«75 дней до Победы — обратный отсчет». Календарь обратного отсчета
М. Добровольская, заведующий; Л. Сладкова, старший воспитатель, МАДОУ МО «Детский сад № 174 «Сказочная страна», г. Краснодар
Победитель Всероссийского конкурса «Сквозь годы звенит Победа!» (Календарь обратного отсчета)
Победа в Великой Отечественной войне – важное событие в истории нашей страны. Такие даты объединяют всех людей – разных возрастов, близких и незнакомых. Всматриваясь в лица героев, отдавших свою жизнь за спасение нашей Родины, вдруг появляется чувство, что они все для нас родные, дороги тебе. И это не случайно. Ведь своей кровью они сплотили нас на многие поколения вперед!
Отрадно видеть, что в нашей жизни есть темы, которые не требуют какой-то особой мотивации, разъяснений. Мероприятия, посвященные Победе, находят отклик и активную поддержку у педагогов и родителей. И все вместе мы передаем нашу историческую память детям и воспитанникам.
Календарь обратного отсчета – одна из форм патриотического воспитания. Организация и содержание данной формы может быть разной. В коллективе ДОО прошло обсуждение, на котором был осмыслен и определен план действий и роль каждого в этом процессе.
Организация
Участники: педагоги ДОО, дети старшего дошкольного возраста и их родители. Расположение календаря – фойе, общедоступное место.
Описание композиции
Центральная часть – постамент, оформленный фотографиями и символами военной тематики. Основой композиции является отрывной календарь, отсчет начинается за 75 дней до праздника.
По бокам от постамента – два возвышения: одно со стилизованным изображением вечного огня, другое – место для возложения цветов. К стене прикреплены вертикальные рейки с фотографиями героев Великой Отечественной войны – дедов и прадедов сотрудников и воспитанников. Это наш «Бессмертный полк». В дальнейшем выставка фотографий пополняется.
Календарь обратного отсчета
Количество страниц календаря (формат А3) изготовлено без учета выходных и праздничных дней. Техника оформления произвольная (рисунок, аппликация, коллаж и т.п.). Каждый лист оформляется ребенком вместе со своими близкими; отдельные страницы – результат коллективного творчества педагогов с детьми.
Этапы работы
- Обсуждение проекта в педагогическом коллективе и с родителями.
- Организация пространства (педагоги, родители), изготовление страниц календаря (дети, родители, педагоги).
- Торжественное открытие календаря обратного отсчета. Присутствуют дети четырех–восьми лет, педагоги, родители.
- Последующая ежедневная работа с календарем: ребенок – автор страницы – отрывает лист; рассказ-презентация по сюжету рисунка; дополнительный содержательный комментарий педагога.
- Праздничное мероприятие, посвященное Дню Победы.
Содержание
Мы решили, что в данной форме работы будет обозначена только тема – «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.». Конкретное содержание определяют родители вместе с детьми. Это связано с тем, что в каждой семье данное историческое событие связано со своими значимыми фактами, которые эмоционально переживаются. Для ребенка это очень важно!
В последующем мы убедились, что такой подход был абсолютно верным. Работа над листком календаря наполнила семейные отношения новым содержанием и чувствами. Заинтересованность близких (поиск информации, воспоминания), совместные переживания отражались в детских высказываниях, в желании поделиться собственными представлениями и чувствами по отношению к военным событиям.
Содержание было разнообразным. Много работ эмоционального характера: торжественность даты, праздничный салют и пр.
Отдельные листы были посвящены конкретным сражениям, значимым событиям, памятникам в честь Победы и пр.
Педагогами особо была отмечена работа, подсказавшая интересное содержательное направление, которое ранее неиспользовалось. Это – газеты времен Великой Отечественной войны и связанная с их выпуском деятельность военных корреспондентов.
К сведению. Количество центральных газет в период войны было сокращено. Однако огромными тиражами газеты и листовки издавались в тылу врага. Количество республиканских, областных, городских, межрайонных газет и газет отдельных партизанских отрядов – около 300 названий. Из партизанских газет известны «Красный партизан», «Партизан Украины», выходившие в отрядах С.А. Ковпака и А.Н. Сабурова.
В годы Великой Отечественной войны многие журналисты, писатели и поэты стали военными корреспондентами и вместе с солдатами сражались против общего врага.
Уже 24 июня 1941 г. на фронт отправились первые добровольцы-писатели, в том числе Б. Горбатов (на Южный фронт), А. Твардовский (на Юго-Западный фронт), Е. Долматовский (в газету 6-й армии «Звезда Советов»), К. Симонов (от газеты «Красная звезда»), Б. Полевой (от газеты «Правда»). С 25 июня 1941 г. начальником оперативной группы военных журналистов-писателей на Балтийском флоте был В. Вишневский. В июле 1941 г. военкорами стали М. Шолохов (газета «Правда» и «Красная звезда») и детский писатель А. Гайдар (газета «Комсомольская правда», погиб 26 октября 1941 г.).
Всего в годы Великой Отечественной войны свыше 500 фронтовых журналистов и писателей были отмечены государственными наградами, 10 человек удостоены высокого звания «Герой Советского Союза».
Многие фотокорреспонденты и кинооператоры добровольцами шли на фронт и под пулями создавали летопись страны.
М. Шолохов
|
А. Гайдар
|
А. Твардовский
|
К. Симонов | Б. Полевой |
Работа с календарем обратного отсчета сплотила педагогов, детей и родителей вокруг святого для всех нас события – Победы в Великой Отечественной войне.
Мы обязаны хранить память о подвиге наших прадедов!
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память гордую о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
…
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!
(Отрывок из стихотворения А. Твардовского)