Берегите ёлочки – зелёные иголочки! Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Берегите ёлочки – зелёные иголочки! Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Л.П. Беспалова, воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ Детский сад № 15 «Золотая рыбка», п. Развилка, Московская обл.

 

Цель. Расширять и обобщать представления о хвойном лесе и его обитателях. Активизировать словарь по теме. Развивать познавательный интерес, связную речь, умение анализировать, делать выводы. Вызывать желание защищать и сохранять природу. Вовлекать родителей в образовательный процесс.

Материал и оборудование. Проектор. Интерактивный экран. Презентация (слайды). Ёмкости и материалы для проведения опыта (йод, марганцовка, витамин С в шипучих таблетках, хвойный настой). Шапочки-маски и костюмы животных (лисы, зайца, волка, сорок) . Живая (в горшочке) и искусственная ели. Косметические и медицинские средства, содержащие хвойные концентраты. Карточки (схемы-подсказки). Мольберт. Поднос с ветками искусственной и живой елей. Семена ели. Деревянные палочки, лейки, горшочки с землёй.

Предварительная работа. Разучивание с родителями инсценировки. Подбор материалов для опытов.

 

На экране демонстрируется слайд с изображением наряженной ёлки. 

Воспитатель. Вот и закончились новогодние праздники. Вы знаете, что главное украшение Нового года – это ёлка. Какая она – новогодняя ель?

Дети. Ёлка красивая, нарядная, яркая, сверкающая. Пушистая, зелёная, колючая, живая.

Воспитатель. Ёлка создавала нам праздничное настроение. Но быстро пролетели праздничные дни, и посмотрите, какой стала лесная красавица. (На экране демонстрируется слайд с изображением выброшенной осыпавшейся ёлки.) Что с ней произошло?

Дети. Ёлка высохла. Её ветки сломались. Хвоя стала сухой, пожелтела и осыпалась.

Воспитатель. Жалко ёлочку. Она могла бы ещё долгие годы расти и радовать всех своей красотой. Кроме того, это вечнозелёное дерево приносит огромную пользу. Об этом расскажут наши гости. А откуда они придут, вы узнаете, разгадав ребус.

На экране демонстрируется слайд с изображением ребуса. Дети называют слово «лес».

Воспитатель. В волшебном лесу, откуда придут наши гости, живут не только звери и птицы.

На экране демонстрируется слайд с изображением Сосновичка. Звучит аудиозапись его голоса.

Сосновичок.

Я старичок Сосновичок.

Я знаю всем деревьям счёт,

Помню я любую ёлку,

Знаю каждую иголку.

К вам пришёл я поиграть

И о ёлках рассказать.

Но прежде я должен убедиться, что вы – друзья природы. Давайте поиграем. Проверим, знаете ли вы названия деревьев и их листьев.

Проводится игра «Деревья,  листики,  хвоинки».

На экране демонстрируются слайды с изображением деревьев и их листьев.

Дети (по очереди). У берёзы – берёзовый лист, у дуба – дубовый лист. У рябины – лист рябиновый, у липы – лист липовый. У сосны, кедра и ели – хвоинки. У ольхи – ольховый лист, у клёна – кленовый лист.

Сосновичок. Как называется лес или заросли, где преобладают эти деревья?

Дети. Берёзовая роща. Дубрава. Рябинник. Осинник. Кедрач (кедровый бор). Липовый лес. Сосновой бор. Ельник. Ольщаник

Сосновичок. Скажите, как называют лес, где растут в основном деревья с листьями, и лес, где растут деревья с хвоей?

Дети. Лиственный лес и хвойный лес.

На экране демонстрируется слайд с изображением зимнего смешанного леса.

Сосновичок. А это какой лес?

Дети. Это смешанный лес. Там растут и лиственные, и хвойные деревья.

Сосновичок. Как вы догадались, ведь на деревьях зимой нет листьев?

Дети. Все деревья голые, без листьев. Только сосны и ели зелёные.

Сосновичок. Сразу видно, что вы много знаете о лесе. А скажите, кому в лесу зимой могут понадобиться зелёные веточки, покрытые хвоей?

Дети. Животные в лесу объедают веточки, хвою.

Сосновичок. Верно. Зелёные иголки – источник  витамина С.

Воспитатель. Давайте проверим, правда ли это. Я знаю, что витами С – это аскорбиновая кислота, которая может обесцвечивать раствор йода и марганцовки.

Проводится опыт.

Воспитатель. У меня стаканчики: в первом и втором – раствор йода, в третьем и четвёртом – марганцовки. Какой цвет имеют эти растворы?

Дети. Коричневый и фиолетовый.

Воспитатель. Опустим в ёмкости с растворами по одной таблетке аскорбинки.

Опускает в ёмкости таблетки. Происходит обесцвечивание растворов.

Воспитатель. А теперь добавим в растворы йода и марганцовки заранее приготовленный настой хвои.

Наливает в ёмкости настой хвои. Происходит обесцвечивание растворов.

Воспитатель. Какой можно сделать вывод?

Дети. В зелёной хвое содержится витамин С.

Сосновичок. Молодцы, ребята! Вы только что убедились в том, что хвоя содержит витамин С. Кроме этого, в хвое множество и других витаминов и минералов. Люди давно научились использовать полезные свойства хвои елей и сосен. Из неё делают экстракт, который обладает антимикробным действием, способствует улучшению цвета кожи, влияет на кроветворение, регулируют обмен веществ. Поэтому хвойный экстракт добавляют в различные косместические средства.

Рассмотрите содержимое корзинки. Там находятся средства, в состав которых содержится хвойный экстракт.

Воспитатель достаёт из корзинки и показывает детям шампунь, мыло, зубную пасту, ополаскиватель для полости рта, эфирное масло для бани, экстракт для ванны, крем для рук.

Воспитатель. А теперь немного отдохнём. Расскажем и покажем нашим гостям, какие ёлки можно увидеть в лесу.

Проводится разминка «В лесу».

Есть в лесу три полочки:

(Хлопаютв ладоши.)

Ели – ёлки – ёлочки.

(Поднимают руки вверх, разводят в стороны, опускают вниз.)

Лежат на елях небеса.

(Поднимают руки вверх, встают на носочки.)

На ёлках – птичьи голоса.

(Разводят руки в стороны, машут руками, как крыльями.)

Внизу на ёлочках – роса.

Вот какие чудеса!

(Опускают руки вниз, приседают, касаются пола.)

Воспитатель. А сейчас  послушаем игры интересную историю, которая произошла в лесу.

Инсценировка «Будем ёлку охранять».

Роли исполняют родители.

На экране демонстрируется слайд с изображением зимнего леса. Входит Лиса.

Лиса.

Я из леса к вам пришла

И загадку принесла.

Вы загадку отгадайте,

Хором дружно отвечайте.

Зелёная красавица

Под Новый год стоит,

Игрушками, гирляндами

Вся она блестит.

Дети. Ёлка.

Вбегает Заяц.

Заяц.

Помогите! Помогите!

От людей вы лес спасите!

Ёлки из лесу пропали,

Люди их повырубали.

Вбегают Сороки, машут крыльями.

Сороки (поочерёдно).

Что нам делать?

Как нам быть?

Нам без елей не прожить!

Входит Волк.

Волк.

Что за люди нынче, право, –

Никакой на них управы.

Новый год они встречают –

В лесу ёлки вырубают.

Первая Сорока.

Служит домом ель животным,

Кормит жителей лесных:

Может спрятать в непогоду,

Даже вылечить больных.

Вторая Сорока.

Если каждый ель возьмёт

К празднику на Новый год,

То придут такие дни –

В лесу будут только пни.

Лиса.

Ёлочку-красавицу

Люди сберегите,

Перед праздником с пилой

В лес не приходите.

Волк.

Искусственную ёлочку

Купите вы себе.

Из лесу не берите ель –

Иначе быть беде!

Первая Сорока (вносит искусственную ёлку).

Искусственную ёлку

Купили мы сейчас,

Вторая Сорока.

Чтоб в праздник новогодний

Радовала вас.

Заяц.

Пусть ёлочка живая

В лесу своём стоит.

За это вас природа.

От-бла-го-да-рит.

Звери (хором).

Будем ёлки охранять

И в обиду не давать!

Воспитатель вносит живую ёлку в горшочке, ставит её рядом с искусственной ёлкой.

Воспитатель. Теперь у нас две ёлочки. Давайте вместе сравним их и решим, чем они похожи.

Дети. Они похожи по размеру и форме кроны. Их ветки с зелёными колючими иголками.

Воспитатель. А теперь найдём отличия. В этом нам помогут схемы-подсказки.

Выставляет на мольберт карточки со схематичным изображением глаза, руки, уха и носа. Рядом на стол ставит поднос, на котором лежат ветки искусственной и живой елей.

Дети по очереди берут по одной карточке, подходят к столу, исследуют ветки и высказывают мнение об их свойствах.

Первый ребёнок. У меня карточка с изображеением глаза. Я должен рассмотреть ветки и сказать, чем они различаются. (Рассматривает ветки.) Обе ветки зелёного цвета, с иголками. Они очень похожи. Только вблизи видно, что одна из них живая, а другая из пластмассы.

Второй ребёнок. У меня на карточке нарисована рука. Я должен потрогать ветки. (Берёт ветки в руки, ощупывает иголки.) На ветке живой ёлки иголки колючие. У искусственной ёлки иголки мягкие, не колючие.

Третий ребёнок. У меня карточка с изображеением уха. Я должен послушат, какие звуки издают ветки, если ими пошуршать. (Водит ветками по ладони, по столу, перебирает пальцами хвою.) Ветка искусственной ели шуршит (слышен звук). У живой ёлки иголки не шуршат.

Четвёртый ребёнок. У меня на карточке нарисован нос. Я должен понюхать ветки. Живая ель приятно пахнет, как будто ты в лесу. Если  растереть иголочки в руках, запах становится сильнее. Пластмассовая ёлочка из магазина хвоей не пахнет.

Воспитатель. Сделайте вывод.

Пятый ребёнок. Живые и искусственные ёлки с виду очень похожи, но различаются по запаху, на ощупь и, если ими пошуршать, издают разные звуки.

Сосновичок. Хвойные деревья – ели и сосны – не только украшают наши леса, но и приносят большую пользу. Но растут они очень медленно. Если бездумно, безжалостно вырубать каждый год тысячи ёлок и сосен, то эти деревья могут исчезнуть из наших лесов. Мы лишимся не только радости видеть зелёные красавицы в природе, но и не сможем воспользоваться их полезными свойствами.

Воспитатель. Сейчас в совхозах специально к Новому году выращивают небольшие ёлочки. Можно купить деревца в горшках, чтобы потом высадить их около дома или на даче.

Сосновичок. Но всё же в новогодние праздники лучше украсить свой дом искусственной ёлочкой. А если вы предпочитаете живую ель, то не стоит её выбрасывать на помойку. После новогодних праздников в городе работают пункты приёма ёлок. Деревца отвозят в питомники или зоопарки на корм животным. Но и дома можно найти применение осыпающейся ёлке: из хвои сделать удобрение для цветов или целебный настой, из веток смастерить поделки для украшения дома, а стволы использовать как топливо.

Воспитатель. Дорогие ребята! Лес – это наша жизнь, наше богатство, и его надо беречь. Беречь от огня, беречь от топора, беречь от злых людей. Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь нашу планету!

Сосновичок. На прощание я хочу подарить вам семена ели. Посадите их в горшочки и попробуйте вырастить маленькие ёлочки, которые вы потом сможете высадить на территории детского сада или около своего дома.

Звучит аудиозапись спокойной музыки. Дети и родители подходят к столам, на которых стоят горшочки с землёй, лейки, лежат семена и деревянные палочки, сажают семена в горшочки и поливают землю.

 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о