Цветик-семицветик. Занятие для детей 4–5 лет
М.С. Береговая, воспитатель, МБДОУ Сазоновский детский сад, Обособленное структурное подразделение Детский сад «Теремок», с. Белые Кресты, Чагодощенский округ, Вологодская область
Цель. Обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека.
Задачи. Формировать представление у детей о доброте, воспитывать добрые чувства к окружающим людям. Активизировать словарь детей: добро, радость, понимание, счастье, забота, внимание, любовь. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми посредством игровой деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально коммуникативное развитие».
Оборудование. Цветок с семью лепестками разного цвета. Видеосказка «Цветик-семицветик». Аудиозапись «Песенки друзей». Альбомный лист и цветные карандаши на каждого ребенка.
Предварительная работа. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», беседа о прочитанном.
Ход занятия
Организационный момент
Дети свободно располагаются в группе, воспитатель привлекает их внимание разговором.
Воспитатель. Сегодня утром Алена поливала цветы и увидела… А что Алена увидела, давайте ее попросим вежливым словом рассказать нам.
Дети вместе с воспитателем просят Алену рассказать, используя в речи вежливые слова.
Алена. Я увидела необычный цветок – у него лепестки разного цвета.
Воспитатель. Алена, а как бы ты смогла назвать этот цветок?
Алена. Цветик-семицветик, потому что у него семь лепестков.
Воспитатель. Кто запомнил, как называется этот цветок? О котором нам рассказала Алена…
Дети. Цветик-семицветик.
Целеполагание
Воспитатель. А как вы думаете, почему цветик-семицветик вырос в нашей группе? (Предположения детей.) Вы все правильно сказали: потому что вы добрые и вежливые дети.
Основная часть
Воспитатель. Мы с вами читали сказку о цветике-семицветике. Кто в ней главный герой?
Дети. Девочка Женя.
Воспитатель. Молодцы. Давайте вспомним, кто в сказке подарил Жене такой интересный цветок. (Называют героя.) Почему бабушка подарила Жене цветок?
Давайте все вместе вспомним, какие волшебные слова нужно было произнести, чтобы желание исполнилось.
(Дети вместе с воспитателем проговаривают «волшебные слова».)
Лети, лети, листок
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
(В. Катаев)
Как вы думаете, Женя все желания на лепестках использовала правильно? Давайте вспомним. (Включает фрагменты сказки, и дети рассказывают, какие желания загадывала Женя.)
А какое доброе дела совершила Женя?
Что же такое доброта? Послушайте, стихотворение и расскажите мне.
Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме…
От тепла и доброты,
Распускаются цветы.
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.
(И. Полюшко)
Вам понравилось стихотворение?
Дети. Да.
Воспитатель. О чем в нем говорится?
Дети. О доброте, о том что нужно быть вежливыми и добрыми.
Воспитатель. Молодцы. А давайте все вместе поиграем! Согласны?
Дети. Да!
Словесная игра «Что такое доброта?»
Воспитатель. Сейчас мы все вместе встанем в кружок, будем передавать цветок по кругу и отвечать на мой вопрос: что такое доброта? Все готовы? Тогда начинаем. (Воспитатель и дети встают в круг. Воспитатель первым передает цветок и отвечает на вопрос «Что такое доброта?», затем это делают все дети по очереди.)
Как вы замечательно и правильно рассказали, что такое доброта. А вежливые слова вы знаете?
Дети. Да.
Воспитатель Я знаю, вы любите играть – давайте поиграем вместе! Согласны?
Дети. Да.
Воспитатель. Я начну предложение, а вы попробуете его продолжить вежливыми словами. Отвечать будем все вместе – хором. Начинаем?
Дети. Да.
Воспитатель произносит фразу – дети ее заканчивают.
Растет даже ледяная глыба от слова теплого («спасибо»).
За доброту, любовь и книгу, скажем маме мы («спасибо»).
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь: («Здравствуйте!»).
Когда бранят за шалости, говорим: («Прости, пожалуйста!»).
В разных странах на прощанье говоря: («До свидания!»)
В лесу зазеленеет старый пень, когда услышит… («Добрый день»!).
Молодцы! Посмотрите, какие вы дружные ребята! Все правильно ответили, и ответы были дружные.
А какие еще вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)
Пришла пора показать цветику-семицветику, как вы умете дружно играть. Готовы?
(Физминутка «Доброе утро»)
Ранним утром просыпайся (потягиваются),
Себе, людям улыбайся. (Улыбаются.)
Ты зарядкой занимайся (делают наклоны в стороны),
Обливайся, вытирайся (имитируют вытирание тела),
Всегда правильно питайся (поглаживают живот),
Смело в садик собирайся. (Шагают на месте.)
Вот мы играем, разговариваем, слушаем… О чем? Что-то я забыла…
Дети. О доброте.
Воспитатель. Точно, я вспомнила. А кто-нибудь знает, где живет доброта?
(Предположения детей.) Вы все правильно сказали: доброта живет в сказках, и она всегда побеждает зло. (Вывешивает иллюстрации из сказок на доску и проводит небольшую беседу по каждой сказке: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Три медведя», «Снегурочка».)
Посмотрите, что-то наш цветик-семицветик совсем загрустил. Давайте у него спросим вежливо: что случилось? (Дети спрашивают по очереди. Воспитатель делает вид, что цветик-семицветик что-то шепнул ему на ухо.)
Ребята, знаете, из-за чего расстроился цветик-семицветик? Цветок увидел, что у нас дружные и вежливые дети, а он совсем один. Как же мы можем помочь? (Предположения детей.) Конечно, вы молодцы! Давайте нарисуем друзей для нашего цветика-семицветика. А пока вы будете рисовать, я включу вам веселую песенку друзей. (Дети рисуют цветок и раскрашивают лепестки разными цветами. Воспитатель оказывает посильную помощь.)
Итог
Воспитатель. Какие замечательные друзья появились у нашего цветика-семицветика! А зачем он вырос в нашей группе? Где живет доброта? Как мы смогли помочь цветику-семицветику? (Ответы детей.)
Рефлексия
Воспитатель. Посмотрите на цветик-семицветик: он радостный или грустный? Как вы думаете, ему понравилось расти в нашей группе? А вам понравилась встреча с цветиком-семицветиком? (Ответы детей.)
Если вам понравилось играть, говорить, рисовать, нарисуйте вашему цветочку улыбку, а если было сложно, ничего не рисуйте. (Дети оценивают свою работу.)
Свободный выход
Воспитатель. Предлагаю устроить экскурсию вашим цветочкам: покажем им ваши любимые игрушки.
Дети вместе с воспитателем и своими рисунками проводят экскурсию по группе.