Читаем, беседуем, познаем…

Читаем, беседуем, познаем…

М. Костюченко, воспитатель высшей квалификационной категории, ДОУ № 101 «Солнышко», г. Братск, Иркутская область

 

Мир в глазах детей кажется бесконечным и таинственным. Это заставляет их неуверенно идти по жизни и вызывает естественную жажду познания окружающего. Сначала ребенок узнает то, что сопутствует его бытию дома, в семье, и в детском саду. Постепенно кругозор

Ребенка-дошкольника расширяется. Особая роль в этом принадлежит беседам на основе ознакомления с художественной литературой, а также игровым действиям.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

 

«Кто в домике живет?»

Цель. Закреплять знание названий зверей и птиц, их мест обитания, жилья; учить находить сходство и различия; развивать наблюдательность, любознательность; воспитывать любовь к животным.

Материал. Изображения норы, берлоги, логова, гнезда, дупла, скворечника; шапочки птиц и зверей; зайчик (игрушка); книга В. Бианки «Лесные домишки».

Последовательность работы

Воспитатель (читает стихотворение И. Токмаковой).Читаем, беседуем, познаем…

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий – к конуре.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Обратите внимание на то, что у каждого свой домик. Рассмотрите их, вспомните, чьи они.

Дети называют домик и его хозяина.

Воспитатель. Выберите шапочку какого-либо зверя или птицы, спрячьтесь в своем домике. Зайчик будет искать свой дом, а вы ему поможете.

Воспитатель с зайчиком подходят к первому дому, стучат в дверь.

Все. Кто в домике живет?

Лиса. Это мой дом! Вы знаете, как он называется?

Дети. Нора.

Лиса. Верно. А я умею так запутать следы, что меня мало кто найдет.

Воспитатель с зайчиком идут дальше, продолжая поиск дома зайчика.

Белка. А мой дом на дереве, в нем тепло и уютно, он находится высоко над землей. Я делаю запасы на зиму и храню их в своей кладовой. Как называется мой дом?

Дети. Дупло.

Волк. Мой дом самый просторный, зайцы в таких домах не живут. Как он называется?

Дети. Логово.

Медведь. Это мой дом, я в нем только зимой сплю. Как он называется?

Дети. Берлога.

Зайчик (плачет). Нет, мне нужен свой дом.

Подходят к дереву, на ветках которого устроено гнездо, стучат.

Зайчик. Ой, кто там?

Из гнезда показалась сорока.

Сорока. Это я, зайцы здесь не живут.

Воспитатель и зайчик подходят к другому дереву, на котором висит скворечник.

Из скворечника раздался веселый писк.

Зайчик. Нет, и это не мой дом! (Плачет.)

Воспитатель. Поможем зайчику вспомнить, где его дом?

Дети отвечают.

Воспитатель (если дети не догадались). У зайцев не бывает дома, они ночуют под кустом. Зайчиха, когда выводит зайчат, делает углубление в земле, это временное жилье. Пойдет мать-зайчиха добывать корм и забудет, где оставила зайчат. Встретит других, покормит и снова добывает корм, а ее зайчат накормит другая зайчиха. Вот кустик, посадим туда зайчика, его мама здесь найдет.

Воспитатель читает произведение В. Бианки «Лесные домишки», проводит беседу по его содержанию, вместе с детьми делает выводы.

  • Всем животным необходимо жилье. В нем они прячутся от непогоды: дождя, ветра, а еще выводят потомство.
  • Жилища животных соответствуют их образу жизни.
  • За своим жильем животные следят: чистят его, ремонтируют, утепляют.
  • Нельзя разорять жилища животных!

 

«К нам гости пришли»

Цель. Продолжать знакомить детей с дикими и домашними животными, их образом жизни, местами обитания, способами передвижения и приема пищи; учить заботиться о животных.

Материал. Игрушки: белка, петух, котенок, козленок, лягушка; виды корма: сено, молоко, зерно, насекомые, кедровая шишка; салфетка-полянка, тележка.

Последовательность работы

Воспитатель предлагает поиграть.

Вдруг раздается телефонный звонок. Голос в телефонной трубке сообщает о том, что к детям едут гости. В группу въезжает тележка, а в ней: белка, козленок, петух, лягушка, котенок. Дети здороваются, спрашивают: как ехали? что видели по дороге?

Воспитатель. Когда приходят гости, что делают хозяева?

Дети. Встречают их и угощают чем повкуснее.

Воспитатель раскладывает на ковре салфетку-полянку, предлагает взять по одной игрушке и, имитируя их движения, продвинуться к полянке: лягушка и белка прыгают, козлик, петух, котенок идут, издавая соответствующие звуки.

Воспитатель. Где живут наши гости?

Дети. Белка в лесу на дереве в дупле, петушок и козленок рядом с человеком, котенок дома у хозяйки, лягушка в болоте.

Воспитатель. Молодцы! Те животные, которые живут в лесу, называются дикими. А как называются животные, которые живут рядом с человеком?

Дети. Домашними.

Воспитатель. Кто кормит диких животных? Кто домашних?

Дети. Дикие животные сами добывают корм, домашних кормит человек.

Воспитатель.

К нам гости пришли, дорогие пришли,

Мы не зря кисель варили, пироги пекли.

С малиной пирог и с клубникой пирог,

А который без начинки –

Самый вкусный пирог!

Чем питаются наши гости?

Дети. Котенок любит молоко, белка орехи, козленок сено, лягушка ловит насекомых, петушок клюет зерно.

Воспитатель.

Все хотят на свете есть:Читаем, беседуем, познаем…

Белка, курица, медведь,

Рыбка, еж, мартышка,

Белка, хорь и мышка.

Каждый выберет себе

Корм на поле и в воде.

Дети вместе с игрушкой выбирают корм, который расположен на салфетке-полянке. Имитируют движения приема пищи: петух – клюет, козленок – жует, котенок – лакает, белка – грызет, лягушка – прыгает, чтобы поймать мошку. Гости благодарят хозяев, садятся в тележку и уезжают под музыкальное сопровождение. Воспитатель с помощью детей делает выводы.

  • Дикие животные добывают корм сами.
  • Домашних животных кормит человек.
  • Каждое животное питается определенным кормом.
  • Человек должен заботиться о животных.

 

«День рождения»

Цель. Закреплять знание правил поведения в окружающей среде, умение пользоваться столовыми приборами, правильно пережевывать пищу; учить заботиться о своем здоровье.

Материал. Скатерть, чайные приборы, конфеты, пряники, варенье, салфетки, чай; песня Крокодила Гены из мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена» (муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского, в записи).

Последовательность работы

Почтальон приносит приглашение.

Воспитатель (читает). «Дорогие дети, приглашаю вас на празднование дня моего рождения. Дядя Федор». Как вы думаете, надо принять приглашение?

Дети отвечают.

Воспитатель. Чтобы пойти на праздник, что надо сделать?

Дети. Купить подарок, надеть красивую одежду.

Воспитатель. Еще надо знать правила поведения, уметь пользоваться столовыми и чайными предметами.

Детей встречает Дядя Федор (кукла). Дети подходят к столу, на котором стоит чайная посуда с угощением, произносят по очереди поздравления и дарят подарки.

Звучит песня Крокодила Гены. За столом дети аккуратно едят, хорошо пережевывают пищу, не разговаривают, сидят прямо.

Воспитатель. Какие вы молодцы: соблюдаете правила поведения в гостях, умеете пользоваться столовыми приборами! Послушайте стихотворение о тех, кто этого делать не умеет. Приглашает Петя Вову:

«Приходи ко мне сейчас,Читаем, беседуем, познаем…

Торт у нас уже готовый

И душистый свежий чай!».

Вова долго собирался:

Что надеть и как себя вести?

Первый раз идет он в гости,

Может, что-то принести?

Его маме – шоколадку,

Пете – чистую тетрадку,

Папе – свежую газету,

Ведь других предметов нету…

Вот и дом стоит стеной,

Подъезд пятый, этаж второй.

Звонок, Петя открывает двери:

«Проходи скорее!».

Шапку и куртку Вова бросает,

Петина мама головой качает:

«Вешалка есть у нас для одежды,

Возьми куртку и вешай!».

«Ступайте в детскую, – командует мама,

– Поиграйте, посмотрите программу.

“В мире животных” передача идет,

Я пока разолью компот».

Вот запах из кухни до Вовки дошел;

«Скоро ли нас посадят за стол?».

В гости ходить – одно везенье,

Можно поесть вдоволь варенья.

Стол сервирован на удивление,

Сколько приготовлено угощения!

Что же вперед взять? Глаза разбегаются.

А Петина мама стоит улыбается:

«Вот вилка и нож, салфетка, –

Кушай, пожалуйста, детка!».

Это так просто!

А я-то не знаю,

Как рыбу едят,

На меня все глядят…

Ладно, я вилку беру,

Миг – и она на полу,

Лезу за ней –

Потянулась скатерть,

На пол упали тарелка и хлеб.

«Как неуклюж ты, Вовка-приятель!». –

«Ну, извини, что испортил обед…».

Чтоб в гости идти, надо думать,

Как ты себя будешь вести.

Из-под стола вылезаю, и вот

На голову мне льется компот,

Облил ковер, костюм замарал,

Видимо, я сдвинул стакан.

Мама друга огорчилась:

«Как же это получилось?

Ты почти не ел, не пил,

Только на пол все разлил…».

Говорила она Вове:

«Съешь немного ты второго».

Вова встал, взглянул на рыбу,

Что поджарена была:

«Я наелся уж, спасибо!» –

И пошел из-за стола.

Быстро шапку надевает,

Быстро курточку берет, говорит:

«Простите, что за чаем

Я себя нескромно вел.

Извините за ошибку,

Что со мной произошла…».

Мама Петина с улыбкой:

«Ладно уж, не в том беда.

Мы простим твои ошибки,

Но запомни правила:

В гостях ты громко не кричи

И зря в салат не тыкай.

Какой рукой салфетку брать,

Как торт сыпучий отрезать,

Как уходить, как одеваться,

Культурно, вежливо прощаться.

Чтоб для хозяев дома ты

Был гостем воспитанным».

(М. Киселева)

Воспитатель вместе с детьми обсуждают прочитанное, делают выводы.

  • Надо знать правила поведения в гостях.
  • Необходимо уметь создать хорошее настроение.
  • Во время еды нельзя разговаривать, надо хорошо пережевывать пищу.
  • Уходя, следует вежливо попрощаться.

 

«Оденем куклу»

Цель. Продолжать знакомить детей с некоторыми видами одежды, ее предназначением; закрепить правила ухода за ней; воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Материал. Журналы мод, кукла из картона с набором одежды (на каждого ребенка), некоторые виды ткани.

Последовательность работы

Воспитатель (читает стихотворение З. Александровой).

Сшили Тане сарафанчик,Читаем, беседуем, познаем…

Нет такого у подруг.

Ярко-желтый одуванчик,

Колокольчики вокруг.

Для чего нужна одежда?

Дети. Для тепла и красоты.

Воспитатель. Какая бывает одежда?

Дети. Для дома, прогулок, торжеств.

Воспитатель. Дети подготовительной к школе группы изготовили кукол и одежду из бумаги и решили подарить их вам (раздает коробочки с набором одежды).

Дети рассматривают.

Воспитатель. Определите ее предназначение: положите одежду, в какой надо ходить на прогулку, вправо; домашнюю одежду – влево, а ту, которую следует надевать, идя в гости, посередине.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Придумайте сюжет игры со своей куклой, обыграйте его и используйте одежду по назначению.

Дети выполняют задание. Воспитатель раздает журналы мод и некоторые виды ткани, дети выбирают, поясняют, что можно сшить из этих тканей.

Воспитатель. Что надо делать, чтобы одежда оставалась красивой и вы ее долго носили?

Дети. Беречь, ухаживать за ней: стирать, гладить, чистить, вешать в шкаф.

Воспитатель. Какие же выводы мы сделаем?

  • Одежда бывает разного вида и предназначения.
  • Чтобы одежда долго служила, за ней надо ухаживать.
  • Одежда должна быть по размеру.

 

СТАРШАЯ ГРУППА

 

«Помоги ручейку!»

Цель. Закреплять знание названий представителей водной флоры и фауны; развивать желание заботиться о состоянии окружающей среды.

Материал. Игровое поле с изображением ручья, макеты банок, бутылок, старых ботинок, пленки и др., игрушки: рыбы, улитки, водоросли; пакеты, косынки зеленого цвета.

Последовательность работы

Воспитатель. Предлагаю вступить в общественную организацию по защите окружающей среды «Зеленый патруль». Согласны? (Ответы.) Порядок в лесу охраняй, Нарушителей порядка карауль, Внимательный, зоркий «Зеленый патруль»! Как вы думаете, чем занимаются люди, которые являются участниками этого движения?

Дети. Они следят за чистотой в природе, охраняют ее.

Воспитатель предлагает надеть косынки, расположиться вокруг игрового поля, обращает внимание на ручей, который засорен бытовым мусором.

Воспитатель. Какое чувство вы испытываете, глядя на эту картину?

Дети. Ручей засорен, могут погибнуть его обитатели. Срочно нужна помощь.

Рассматривают предметы, которые находятся в воде. Воспитатель вместе с детьми убирает мусор и складывает его в пакеты.

Воспитатель. Как попал мусор в ручей?Читаем, беседуем, познаем…

Дети. Его бросили люди, которые не берегут природу.

Воспитатель. Кто остался в ручье, когда убрали мусор?

Дети. Рыбы: караси, щуки, сомы, ерши, пескари, окуни, а также улитки, водоросли…

Воспитатель. Улучшилась жизнь обитателей ручья? (Ответы.) Что могло бы случиться, если вы вовремя не вмешались, не оказали помощь?

Дети. Ручей «заболел» бы, и все в нем погибло бы.

Воспитатель. Хорошее сделали дело? (Ответы.) Для чего человеку нужен ручей?

Дети. Можно брать воду для бытовых нужд, поливать огород и др.

Воспитатель. Какие правила надо соблюдать, чтобы окружающая природа не болела?

Дети. Не сорить, сажать растения, подкармливать птиц и зверей, учить тех, кто этого не делает.

Воспитатель. Как вы соблюдаете правила грамотного экологического поведения? (Ответы.) Назовите места, где должен храниться мусор.

Дети. Мусорные контейнеры, урны, специализированные свалки (просмотр иллюстраций).

Воспитатель. Чем опасен мусор? При гниении он выделяет вредные вещества и отрицательно влияет на здоровье, некоторые предметы очень долго лежат в земле, медленно разлагаясь, и она от этого болеет. Какие выводы сделаем?

  • Вода – главная составляющая жизни на Земле!
  • Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
  • Вот поэтому всегда всем везде нужна вода.

 

«Какого растения не стало?»

Цель. Продолжать знакомить с комнатными растениями, их внешним видом, характерными особенностями; развивать смекалку, память, наблюдательность.

Материал. Комнатные растения: каланхоэ, хлорофитум, фикус, кактус, узамбарская фиалка.

Последовательность работы

Комнатные растения стоят на подставках.

Воспитатель. Рассмотрите комнатные растения. Все ли они одинаковые? Чем похожи друг на друга? Чем отличаются?

Дети рассматривают, сравнивают, обследуют.Читаем, беседуем, познаем…

Отвечают на вопросы.

  • Почему эти растения называются комнатными?
  • Для чего их выращивает человек?
  • Какого цвета листья? Как они расположены?
  • У всех ли растений есть ствол?

Воспитатель предлагает детям отвернуться, накрывает колпаком любое из растений, дети должны назвать его, дать описание. Затем закрывают глаза. Воспитатель убирает растение, дети называют его соседей. Потом читают стихотворения о комнатных растениях.

Каланхоэ, каланхоэ,

Алоэ тебе брат родной.

Лечишь нас от кори:

Лену, Таню, Борю.

Вы в беде друзей не бросите,

Вы здоровье нам приносите.

Хохлатый хлорофитум

Распустил свои стебли,

В полоску разукрасил их,

Они висят, как плети.

Дядя фикус так хорош!

Листья лопушистые,

Мощный ствол

в землю врос,

Новые листочки

По сторонам торчат,

Как носы у утят.

Узамбарская фиалка –

Маленький листочек,

Ворсом весь покрыт

И распустил цветочек.

Воспитатель напоминает правила ухода за комнатными растениями. Дети делают вывод.

  • Комнатные растения разводят для красоты, комфорта, уюта, здоровья и создания хорошего настроения.

 

«Составь растение!»

Цель. Познакомить с составными частями растений: корень, ствол, ветки, стебель, лист, бутон, цветок; развивать наблюдательность, любознательность.

Материал. Набор составных частей растения, игровая карта, иллюстрация с изображением растения, листы бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Последовательность работы

Воспитатель показывает фикус и просит детей назвать его части.

Дети. Корень, ствол, ветки, стебель, лист.

Воспитатель. Для чего нужен корень?

Дети. Чтобы растение получало питание и влагу из почвы.

Воспитатель. Ствол и ветки?

Дети. По стволу движется сок, на ветках и стебельках крепятся листья.

Воспитатель. Из деталей составьте растение и назовите каждую его часть.

Дети выполняют задание, сравнивают то, что у них получилось, с изображением на карточке. Воспитатель предлагает нарисовать фикус, сделать выводы.

  • Растение состоит из корня, ствола, веток, листьев.
  • Растения очищают воздух.

 

«Ох уж эти звуки!»

Цель. Познакомить с происхождением звуков, их влиянием на человека; учить отличать положительное и отрицательное воздействие.

Материал. Сундучок, музыкальные инструменты (барабан, флейта, трещотки), кастрюля, стеклянный стакан, металлическая ложка.

Последовательность работы

Звучит вальс И. Штрауса «Сказки Венского леса».

Воспитатель. Какая это музыка? Что можно под нее делать?

Дети. Музыка приятная, нежная, под ее звучание можно танцевать, мечтать.Читаем, беседуем, познаем…

Воспитатель. Какие звуки вы знаете?

Дети. Едет машина, летит самолет, мычит корова, щебечут птицы и др.

Воспитатель. Какие звуки отрицательно влияют на здоровье человека?

Дети. Раздражающие: громкий стук, громкая музыка, крики.

Воспитатель. Какие звуки оказывают положительное влияние?

Дети. Спокойная, негромкая музыка, шелест листвы, пение птиц, журчание ручья и др.

Воспитатель. Смотрите: вот волшебный сундучок, в нем есть что-то интересное!

Достает по одному предмету (бубен, металлофон, трещотка, металлическая кастрюля с крышкой, дудочка, лист бумаги), озвучивает их. Дети классифицируют звуки по их воздействию на человека.

Предлагает организовать оркестр, используя музыкальные инструменты, сделать выводы.

  • Звуки бывают громкими и тихими.
  • Звуки издают предметы, технические средства, животные, растения, человек, ветер, осадки и др.
  • Звуки влияют на здоровье человека.

 

«Разноцветные стеклышки»

Цель. Продолжать знакомить с видами стекла, его свойствами (тонкое/толстое, бытовое/техническое и др.); закреплять знание правил техники безопасности при обращении со стеклом и с изделиями из него.

Материал. Разноцветные стекла, калейдоскопы (на каждого ребенка).

Последовательность работы

Воспитатель.

Блестит на солнышке стекло,

Разноцветное оно.

Гляжу через него – дивлюсь:

Где сейчас я окажусь?

Голубое – в небе синем,

Зеленое – в траве густой,

А черное – во тьме ночной.

Через простое посмотрю –

Сказку я договорю!

(М. Киселёва)

Что лежит у вас на столах?

Дети. Стеклышки.

Воспитатель. Какие они?

Дети. Разного цвета, разного размера и разной толщины.

Воспитатель. Сравните их друг с другом, посмотрите через них на свет и на любой предмет! Это очень интересно!

Звучит волшебная мелодия, дети смотрят друг на друга, на предметы, на свет, небо и т.д.

Дети. Когда смотрим через цветное стекло, все как в сказке.

Воспитатель. Когда вы смотрели через цветные стеклышки, то чувствовали радость, спокойствие. Действительно, цвет может оказывать на человека лечебное воздействие. Какие цвета понравились вам больше всего?

Дети. Голубой, зеленый, розовый.

Воспитатель. Вспомните слова одной из песен, которую мы разучивали на прошлой неделе.

Красный, синий, голубой, зеленый.

Сколько красок на земле огромной!

Сколько разных –

синих, желтых, красных!

Все нас очень радуют они!

Воспитатель предлагает взять калейдоскопы, дети смотрят в них, любуются узорами, делятся впечатлениями. После просмотра составляют узоры из цветных стеклышек, сравнивают их друг с другом.

Делают выводы.

  • Со стеклом можно играть, но осторожно – надо помнить правила безопасного обращения со стеклом и с изделиями из него.
  • Стекло хрупкое, легко бьется.
  • Стекло бывает толстое, тонкое, прозрачное и цветное.

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x