Какие бывают дома. Детско-родительский проект в подготовительной к школе группе

Какие бывают дома. Детско-родительский проект в подготовительной к школе группе

Е.Н. Смирнова, воспитатель,  ГБОУ «Школа № 2070», г.  Москва

 

В статье представлен  опыт работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в рамках  детско-родительского проекта.

 

Вовлечение родителей в процесс развития их детей является наиболее продуктивной формой работы с дошкольниками в рамках проектной деятельности. В ходе проектной деятельности дети и родители занимаются вместе   сбором материалов, изготовлением атрибутов для игры, активным участием в  конкурсах, созданием презентаций. Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

 

Ход работы

В подготовительной к школе группе детей   6-7 лет я разработала детско-родительский проект «Какие бывают дома», включающий серию занятий НОД, состоящую из трех этапов:

— зарождение проблемного вопроса,

— поиск ответов,

— анализ продуктов деятельности.

1 этап. Выбор темы. Тема проекта возникла в ходе игровой деятельности в группе. Один из детей построил дом и назвал его «Домик Добра», объяснил значение каждого этажа, отразив теплые семейные отношения. Затем дети стали говорить о том,  как строятся дома, задавая много вопросов: как строят дом? сколько в домах  бывает этажей? как строят первый этаж? как используется подъёмный кран? что такое фундамент дома?

Затем стали обсуждать строительство нового дома. На какой улице строится новый дом? Сколько этажей в нем? Будет ли на первом этаже магазин? Где будет жить в нем один из детей группы? Какая мебель будет в его комнате? Зачем нужен балкон с окнами?  Из чего построен дом? Кто строит дома?

Для постановки цели мы использовали модель «Три вопроса» Л.Свирской.  В итоге информация о проекте была выложена на  сайт детского сада и размещена в родительском уголке нашей группы.

Интересной оказалась совместная работа с детьми по составлению объявления для родителей. На большом листе бумаги дети обратились к своим родителям: «Дорогие папы и мамы! Нам хочется побольше узнать о домах нашего города. Особенно нам интересно узнать: Когда люди стали строить дома? Из чего строят дома? Как строят дома?  Почему люди берегут свои дома? Кто такие строители? Почему так важна их работа? Какие есть виды домов? Кто из зверей строит дома? Как получить профессию  строителя? Обращаемся к вам за помощью: помогите подобрать материал для рассказа о строительстве  домов. Ваши юные исследователи».

Что мы знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?
  • Люди живут в домах
  • Не только люди живут в домах, и у животных есть  дома
  • Дома бывают разные
  • Все дома из чего-нибудь строят
  • Дома строят строители
  • Если много домов, то это называется город, а если мало, то деревня
  • Когда люди стали строить дома?
  • Из чего строят дома?
  • Как строят дома?
  • Почему люди берегут свои дома?
  • Какие бывают дома?
  • Кто у зверей строит дома?
  • Чему нужно научиться, чтобы самому построить дом
  • Из чего мы можем построить дома в группе
  • Пригласить в гости папу – он строитель
  • Сходить на экскурсию к строящемуся дому
  • Отправиться в путешествие по улицам нашего города
  • Попросить у родителей помощи в сборе книг, журналов, каталогов, рассказывающих о домах для того, чтобы узнать

Родители охотно откликнулись на просьбы детей. Заметим, что дети явились организаторами поиска необходимой информации, а родители выполняли вспомогательную функцию. На этом этапе развиваются и совершенствуются детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. В условиях семьи осуществляется познавательно-речевое совместное рассматривание страниц в интернете, чтение, рассматривание картин, сюжетов, рисование.

Определив цели, мы разработали  план, по которому предстоит изучить необходимый материал.

2 этап: План НОД по знакомству с историей происхождения домов,  разработка макета «Дом человека прошлого».  Для всего проекта нами был выбран главный герой – Симка из мультфильма  «Фиксики», который активно искал ответы на вопросы. Весь  дидактический материал мы разложили  по центрам: центр искусства, центр математики, центр науки, центр строительства, центр игры, центр дома, город,  центр книги, центр песка и  воды, центр движений.

Материал к темам в центрах был следующий: наборы «Строители», «Лего», «Строительный транспорт», «Мечты», коробки, игрушки и материалы для обыгрывания, материалы  для продуктивных видов деятельности и экспериментирования и т.д.

Организуя работу по проекту, мы работали одновременно с детьми и родителями. Не «за» детей, а именно одновременно, каждый ребенок трудился над своим домиком. Дети с большим удовольствием делали для домиков ковры, картины, кукольную мебель из коробок. В ходе изготовления макета города дети с легкостью прибегали к использованию бросового материала, например, делали  из корпусов киндер-сюрпризов подставки для цветов, торшеры, люстры, деревья, дорожные знаки, рекламные щиты  и др.

Раздел математика включал следующие задания:

  • найти одинаковые домики (по цвету),
  • выбрать все желтые дома, машины,
  • сравнить дома, найти отличия,
  • написать номера домов,
  • расставить дома по порядку от 1 до 10 (15),
  • разложить дома по номерам на четные и нечетные, выделить понятия «улица, дорога, тротуар, левая — правая сторона улицы,
  • на каждом доме нарисовать одинаковые предметы в соответствии с номером дома: например, дом № 4 — четыре горшка на окошках; дом № 7 — семь мышиных норок,
  • распутать путаницу «Как пройти к домику»,
  • сосчитать, сколько домов получилось на коллаже «Волгоград».

В ходе работы над проектом дошкольники дома вместе с родителями оформляли  карточки. Дети наклеивали фото своих дачных домов, вырезали  фотографии красивых домов из журналов.

Работа в центре экспериментирования помогла большинству дошкольников убедиться в физических качествах определенных видов строительных материалов, необходимых для строительства домов, а также закрепить в сознании детей «стена крепкая – потому что она изготовлена из бетона, фундамент – основная опора всей постройки».

Дети принимали участие в  занятиях по темам «Наш жилой квартал», «Самый добрый дом».

Мы провели НОД с использованием ментальных карт «Необычный  дом».

Были проведены игры «Волшебные мастера  города»,   «Узнай и назови», «Найди нужный кирпичик».

Очень продуктивно было использование в нашем проекте приема проблемных ситуаций. Приведем примеры.

  1. В комнате открыто окно?  Какое важное правило безопасности ты знаешь? (не подходи к открытому окну)
  2. Холодно, ты замерз. Что ты сделаешь?
  3. Мамы нет дома, ты один. Что ты будешь делать, если проголодаешься?
  4. Тебе не достать до выключателя. Что делать?
  5. Ты потерялся в городе. Как выйти из этой ситуации?
  6. Почему дому нужен фундамент?
  7. На каком этаже удобнее жить?

Использование данного метода не только позволило совершенствовать полученные знания об особенностях внешнего строения дома, но также закрепить в сознании детей  правила безопасного поведения дома и на улице.

В нашем проекте мы использовали элементы моделирования, а также ментальных карт. Вместе с детьми мы  сделали схемы/планы группы, кукольного домика, пути каждого из детей в детский сад.

Итогом проведенного проекта стало сочинение песенки с использованием видео страницы тиктока «Мы строители счастливых домов». На итоговом  занятии дошкольники с удовольствием рассказывали о своих домах, о городах, в которых они бывали или хотят побывать.

3 этап. Анализ продуктов своей деятельности.

Мы анализировали  и систематизировали полученные детьми знания о домах и их видах. Здесь дети приходили к выводам о том, настолько важно иметь дом и почему люди оберегают свое жилище. Рассматривали картинки, где были ярко выражены украшения дома.  Мы  организовали выставку творческих «продуктов» проекта — макеты, рисунки, тексты, иллюстрации  в родительском  уголке  группы  с целью:

— привлечения малоактивных семей,

— показа результатов работы,

— развития и укрепления детско-родительских отношений.

По итогам реализации детско-родительского проекта  мы разработали   памятки-рекомендации  для развития познавательной активности дошкольников, которые могут служить ценным методическим материалом для воспитателей и педагогов.

4.2 5 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x