Рисование минеральными пигментами. Мастер-класс для воспитателей

Рисование минеральными пигментами. Мастер-класс для воспитателей

И.В. Шайтанова, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, ГБОУ школа № 1265, Москва

 

Материал и оборудование. Минералы и пигменты (малахит, лазурит, гематит, охра светлая и тёмная, сиена, глауконит (холодный), белила титановые, лимонит (или песок). Курант, кисти № 3 и 6, палитры (бумажная и керамическая), баночки, салфетки, лист бумаги для акварели с нанесённым на него контуром горы, эмульсия – на каждого участника.

 

Ведущий. С древнейших времён ярко окрашенные камни привлекали внимание человека. Изготовленные из них минеральные краски поражают многообразием цветов и оттенков, долговечностью. (По ходу рассказа показывает образцы минералов и пигментов.)

Что представляют собой минеральные пигменты и когда художники стали их применять? Ещё в доисторические времена их использовали для создания наскальных рисунков. Темперными красками писали мастера Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения. Да и в наши дни, несмотря на огромный ассортимент синтетических красителей, большинство иконописцев отдают предпочтение именно минеральным пигментам.

Природные минералы после предварительной очистки и растирания имеют вид цветных порошков.

Существует два типа минералов-пигментов: кристаллические (гематит, лазурит, азурит) и землистые (охры, лимонит, глауконит). Пигменты из этих минералов органично совместимы друг с другом, обладают сочностью цветов и оттенков.

Не все пигменты подходят для работы с детьми, поэтому педагог, прежде всего, должен ознакомиться с их свойствами.

В живописи с древнейших времён используются железистые охры с их широкой цветовой гаммой. Охра – минерал жёлтого цвета, встречающийся в природе среди различных осадочных и кристаллических пород, представляет собой глину, окрашенную окислами железа. Для приготовления краски сырую охру сушат, затем измельчают в тончайший порошок, отмучивают водой и, если желают получить красные оттенки, слегка обжигают. Жёлтые охры разделяются на светлые, золотистые и тёмные. Путём обработки сырой охры можно получить пигменты для различных красок: от малярных – до акварельных.

Лазурит с минералогической точки зрения представляет собой силикат натрия и кальция. Тёмно-синяя окраска этого минерала, по мнению большинства исследователей, связана с присутствием в его кристаллической решётке ионов серы.

Слово «лазурит» происходит от арабского azul, означающего «синева, небо», и персидского lazurite – «синий».

Гематит. Название этого твёрдого и тяжёлого камня происходит от греческого слова haimatos – «кровь». Иное, реже употребляемое название камня, – сангвин (от лат. sangua – «кровь»).

Тонкие пластинки гематита полупрозрачны, а сами камни отливают металлическим, стеклянным блеском. Не случайно причудливые образования, встречающиеся в залежах гематита, в старину называли «красной стеклянной головой», а плоские куски гематита использовали в качестве зеркала.

Шунгит – древнейший минерал. Он содержит очень большое количество элементов, но основой его является углерод. В шунгите до 40 процентов золы. Свойства этого загадочного камня до конца не раскрыты. В Карелии находится единственное в мире месторождение шунгита, содержащего фуллерен, который является мощным антиоксидантом. Он помогает лечить самые разнообразные заболевания. При взаимодействии с шунгитом вода приобретает целебные свойства, обладает болеутоляющим, противовоспалительным действием, очищается от вредных примесей.

Малахит назван так, вероятно, за окраску, напоминающую цвет листьев мальвы, либо за малую твёрдость (на древнегреческом malakos означает «мягкий»). На отшлифованной поверхности этого минерала открывается узор из чередующихся светлых и тёмных концентрических колец, полос или рисунков более сложной конфигурации. Благодаря этой особенности малахит в старину называли «павлиньим камнем». Характерный зелёный цвет малахиту придают соединения меди. Оттенки окраски малахита варьируют от бирюзового, изумрудно-зелёного и голубовато-зелёного до чёрно-зелёного.

Разные виды минералов при измельчении превращаются в различной степени просвечивающие осколки или мелкие кристаллики, в зависимости от формы, размеров, оптических свойств которых создаются дополнительные эффекты: блеск, бархатистость и т.д.

На занятиях по изобразительной деятельности дети подготовительной к школе группы могут растирать пигменты курантом под присмотром взрослого.

Сегодня вы попробуете приготовить краски из минеральных пигментов. Раскрыть их секреты нам поможет Хозяйка Медной горы – Малахитница.

Звучит аудиозапись спокойной музыки. Входит Малахитница (взрослый в костюме).

Малахитница. Здравствуйте, гости дорогие! Давно ко мне никто не заглядывал. Я уж подумала, что оскудела земля русская мастерами или все они заморскими товарами увлеклись. Вот и решила сама поискать новых мастеров. Сможете мою гору нарисовать – открою вам секреты мастерства. Но какое же рисование без красок? Они у меня не простые, а подаренные самой природой. К тому же краски эти проверяют характер человека. А как – вы узнаете во время работы. В качестве сырья мы будем использовать глауконит (от греч. glaukos – «голубовато-зелёный»). Благодаря насыщенной и стойкой зелёной окраске этот минерал используется как естественный пигмент в станковой и масляной живописи и для производства зелёных красок в промышленных целях.

Для растирания ручным способом минеральных пигментов в процессе приготовления красок для живописи и типографских работ с давних времён используют специальные инструменты конусообразной формы – куранты (от франц. courant). (Показывает.)

Крупные куранты делают из твёрдого камня – лабрадора, порфира, мелкие – из фарфора, стекла или агата. На стекло, края которого заклеивают скотчем или изоляционной лентой, насыпают пигмент и добавляют несколько капель воды. Пигмент растирают круговыми движениями. Надо слегка приподнимать край куранта, чтобы его не присасывало. Готовый пигмент подсушивают и счищают со стекла в баночку. Для приготовления темперной краски пигмент разводят эмульсией – яичным желтком, разбавленным кипячёной водой (1:3), с добавлением нескольких капель уксуса.

Участники мастер-класса растирают пигмент курантами и разводят его эмульсией.

Малахитница. Краска, называемая яичной темперой, готова. Нанесите её на палитру. Использовать темперу следует предельно быстро, так как в жидком виде она не может долго храниться.

Давайте отправимся в мои владения – Уральские горы.

Горы – это скалы, небо голубое,

Горы – это ветер, солнце золотое,

Горы – это реки, снежные вершины,

И холмы, и склоны, покрытые травою.

Даёт каждому участнику лист бумаги с изображением горы и бумажную палитру для нанесения образцов красок.

Чтобы нарисовать гору, вам понадобятся светлая охра, эмульсия и немного воды. Всё это смешайте в баночке до состояния жидкой сметаны и добавьте в краску немного песка или нерастёртого красновато-бурого лимонита с мелкими камешками. Покройте получившейся краской (круговыми движениями) изображение горы от вершины до подножия. Кажется, что это горная река сбегает с горы, оставляя за собой груды камней.

У подошвы горы видна глубокая пещера. Её можно раскрасить тёмной охрой. После этого нанесите на бумажную палитру образцы охры и сиены.

Участники выполняют задания.

Малахитница. Чтобы изобразить деревья и нежную зелень на склонах горы, вам понадобится пигмент глауконит (холодный) – прозрачная краска голубовато-зеленоватого цвета, напоминающая акварель. Этот пигмент один из самых стойких, он не подвержен внешним воздействиям. Раскрасьте глауконитом кроны деревьев и покройте им склоны горы. Посмотрите, как играет под глауконитом предыдущий слой краски!

Нанесите на бумажную палитру образец глауконита.

Участники выполняют задание.

Малахитница. Кроме землистых, художники используют пигменты, состоящие из мельчайших кристаллов. Из кристаллических пигментов мы возьмём гематит и небесный лазурит. Нарисуйте гематитом ягоды, растущие на склоне горы. Этот минеральный пигмент имеет насыщенный цвет и высокую плотность. А прозрачное, чистое небо можно изобразить, используя пигмент лазурита.

Нанесите на бумажную палитру образцы гематита и лазурита.

Участники выполняют задание.

Малахитница. Как величественны снежные вершины гор! Смешайте на керамической палитре титановые белила с небольшим количеством сиены, эмульсии и воды и нанесите их на вершину горы. Заискрились на солнце, засверкали снега!

Нанесите на бумажную палитру образец белил.

Участники выполняют задание.

Ведущий. Чтобы вы запомнили названия минералов, бумажную палитру и картину с изображением горы возьмите на память о нашей встрече.

В горных каменных пещерах

Дорогой хранится клад.

Минералы-самоцветы

В глубине земли лежат.

Малахитница-царица

В кладовых своих хранит

Лазурит и гематит,

Охры и глауконит.

Из чудесных минералов

Краски можешь ты создать,

Чтоб прекрасные картины

Для людей нарисовать.

Малахитница. Пока вы работали, я на вас поглядывала, выбирала себе мастеров, а краски мне в этом помогали – ведь для их изготовления необходимо терпение, внимание и усидчивость. Посмотрите на рисунки и скажите, понравилось ли вам рисовать моими красками.

Участники выставляют рисунки на стенд, рассматривают их, обсуждают приёмы работы с минеральными пигментами, высказывают мнения о целесообразности и вариантах применения данной методики в работе с детьми. Затем заполняют анкету.

 

Анкета участника мастер-класса

  1. В каких инновационных проектах Вы участвовали?
  2. Узнали ли Вы в нашем проекте что-либо новое для себя? Что именно?
  3. Знакомы ли Вы с традиционным использованием красок из минеральных пигментов?
  4. Изменилось ли Ваше отношение к природным краскам из минералов?
  5. Пробовали ли Вы раньше рисовать такими красками с дошкольниками?
  6. Хотелось бы Вам использовать предложенную систему работы с детьми, родителями и воспитателями в Вашем дошкольном учреждении?
  7. Ваше мнение об актуальности проведённого нами эксперимента.

 

По окончании мастер-класса участники получают памятки и палитры–образцы минеральных пигментов, которые могут быть использованы в работе с дошкольниками.

 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о