Проблема детствосбережения. От целеполагания к новой образовательной политике

Проблема детствосбережения. От целеполагания к новой образовательной политике

Аннотация. В статье рассматривается проблема детствосбережения с позиции детоцентристского подхода в образовании. Показано влияние современной социокультурной ситуации на развитие ребенка, отмечены подходы к образованию, раскрыт принцип «детоцентризма». Рассматривается проблема воспитания, а именно: приоритет ценностных ориентиров в формировании личности ребенка. Национальная цель образования связана с воспитанием личности и гражданина. Показаны направления и риски образовательной политики в области дошкольного образования. В тексте представлены основные направления исследований психологического портрета современного ребенка и новые феномены детства. Отмечаются тревожные тенденции современности, влияющие на формирование детствосберегающего пространства.

Ключевые слова: дошкольное образование, детствосбережение, воспитание, феномены детства, образовательная политика.

Автор: Слепцова Ирина Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», Москва.

The problem of child-saving: from goal-setting to a new educational policy

Abstract. The article deals with the problem of child-saving from the perspective of a child-centered approach in education. The influence of the modern socio-cultural situation on the development of the child is shown, approaches to education are noted, the principle of “child-centrism” is revealed. The problem of upbringing is considered, namely: the priority of value orientations in the formation of a child’s personality. The national goal of education is connected with the education of the individual and the citizen. The directions and risks of educational policy in the field of preschool education are shown. The text presents the main directions of research on the psychological portrait of a modern child and new phenomena of childhood. There are disturbing trends of modernity affecting the formation of child-saving space.

Keywords: preschool education, child-saving, upbringing, childhood phenomena, educational policy.

Author: Irina F. Sleptsova, Moscow, Russia.