Роль воспитателя детского сада в инициировании и преодолении социального исключения

Роль воспитателя детского сада в инициировании и преодолении социального исключения

Аннотация.Статья описывает роль воспитателя в жизни ребенка-дошкольника, вклад этого значимого взрослого в возникновение эксклюзии и ее преодоление. Обозначены формы и виды социального исключения, а также факторы, способствующие его проявлению в поведении педагога.

Ключевые слова: воспитатель, значимый взрослый, социальное исключение (эксклюзия), отвержение, буллинг, моббинг.

Авторы: Семенова Галина Вячеславовна, Векилова Севиль Афрасябовна, Гусева Юлия Евгеньевна; к.п.н., доценты; кафедра психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

The role of the kindergarten teacher in initiating and overcoming social exclusion

Annotation. The article describes the preschool teacher’ role in the life of a preschool child and the contribution of this important adult to the emergence of exclusion and its overcoming. The forms and types of social exclusion, as well as factors contributing to its manifestation in the teacher’s behavior, are indicated.

Keywords: preschool teacher, important adult, social exclusion (exclusion), rejection, bullying, mobbing.

Authors: Galina V. Semenova, Sevil A. Vekilova, Julia E. Guseva, St. Petersburg, Russia