Юные гончары. Занятие проекта «Скопин – город гончаров» для детей 5–6 лет

Юные гончары. Занятие проекта «Скопин – город гончаров» для детей 5–6 лет

Е.Н. Горина, воспитатель, МБДОУ Детский сад «Колокольчик», г. Скопин, Рязанская область

 

Цель. Формирование патриотических чувств у детей к малой родине посредством приобщения к народному промыслу – скопинской керамике.

Задачи

Образователные: способствовать приобретению навыков работы с глиной на гончарном круге.

Развивающие: продолжать развивать представления о скопинской керамике, закреплять знания детей о происхождении промысла, об изделиях скопинских мастеров; развивать у детей художественно- эстетический вкус, наблюдательность, глазомер, усидчивость, мелкую моторику кистей рук; закреплять умение работать с глиной, наносить узор с помощью стеки, умение доводить начатое дело до конца.

Воспитательные: воспитывать любовь к своей малой родине, аккуратность.

Материал и оборудование на каждого ребёнка: гончарный круг, стека, тазик с водой салфетка (или кусок кожи), леска, кусок глины, доска для готового изделия, нарукавники, фартук, нарукавники, сувенир.

 

Действующие лица: воспитатель (Горина Елена Николаевна), Гончар (Лощинина Татьяна Васильевна).

 

Ход занятия

 

Воспитатель. Дети, мы на протяжении длительного времени знакомились с историей, традициями, достопримечательностями, знаменитыми людьми нашего родного города. Чем славен наш город Скопин? (Ответы детей.) Правильно, изделия наших гончаров известны во всем мире. Мы с вами знакомились с разновидностью глины, учились изготавливать посуду и игрушки из глины, неоднократно посещали музеи. Интересно вам было знакомиться с гончарным промыслом? (Ответы детей.) А сегодня я предлагаю вам посетить фабрику скопинской керамики, которая называется «Скопинский сувенир».

Её посещение мы начнём с музея фабрики. Прошу вас пройти в зал. Обратите внимание на представленные предметы. Здесь вы видите изделия гончаров, сделанные в наши дни. Они соседствуют с работами, созданными много лет назад – старинными изделиями. Рассмотрите их внимательно и ответьте на вопрос: чем они похожи? Чем отличаются? (Ответы детей.)

Глиняная посуда в местах, где позднее появился наш город, изготавливалась ещё в стародавние времена. В этой посуде взбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.

Около 150 лет назад, в 19 веке, в Скопине стали применять глазурь. Фантазии гончаров того времени не было предела, именно тогда стала появляться продукция с использованием налепов, орнаментов, росписи на изделиях. Эти приёмы используются и в современной керамике.

Пройдём к следующим экспоната – это современные керамические изделия. Чем похожи и чем различаются старинная продукция и современная? (Ответы детей.)

Эти изделия ценятся во всех уголках России, они очень востребованы: в связи с этим скопинская керамика приобрела большую популярность. Даже гости из других стран стараются приобрести продукцию скопинских гончаров.

Изделия скопинской керамики можно встретить во многих музеях России и мира.

Обратите внимание, в изделиях используются образы животных (птиц, рыб, зверей), но не простых, а сказочных. Изделия покрыты цветной глазурью различных оттенков.

Благодаря любви мастеров к своему делу и таланту художников скопинский промысел интенсивно развивался. В настоящее время, принимая участие в различных выставках, конкурсах мастера скопинской керамики занимают призовые места. Их изделия интересны и уникальны благодаря сложной лепнине и росписи. Они делаются художниками вручную на гончарной основе – гончарном круге.

Послушайте отрывок из стихотворения нашего земляка «Старый гончар».

Глины коричневый ком

Мастер кладёт на круг,

Вертит, колдует он,

Мочит водой, и вдруг

Словно из русской сказки

Чудный подняли кувшин,

На стенке его атласной

Вязью старинной «Скопин» –

Птица скопа жила

Здесь когда-то в лесах дремучих.

Оба её крыла

У кувшина – как две ручки!..

На рукотворное диво

Пришёл посмотреть народ,

А Мастер молчал горделиво,

С лица утирая пот…

(А. Крылов)

О чём это стихотворение? Кто делает эту посуду? На чем её изготавливает? (Ответы детей.)

А сейчас я предлагаю вам пройти в рабочий цех и познакомиться с гончаром.

Детей встречает мастер-гончар.

Гончар. Здравствуйте дети! Я рада видеть вас у нас в рабочем цеху. Меня зовут Татьяна Васильевна Лощинина. Я делаю свои изделия на гончарном круге. Сегодня я покажу вам, как изготавливать крынку. Посмотрите на это интересное и завораживающе зрелище.

(Демонстрирует процесс изготовления изделия на гончарном круге.)

Я сажусь за гончарный круг, беру кусок глины и кладу его в центр круга. Слежу за тем, чтобы кусок глины между рук был всегда виден. Придерживая середину правой рукой, чтобы не разбалтывалась, накрываю левой рукой сверху и немного сбоку. Операцию «подъём, спуск» требуется сделать пару-тройку раз. Все движения я делаю с водой, плавно, без чрезмерных усилий. Дышать надо равномерно, не задерживая дыхание, иначе через 10–15 секунд можно устать. Теперь я могу приступить к продавливанию горлышка по самое донышко. Обхватываю правой рукой, затем левой. Большими пальцами надавливаю в центр и плавно делаю заглубление в куске глины. Важно не продырявить до гончарного круга.

Для того чтобы продолжить работу, я складываю левую руку щепоткой – вот так. Придерживая большой палец правой руки «пистолетом», опускаю щепоть в самый низ заготовки. Большой палец – снаружи, остальные пальцы левой руки – внутри, и, слегка сдавив, плавно ведём наверх, вытягивая стенку. Важно быть внимательным, для того чтобы выдержать одинаковое расстояние между пальцами. Дойдя до верха, плавно останавливаюсь, выдерживаю паузу в пять-десять оборотов круга и только потом аккуратно отпускаю.

Теперь щепоткой до низа я уже достать не могу и начинаю работать пальцами правой и левой рук. Изнутри – левая рука, снаружи – правая. Задача – вытянуть цилиндр с достаточно тонкими и ровными стенками.

Теперь можно придавать форму. Располагаю пальцы правой и левой рук на одинаковом расстоянии и плавно расширяю низ крынки.

Теперь подсушиваю горлышко. Куском кожи или салфеткой заглаживаю верх крынки. С помощью стеки наношу узор. Оттягиваю глину и вылепливаю форму носика.

Беру в руки струну и осторожно срезаю готовую крынку. Вот такая крынка у меня получилась! Можно убирать получившееся изделие на сушку.

А вы хотите вылепить свои изделия на гончарном круге? (Дети соглашаются.)

Воспитатель. Но для того чтобы ваши работы получились, необходимо сделать пальчиковую гимнастику.

Первый пальчик в глине (большой палец стучит об указательный),

Второй в пластилине (большой стучит о средний),

Третий в шоколаде (большой стучит о безымянный),

Четвёртый в мармеладе (большой стучит о мизинец) –

Склеились пальчики! (Складывают все пальцы в щепоть.)

Расклеились! (Широко раскрывают ладонь.)

Пальчики готовы к работе! А что ещё необходимо для работы с глиной? (Ответы детей.) Правильно, надеть фартук, чтобы не испачкаться.

Дети надевают фартуки и нарукавники, садятся за гончарные круги. Работают под наблюдением наставников.

Гончар. Все закончили? Какие красивые и необычные изделия у вас получились! В нашем музее таких ещё не было!

Воспитатель. Дети, подарим ваши работы музею? (Дети соглашаются.) Чтобы изделия стали экспонатами музея, их необходимо просушить, обжечь и нанести глазурь. Давайте разместим их на стеллажах.

Гончар. Спасибо вам за подарок! А я на память о нашем знакомстве хочу вручить вам вот эти сувениры. Приходите к нам ещё, мы будем очень рады! (Дети благодарят Гончара, прощаются.)

Воспитатель. Дети, вам понравилось то, чем мы сегодня с вами занимались? О чём вы расскажете своим друзьям и родителям? А вы хотели бы стать гончарами? (И др.)

Юные гончары. Занятие проекта «Скопин – город гончаров» для детей 5–6 лет Юные гончары. Занятие проекта «Скопин – город гончаров» для детей 5–6 лет Юные гончары. Занятие проекта «Скопин – город гончаров» для детей 5–6 лет Юные гончары. Занятие проекта «Скопин – город гончаров» для детей 5–6 лет

План проекта

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x