Драматизация в развитии эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста
Л.А. Долматова, музыкальный руководитель, МБДОУ Детский сад № 42 «Пингвинчик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей, г. Верхняя Салда, Верхнесалдинский район, Свердловская область
Отзывчивость – это важнейшая способность человека воспринимать и реагировать на все происходящее, что нас окружает. В формировании у дошкольника эмоций одновременно закладываются такие качества личности как доброта, сочувствие и сопереживание, ребенок учится «проживать» эмоции других личностей.
Эмоции ребенка формируются на стадии всего дошкольного возраста, проходя этап за этапом. От того, как сформируются эмоции, зависит дальнейшее формирование социально значимых качеств личности уже в более старшем возрасте. Педагог должен помочь ребенку разобраться в огромном спектре своих эмоций, научить контролировать свои эмоции, а также правильно их выражать.
В дошкольном возрасте педагоги используют для развития коммуникативных способностей детей, а также для развития эмоциональной сферы детей в процессе совместной деятельности достаточное множество игр: сюжетно-ролевые игры, режиссерские, музыкальные, игры-драматизации, подражательные, театрализованные и др. По мнению Л. С. Выготского лучше всего развивает эмоциональную сферу детей драматизация, где ребенок невольно может прочувствовать и обогатить художественное воображение, а также «проиграть» эмоцию.
Развивая у дошкольников эмоциональную отзывчивость, я как музыкальный руководитель остановилась на драматизации сказок. К данному направлению приобщаю всех педагогов и узких специалистов детского сада, а также родителей воспитанников (законных представителей).
Чем же интересна драматизация сказок? При выборе сказок педагоги всегда отталкиваются от возрастных особенностей детей, индивидуальных возможностей, а также от индивидуальной заинтересованности каждого ребенка. В сказках всегда интригующий сюжет, понятные детям текст, любимые сказочные герои, красочность действия (много костюмов, атрибутов), выразительная образная музыка, множество действующих лиц, что даёт возможность каждому ребёнку (независимо от наличия у него проблем в той или иной области) ощущение успеха, востребованности.
Процесс подготовки театрализованных сказок состоит из нескольких этапов.
На подготовительном этапе музыкальный руководитель выбирает тему, составляет план работы. Затем подбирает музыкальные произведения, разучивает их. Подбирает аудиозаписи, DVD-фильмы, то есть занимается обогащением предметно развивающей среды в музыкальном зале. Составляет сценарий музыкальной постановки, разрабатывает НОД. Обсуждает с воспитателем план работы – подготовку атрибутов, декораций, костюмов, оформления музыкальной постановки, изготовление красочных буклетов и приглашений на спектакль. Также на подготовительном этапе детей знакомят с содержанием сказки, продумываются воспитательные моменты, побуждающие дошкольников к обдумыванию и формулированию логических выводов.
В процессе театрализованных игр дети зачастую знают, что и кого они должны изображать, но не всегда и не все знают, как это надо делать. На основе диагностических исследований распределяется роли. Но зачастую
возникают моменты, когда в ходе работы над спектаклем дети сами решают, какие роли им играть, кому из участников больше подходит та или иная роль.
Активный словарь детей обогащается за счёт новых слов, значение которых они также узнают. На этом этапе с детьми обсуждаются характеры героев, особенности сценических костюмов. На этом же этапе посредством использования психогимнастики, артикуляционных и психотехнических упражнений дети учатся глубже понимать и демонстрировать различные эмоциональные состояния.
На основном этапе уже идёт полноценная подготовка к спектаклю. Большое внимание уделяется правильному певческому интонированию, закрепляется навык естественного звукообразования, совершенствуется навык сольного и ансамблевого пения, формируются такие исполнительские навыки как самовыражение в движениях, координированность в действии, для создания определённого образа сказочного персонажа развиваются творческие проявления через пластику, мимику, развивается умение двигаться соответственно характеру и настроению музыки, проводится работа над выразительностью танцевальных движений, так как помимо вокальных партий в музыкальных спектаклях используются постановочные танцы.
Заключительный этап – это премьера спектакля. Первые зрители – это, как правило, родители. Затем спектакль смотрят все дети и сотрудники детского сада. Самая лучшая театрализованная сказка транслируется в педагогическое сообщество города на городской фестиваль «Маленькие сказочники». Все театрализованные постановки можно найти на официальном сайте детского сада и страничке ВКонтакте.
Таким образом, можно сделать вывод, что применяя на практике с детьми старшего дошкольного возраста театрализованные сказки, можно поспособствовать обогащению мимической, пантомимической, речевой моторики, а также жестикуляционной выразительности.
Побуждая ребенка к участию в музыкальной игре-драматизации, к передаче событий определенного сюжета, различных поступков героев, основных характеров и настроений персонажей, можно таким образом сформировать у детей нравственные качества, вызвать чувство сопереживания и сострадания, активизировать через сюжет и роль желание проявлять заботливое отношение к окружающим, в том числе к своим сверстникам, младшим детям.