Телефон», «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Путаница», «Федорино горе» и др.; рассматривание иллюстраций; просмотр презентаций по произведениям К.И. Чуковского.
Ход занятия
I. Вводная беседа
Воспитатель. Ребята, посмотрите на этот портрет. Кто это?
Дети. Это Корней Иванович Чуковский
Воспитатель. Мы с вами много читали сказок, стихов этого замечательного писателя. В любой библиотеке, в любой семье обязательно есть книги одного из самых любимых детских писателей — К.И. Чуковского.
Корней Иванович Чуковский, «дедушка Корней», «дядя Чукоша», как звали его все кругом, очень любил людей, для которых написал много замечательных сказок и стихов. Это был умный и добрый человек. Потому его сказки, стихи и песенки тоже такие умные и добрые, такие весёлые и смешные. «Дядюшка Чукоша» не только сам писал, он собирал самые хорошие стихи зарубежных писателей и переводил их на русский язык, чтобы вы могли посмеяться, а порой и задуматься над ними.
Трудно представить себе жизнь К.И. Чуковского без детей, без постоянного живого общения с малышами.
У станции Переделкино, на одной из улиц стоит маленький дом, снаружи расписанный картинками из сказок. Это – библиотека, которую построил К.И. Чуковский на участке возле своей дачи для своих маленьких друзей. В этой библиотеке можно не только читать интересные книги, здесь есть специальный зал для игр, где малыши любят проводить время за рисованием и лепкой. К.И. Чуковский часто заходил сюда к ребятам, рассказывал что-нибудь, или загадывал загадки.
Общение с детьми доставляло ему огромную радость и было его любимым отдыхом. Многие ребята навсегда запомнили знаменитые «костры» Корнея Ивановича, которые он устраивал на своей даче. Первый костёр загорался в начале июня и назывался «Здравствуй, лето!»
К.И. Чуковский с любовным вниманием готовился к торжественному дню. Он обзванивал детских писателей и поэтов, приглашал их выступить перед детьми. Не забывал он и артистов (Аркадий Райкин). Такие всем известные поэты, как Агния Барто, Сергей Михалков, считали честью для себя почитать детям свои произведения на «костре» у К.И. Чуковского. За вход полагалась плата – десять сосновых шишек. Шишки, когда вспыхивал и рвался к небу огромный костёр, подожженный самим К.И. Чуковским, ребята с весёлыми возгласами бросали в огонь.
Но самыми главными участниками праздника были сами дети, они читали стихи, пели, танцевали. Праздник завершался большим хороводом вокруг костра. Такой же костёр завершал летние школьные каникулы и назывался «Прощай, лето!» До конца жизни этот высокий седой человек не утратил способности удивляться, любить всё забавное, смешное.
II. Задания на активизацию ранее изученного материала
Воспитатель. Ребята, а помните ли вы произведения К.И. Чуковского?
Воспитатель предлагает вспомнить героев из произведений К.И. Чуковского.
- Дети слушают отрывки произведений из сказок (аудиозапись) 5-6 произведений;
- Игра «Узнай героя и назови, из какого произведения этот персонаж» («Узнай предмет, из какой сказки») — показ иллюстраций, 8-10 штук.
Воспитатель. Молодцы, все справились!
Игра «Вопрос – ответ»
В каком произведении К.И. Чуковского дети (Танечка и Ванечка) не послушались своих родителей и без спроса убежали в Африку? («Бармалей»)
Кто спас Муху-Цокотуху от злобного паука? (Комарик)
В каком произведении говорится о печальной истории про Федору и её заброшенном хозяйстве? («Федорино горе»)
Кто сразился с тараканом в сказке «Тараканище»? (Воробей)
Какая сказка учит любить животных и заботиться о них? («Доктор Айболит»)
В сказке «Краденое солнце» спасителем выступает медведь. А кто украл солнце? (Крокодил)
Из какого произведения этот отрывок?
«Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое
И зубной порошок,
И густой гребешок!» («Мойдодыр»)
Какая сказка высмеивает нерях, учит быть аккуратными, чистыми? («Мойдодыр»)
Из какой сказки этот отрывок?
«Рано – рано два барана
Застучали в ворота». («Краденое солнце»)
Из какого произведения этот отрывок?
«Были бы у ёлочки ножки
Побежала бы она по дорожке,
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы каблучками» («Ёлка»)
III. Физкультминутка «Сказки Чуковского»
(Дети встают на ковре и выполняют упражнения).
«А посуда вперёд и вперёд – по полям, по болотам идёт (ходьба по кругу).
Я бегу, бегу, бегу – удержаться не могу (бег по кругу).
Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой (наклоны головы).
А жуки рогатые – мужики богатые – с бабочками пляшут, шапочками машут (под весёлую музыку дети танцуют)».
Дети усаживаются на стульчики.
IV. Чтение стихотворений
Воспитатель. Ребята, а вы помните отрывки из произведений К.И.Чуковского? (Дети читают наизусть 3-4 отрывка).
V. Отгадывание загадок
Воспитатель. А сейчас попробуйте отгадать загадки.
«Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое». (Яйцо, цыплёнок)
«Паровоз без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл —
Прямо по морю пошёл!» (Пароход)
«Красные двери
В пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб — всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю!» (Зубы, губы)
«Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала — побежала.
Глядите, побежала
Телега без коня!» (Автомобиль)
«Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!» (Крапива)
«Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная!» (Коньки)
«Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт». (Сосулька)
«Если бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались бы
И больше со мной никогда не встречались бы,
Потому что — скажу вам, не хвастая,-
Я стальная и злая, и очень зубастая». (Пила)
«Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну». (Иголка с ниткой)
«Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят». (Ёж)
VI. Итог
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам К.И. Чуковского.
Стихи и сказки К.И. Чуковского мы никогда не забудем, значит, и не забудем и самого автора. Так бывает с каждым большими и хорошим человеком, его не забывают, потому что то, что он сделал для людей, чему их научил, навсегда остаётся с нами, помогает нам в жизни. Мы еще не раз будем вспоминать произведения К.И. Чуковского.
Фото: https://m.russiainphoto.ru/photos/35443/