Индивидуальный образовательный проект «Копировальная бумага своими руками»
Авторы: Ногин Матвей, Рогалева Алёна Владимировна (мама); кураторы: Дворникова Галина Николаевна (воспитатель), Козлова Ольга Васильевна (воспитатель), МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 57», г. Вологда
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное, у него на каждый день по открытию: сосулька в руке превращается в воду; бумага рвется, мнется, шелестит; камень, брошенный в воду, тонет, а дерево остается на поверхности. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто у него возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Именно поэтому, дети разбирают (а нам кажется, ломают) игрушки, чтобы узнать, что там внутри и почему они двигаются. Или взяв в руки ножницы и разрезав бумагу, начинают испытывать новый инструмент на всем, что попадается под руку – салфетки, скатерти, обивку дивана – узнавать можно ли все это разрезать. Такое стремление познать окружающий мир нередко доставляет нам, взрослым, беспокойство в первую очередь за безопасность ребенка. Поэтому часто лучше взять процесс детского познания мира в свои руки, ненавязчиво направить его в созидательное русло.
Важно заметить, что познавательная активность дошкольников выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы. Вот здесь будет важна помощь взрослого, который может указать на возможность использования элементов творчества в процессе познания. Задача взрослого помочь ребенку усвоить и обобщить способ познания, чтобы применять его на другом материале.
Педагоги МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 57» захотели поделиться опытом познавательного развития детей на примере инициативы одного из своих воспитанников Матвея и его мамы Рогалевой Алены Владимировны.
Однажды рассматривая коллекцию бумаги в центре творчества, Матвей заинтересовался копировальной бумагой. Раньше он никогда не видел копирку и не знал, для чего она предназначена. Мама Матвея решила познакомить сына с этим видом бумаги с помощью познавательно-творческого проекта. Алена Владимировна рассказала о своем желании воспитателям детского сада, который посещает Матвей. Вместе они обсудили цель и задачи проекта, разработали его этапы.
Тема проекта. Создание копировальной бумаги в домашних условиях
Тип проекта: познавательно-творческий; индивидуальный; краткосрочный (с 22 января по 30 января 2024 г.).
Участники проекта: Матвей Ногин, Рогалева Алёна Владимировна (мама).
Цель. Расширить кругозор детей в ходе практического знакомства с копировальной бумагой и экспериментирования с ней; создать условия для поддержания у детей интереса к изобретательству.
Задачи: формировать познавательный интерес у дошкольников; актуализировать знания о бумаге и её свойствах; развивать инициативу, любознательность, мелкую моторику рук и монологическую речь; вовлечь родителей в образовательный процесс, способствовать развитию детско-родительских отношений.
Предполагаемые продукты проекта: копировальная бумага, выполненная своими руками, презентация работы, выставка творческих работ.
Ожидаемые результаты: дети умеют создавать копировальную бумагу самостоятельно; обогатился словарный запас детей; родители являются активными участниками образовательного процесса; дети проявляют инициативу в организации познавательной деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта:
— Энциклопедии;
— Методическая литература: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.; Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.; Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. — М.: Сфера, 2010г.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап. Организация совместной деятельности родителей с воспитателями в детском саду.
— консультации для родителей «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»;
— памятка для родителей «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»;
— папка-передвижка для родителей «Как привить ребёнку интерес к науке»;
— постановка проблемы, определение цели и задач индивидуального проекта;
— подбор методической литературы;
— создание презентации по теме проекта для просмотра дома с ребенком;
— оформление коллекции бумаги;
- Основной этап. Организация совместной деятельности родителей с ребенком дома.
— просмотр презентации «Такая разная бумага»;
— опыты и творческие задания с использованием готовой копирки;
— просмотр видео «Как сделать копировальную бумагу»;
— создание копировальной бумаги разными способами (с использованием гуаши, восковых мелков, простого карандаша);
— проведение эксперимента с самодельной копировальной бумагой;
— составление рассказа и презентации о проделанной работе.
- Заключительный этап. Организация образовательной деятельности в детском саду с воспитанниками.
— совместный просмотр презентации «Такая разная бумага»
— беседа «История копировальной бумаги»;
— ознакомление детей с коллекцией бумаги;
— занятие по рисованию с элементами экспериментирования «Волшебная бумага»;
— презентация и рассказ Матвея о своем изобретении;
— выставка творческих работ с использованием копировальной бумаги;
— презентация проекта родителям в закрытой группе ВКонтакте.
- Итоги проекта
На наш взгляд, в ходе реализации проекта удалось создать условия для поддержки интереса ребенка к изобретению; развития речи дошкольников; привлечения родителей к жизни детского сада. Дети группы с удовольствием подключались к работе и пробовали себя в роли изобретателей и исследователей, а также предложили оформить творческую выставку в группе и создать своими руками бумагу для творческих работ.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что поставленные цель и задачи удалось полностью реализовать.