Сложные ситуации в вопросах и ответах — новогодние подарки и Дед Мороз

Сложные ситуации в вопросах и ответах — новогодние подарки и Дед Мороз

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

 

Предновогодний актуальный разговор посвятим праздничной тематике, в том числе подаркам и Деду Морозу.


Что лучше всего дарить детям на Новый год и каким образом рекомендуется это делать?

Выбор подарка зависит от возраста ребенка и его предпочтений. Есть несколько допустимых вариантов:

  • родители выбирают самостоятельно, ориентируясь на возраст, потребности и интересы малыша;
  • взрослые просят детей рассказать о своих желаниях;
  • родители предлагают ребенку сделать выбор самому.

Рассмотрим подробнее каждый из них. Если близкие взрослые выбирают подарок ребенку самостоятельно, то, кроме интересов малыша, важно учитывать и его возраст. До двух лет оптимально дарить простые и недорогие сенсорные игрушки, в промежутке с трех до пяти – сюжетно-ролевые игры, максимально развивающие фантазию ребенка; в шесть–семь лет – познавательные игры и книги, формирующие мотивацию к учению, а такжето, что подарит впечатления всем участникам  и улучшит  психологический климат в семье, например квест или поход в боулинг.

При этом детям независимо от возраста предпочтительно дарить игрушки. И воздержаться от покупки одежды в подарок. Не рекомендуется также покупать:

  • малышам до двух лет – дорогие подарки, поскольку они еще не контролируют свои действия, и игрушки могут быстро прийти в негодность;
  • дошкольникам всех возрастов – фигурки героев мультфильмов и фильмов (они не развивают воображение); гаджеты и девайсы (вред от их использования в большинстве случаев превышает пользу); животных (дошкольник еще не готов самостоятельно ухаживать за ними); деньги (если он еще не умеет ими распоряжаться).

Даже если родители сами решают, что подарить, ребенка старше трех лет все равно необходимо заранее готовить к празднику. Он должен знать, что его ждет. Поэтому знакомим малыша с новогодними традициями.

С трехлетнего возраста уже можно выбирать второй путь и обсуждать с ребенком его желания. Это полезно и для детей, и для взрослых, которые тоже могут рассказать, какой подарок им бы понравился. Формы выбираем любые. Кроме популярного письма к Деду Морозу, подойдет еще семейный дневник желаний, в котором сделают рисунки или оставят записи все члены семьи. Детям лучше рисовать или диктовать родителям, что они хотели бы получить. В процессе мама и папа направляют ребенка, помогают четко сформулировать его желания.

Если семья отдает предпочтение третьему варианту – оставить право выбора за малышом, то недопустимо предложение: «Выбирай что хочешь». Оно может дезориентировать ребенка. Лучше всего предложить малышу старше трех лет выбрать из двух–трех подарков один.

Что касается ритуала дарения, то, как мы уже отметили выше, ребенок должен быть к нему заранее подготовлен. Процедуру определяет каждая семья индивидуально. Рекомендуется дарить подарки начиная со старших членов семьи: дедушкам и бабушкам, затем папе, маме и только после – детям. Сначала малыши дарят взрослым, если они готовили презенты, а затем уже – им.  Детей лучше одаривать одновременно, не ориентируясь на возраст. Не рекомендуется угрожать, что подарок можно получить, только если хорошо себя вести. И тем более лишать подарка или делать отсрочку за плохое поведение. Также не следует вручать более двух–трех подарков одновременно. Если их больше, то лучше разнести их получение по времени минимум на несколько часов или даже распределить по дням.

 

Как и в каком возрасте лучше рассказать правду о Деде Морозе?

Вера в чудеса, в том числе и в Деда Мороза, развивает воображение ребенка, подкрепляет его уверенность в себе и веру в лучшее, учит щедрости и бескорыстной доброте. Но рано или поздно сказка заканчивается.

То, каким образом вы будете раскрывать правду, определяется возрастом малыша.

Наилучшим временем для такого разговора считается период, когда у ребенка появляются первые подозрения, что Деда Мороза не существует. Чаще всего это происходит в старшем дошкольном возрасте.

Но в наше время дети часто узнают обо всем гораздо раньше от сверстников или из интернета. В таком случае предпочтительно использовать метафорическую психотерапевтическую сказку и отвечать уклончиво. Правда в лоб: «Его не существует» – может стать сильным стрессом для ребенка. А вот уклончивый ответ: «Существует, пока ты в него веришь» – будет восприниматься спокойнее. В шесть–семь лет уже допустимо правдиво поговорить с малышом. Но даже старшим дошкольникам правду лучше сообщать максимально корректно и с помощью сказок или волшебных историй.

Оптимальный вариант для ребенка любого возраста: рассказать о своем детстве, о том, что тоже выросли и верить перестали, хотя в душе все равно осталась вера в чудеса, и они происходят в жизни. Когда мы делимся с ребенком своим опытом, усиливается взаимопонимание и доверие.

Форсировать события и все рассказывать малышу заранее рекомендуется только в том случае, если есть вероятность, что ему могут «открыть глаза» другие люди и мама с папой чувствуют, что ребенка может сильно травмировать такая информация.

Важно подготовить ответ, чтобы вас не застали врасплох. Можно преподнести его в форме сказки. Если в семье есть дети помладше, то старший и уже не верящий в Деда Мороза ребенок станет союзником, если предложить ему не раскрывать всей правды малышам и помочь в организации волшебства.

 


 

Анонс

2020 год посвятим развивающим мультфильмам и фильмам категории 0+. Кроме ответов на ваши вопросы и ежемесячной психотерапевтической сказки, к отдельным темам будет прилагаться перечень мультфильмов и фрагментов детских фильмов, а также алгоритм работы с ними. Ваши предложения по темам мультфильмов, фильмов и психотерапевтических сказок, а также вопросы присылайте на электронную почту по адресу:

info@dovosp.ru

Рубрика «Актуальный разговор»

До встречи в следующем году!

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о