Финансовая грамотность для дошкольников. Подборка полезных мультфильмов

Финансовая грамотность для дошкольников. Подборка полезных мультфильмов

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

 

Продолжаем рассматривать вопросы финансовой грамотности дошкольников. Предлагаем вашему вниманию подборку полезных мультфильмов на эту тему.

 

Перечень мультфильмов на тему

финансовой грамотности

 

Мультсериал «Три котенка». Сезон 3 (2009 г.). Серия 8. «Деньги – лепесточки». Три котенка узнают про ценность денег и бережное обращение с ними. Используем мультфильм для первоначального знакомства ребенка с темой денег.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 4 мин 6 с.

Основные вопросы и ход беседы. Что нашли котята, когда прятали солдатика? Что такое деньги? По какой причине на деньгах нельзя рисовать? Для чего нам деньги? Что бы ты хотел купить? Откуда берутся деньги? Почему деньги не нужно брать без спроса? По какой причине нельзя разбрасываться деньгами?

Родители в случае необходимости дополняют ответы ребенка, объясняют ему ценность денег и правила бережного обращения с ними.

Занятия после просмотра. Игра «Горячо – холодно» (прячем предметы и находим их). Знакомство с маминым или папиным кошельком (рассматриваем содержимое, достаем купюры и монеты, пробуем аккуратно сложить их обратно). Сортируем монеты и купюры отдельно, затем складываем в стопки, чтобы в каждой были монеты или купюры с одинаковыми цифрами.

Финансовая грамотность для дошкольников. Подборка полезных мультфильмов

 

Мультсериал «Три кота». Сезон 1 (2015 г.). Серия 10. «Поход в магазин». Семья котов отправилась в магазин за покупками. Детям поручили самостоятельно купить хлеб, молоко и чай. Используем мультфильм для обсуждения темы покупок в магазине, а также разумных и неразумных трат.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 5 мин 15 с.

Основные вопросы и ход беседы. Ты обратил внимание, что мама-кошка пришла в магазин со списком? Как ты думаешь, зачем он ей нужен? Что родители поручили сделать котятам в магазине? Что они хотели купить вместо хлеба, молока и чая? По какой причине передумали?

Родители объясняют ребенку разницу между разумными и неразумными тратами.

Как нужно вести себя на кассе? Котята хотели купить коньки вместо продуктов. Что из этого разумная, а что – неразумная трата?

Родители в случае необходимости дополняют ответы ребенка, объясняют ему правила похода в магазин и совершения покупок.

Занятия после просмотра. Игра в магазин с настоящими деньгами. Совместная уборка игрушек. Катание на коньках или роликовых коньках – в зависимости от времени года.

Финансовая грамотность для дошкольников. Подборка полезных мультфильмов

 

Мультсериал «Смешарики. Азбука финансовой грамотности». Сезон 1 (2019 г.). Серия 20. «Код Пина». Пин забывает код от своей банковской карты. Карыч объясняет Крошу правила безопасного использования пластиковых карт. Используем просмотр мультфильма для беседы с ребенком о банковских картах и правилах их безопасного использования.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 3 мин.

Основные вопросы и ход беседы. Каким образом Пин хотел заплатить за эвакуатор? Что забыл Пин? Как он вспомнил свой пин-код? Какие еще есть безопасные способы запомнить его? О каких еще правилах безопасного обращения с банковской картой рассказывает Карыч?

Родители в случае необходимости дополняют ответы ребенка, объясняют ему, что такое банковская карта; что лучше записывать пин-код в секретном месте специальными символами или даже только запоминать; что никому нельзя сообщать код и показывать, как вводишь его.

Занятия после просмотра. Знакомство с банковскими картами родителей (какой они формы, цвета, какие они на ощупь). Игра в магазин с настоящими банковскими картами. Игра в путешествие по пустыне или в ремонт машины.

Примечание. Теме финансовой грамотности посвящены все серии мультсериала «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», их также можно использовать.

Финансовая грамотность для дошкольников. Подборка полезных мультфильмов

 

Мультфильм «Приключения Буратино» (1959 г.). История деревянного мальчика Буратино. Интересен фрагмент о том, как Буратино хотел разбогатеть, зарыв деньги на Поле чудес. Используем просмотр мультфильма для обсуждения с ребенком работающих и сомнительных вариантов обогащения, а также угроз со стороны мошенников.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 64 мин.

Ориентировочное время используемых фрагментов: 19 мин 38 с (с 20 мин 45 с по 32 мин 07 с; с 37 мин 19 с по 41 мин 35 с).

Основные вопросы и ход беседы. Откуда у Буратино появились деньги? Для чего Карабас Барабас дал их ему? Что хотел сделать с этими деньгами Буратино? Что предложили Буратино сделать с деньгами Лиса Алиса и Кот Базилио? Что произошло с Буратино в лесу? Кто помог ему?

Родители объясняют ребенку, что есть мошенники – люди, которые хотят забрать чужие деньги. Поэтому о том, что деньги у тебя есть, лучше говорить только родителям и не показывать их окружающим, особенно незнакомым.

Что делал Буратино в Стране дураков? Что произошло с монетами, которые он зарыл в землю?

Родители рассказывают ребенку о работающих (заработок, вклады в банке) и сомнительных (финансовые пирамиды; передача денег, чтобы получить потом еще больше денег, незнакомым людям) вариантах обогащения. Основной вывод: не стоит гнаться за увеличением доходов с помощью подозрительных схем.

Занятия после просмотра. Игра в банк (оформляем вклад). Игра с мячом (кидаем ребенку и называем способ обогащения: передача денег незнакомым людям, банковские вклады, лотереи, акции известных компаний, финансовые пирамиды, заработок, игра в казино. Он возвращает обратно и говорит – опасно это или безопасно). Считаем деньги в кошельке у мамы или папы. Сортировка монет по размеру.

Финансовая грамотность для дошкольников. Подборка полезных мультфильмов

 

Мультсериал «Фиксики». Сезон 3 (2017 г.). Серия 21. «Деньги». Как печатают деньги, и для чего они нужны. Используем мультфильм для обсуждения тем печати денег, оплаты за услуги и бескорыстной помощи.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 6 мин 26 с.

Основные вопросы и ход беседы. Что получают люди за полезную работу? По какой причине фиксики тоже решили брать деньги за свою помощь? К чему привело это решение?

Родители объясняют ребенку разницу между оплатой за услуги и бескорыстной помощью близким людям и друзьям.

Как печатают деньги? Какие способы защиты денег используют?

Родители в случае необходимости дополняют ответы ребенка, объясняют ему нюансы выпуска денег.

Занятия после просмотра. Рассматриваем деньги, ищем водяные знаки, металлические нити и другие способы защиты денег от подделок. Помощь родителям в уборке. Думаем, чем можно помочь друзьям или соседям.

Финансовая грамотность для дошкольников. Подборка полезных мультфильмов

 

Мультфильм «Дюймовочка» (1964 г.). О приключениях Дюймовочки. Интересен фрагмент о том, как Крот хотел взять в жены Дюймовочку и просчитывал бюджет. Используем просмотр мультфильма для обсуждения темы планирования бюджета.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 29 мин 41 с.

Ориентировочное время используемого фрагмента: 11 мин 33 с (с 15 мин 50 с по 27 мин 23 с).

Примечание. Родители читают ребенку написанную на заставке фразу «Наступил день свадьбы».

Основные вопросы и ход беседы. На что жаловался Крот Мыши? И что она ему порекомендовала? Как ты думаешь, зачем Крот считал, сколько зернышек съест Дюймовочка за год? Это называется планирование бюджета.

Родители объясняют ребенку, что такое планирование бюджета и зачем оно нужно.

Что делали Кроты, пока Дюймовочка прощалась с солнцем?

Занятия после просмотра. Считаем деньги в кошельке у мамы. Вместе планируем покупки игрушек на неделю и на месяц. Игра в магазин с настоящими деньгами (ребенку нужно посчитать сдачу).

Финансовая грамотность для дошкольников. Подборка полезных мультфильмов

 

Мультсериал «Трое из Простоквашино». Сезон 1 (1978 г.). Серия 1. Увлекательная жизнь за городом Дяди Федора, кота Матроскина и пса Шарика. Интересен фрагмент, где герои планируют купить корову и воплощают задуманное в жизнь. Используем просмотр мультфильма для обсуждения темы рационального подхода к тратам и поиску средств на покупки.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 17 мин 44 с.

Ориентировочное время используемого фрагмента: 4 мин 50 с (с 4 мин 00 с по 8 мин 50 с).

Основные вопросы и ход беседы. По какой причине кот Матроскин отказался от подписки на журналы? Что предлагал пес Шарик для покупки коровы? Что предложил Дядя Федор? Какие варианты поиска средств на покупки тебе еще известны?

Родители объясняют ребенку, что такое рациональный подход к тратам, а также, какие способы поиска средств на покупки доступны детям (попросить у родителей, накопить, заработать, помогая родителям) и взрослым (заработать, одолжить, взять кредит). Важно объяснить, что поиск клада в наше время редко дает результаты.

Занятия после просмотра. Выбираем, что бы ребенок хотел купить. Обсуждаем, рациональная ли это трата и откуда можно взять на нее деньги. Прячем «клад» (несколько монет в баночке), рисуем карту и ищем его. Подвижные игры на свежем воздухе (прятки, догонялки и др.).

 

4 5 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x