Знакомство детей с правилами безопасности. Подборка полезных мультфильмов на эту тему

Знакомство детей с правилами безопасности. Подборка полезных мультфильмов на эту тему

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

 

Продолжаем рассматривать вопросы знакомства и соблюдения детьми правил безопасности. Предлагаем вашему вниманию подборку полезных мультфильмов на эту тему.

Но прежде продублируем основные рекомендации по использованию мультфильмов и фрагментов фильмов (как части развивающих занятий с детьми).

  • Развивающий эффект просмотр мультфильмов и фрагментов фильмов дает для детей не ранее возраста двух с половиной – трех лет.
  • Продолжительность просмотра зависит от возраста ребенка. Единовременный просмотр не должен превышать десяти минут для малышей до пяти лет и 15 минут – для детей пяти–семи лет. До поступления в школу рекомендуется показывать ребенку не более трех мультфильмов или небольшой фрагмент детского фильма соответствующей возрастной категории за один раз. Максимально допустимое время ежедневного просмотра – 40 минут до пяти лет и один час – с пятилетнего возраста.
  • Оптимально, чтобы мультфильм или фрагмент фильма предварительно просмотрел кто-нибудь из взрослых, проверил возрастную маркировку, ознакомился с рецензиями и отзывами, а также ответил на следующие вопросы: «Нравится ли этот мультфильм мне? Понравится ли он ребенку? Чем он будет полезен для него?».
  • Мультфильм или фрагмент фильма ребенку следует смотреть вместе с одним или обоими родителями (другими значимыми взрослыми). Не стоит связывать его с приемом пищи, прогулкой, настаивать, если малышу неинтересно или он устал.
  • Зрительная дистанция от глаз до экрана должна быть не менее 60–70 см. Желательно, чтобы ребенок сидел на стуле со спинкой или на диване ровно и опирался ногами на пол или скамеечку.
  • Лучше не смотреть фильмы и мультфильмы позднее чем за два часа до сна, чтобы малыш не перевозбудился. Оптимальное время просмотра – в первой половине дня.
  • Важно потом обсудить увиденное. Вопросы готовим заранее. Они должны касаться прежде всего поступков героев, но можно развивать внимание и память ребенка, спрашивая об отдельных моментах содержания и деталях. Если у вас или малыша вопросы появляются в процессе просмотра, то останавливаем видео и общаемся, затем продолжаем. Некоторые видео нуждаются в ваших комментариях во время действия, например, по какой причине так огорчилась бабушка, когда гуси решили спрятаться от нее (мультфильм «Два веселых гуся»), и почему поступать, как они, не следует.
  • После обсуждения переносим часть сюжета из мультфильма в реальную жизнь. Например, отправляемся в морское путешествие или устраиваем маскарад, как герои мультсериала «Смешарики»; используем душевую насадку, как телефон, – по примеру Фрекен Бок из мультфильма «Карлсон вернулся»; ищем, что напоминают предметы дома или на улице, – как в мультфильме «Что на что похоже». Необходимо продумать заранее, что использовать из конкретного мультфильма, предложить ребенку минимум два варианта на выбор. Ребенка старше пяти лет просим придумать интересную игру самому. Ориентиром выбора занятия после просмотра должны быть двигательная активность ребенка и минимальная нагрузка на зрение.
  • Возможна ситуация, при которой ребенок хочет пересматривать мультфильм много раз. Поддержите его в этом желании, но каждый день смотрите по одному разу, разнообразьте вопросы и активность по результатам просмотра.
  • Процедура работы с мультфильмом может занимать до 40–50 минут, из них на просмотр отводится не более 15 минут, а на обсуждение и игры – все оставшееся время (от получаса и больше).
  • Взрослым рекомендуется предварительно посмотреть незнакомый мультфильм или новую серию из мультсериала, самостоятельно подготовить примерные основные вопросы и занятия после просмотра.

 

Перечень мультфильмов на тему

соблюдения ребенком правил безопасности

 

Мультфильм «Можно и нельзя» (1964 г.). Мальчик остался дома один. Можно и Нельзя пытаются защитить его от опасностей, которые подстерегают на каждом шагу. Используем просмотр мультфильма для беседы с ребенком о безопасном поведении, когда взрослых нет дома.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 18 мин 26 с.

Примечание. Детям до пяти лет рекомендуется показать мультфильм по частям. Разбиваем его на две части, одну (продолжительностью не более 10 мин) смотрим утром, а вторую – после обеда. После просмотра второй части проводим беседу и игры.

Основные вопросы и ход беседы. Что сказал мальчик по телефону незнакомому человеку, когда родителей не было дома? Как ты думаешь, как ему нужно было себя вести? Как лучше поступить с вареньем и другими сладостями, когда никого нет дома? По какой причине запрещено играть на мостовой? Где можно играть? В чем опасность кормить птиц с балкона? А через открытое окно? Где лучше играть в футбол, и по какой причине? Почему нельзя выходить, пока не разрешили родители? Чем опасно уходить без спроса и обманывать родителей? Что произошло, когда ушли Нельзя и Можно? В чем помогает Нельзя? А зачем нужно Можно?

Родители в случае необходимости дополняют ответы ребенка и объясняют ему правила безопасности, когда взрослых нет дома, и возможные последствия их несоблюдения.

Занятия после просмотра. Кормим птиц. Играем в мяч или другие подвижные игры на улице. Рисуем портреты друг друга.

После просмотра мультфильмов на тему соблюдения правил безопасности вместе рисуем рисунок «Можно и нельзя» (делим его на две части: с левой стороны то, что нельзя делать, а с правой – то, что можно). Рисунок вешаем на видном месте. Его можно дополнять при знакомстве с другими правилами безопасности.

Знакомство детей с правилами безопасности. Подборка полезных мультфильмов на эту тему

 

Мультсериал «Уроки тетушки Совы» (Украина). Сезон «Уроки осторожности» (2003 г.). Серия 3. «Электричество». Тетушка Сова рассказывает о правилах безопасного обращения с электричеством. Домовенок Непослуха нарушает правила и попадает в беду. Используем просмотр мультфильма для знакомства ребенка с темой электричества и правилами безопасного обращения с ним.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 5 мин 10 с.

Основные вопросы и ход беседы. О чем рассказала тетушка Сова домовенку Непослухе? Чем нам помогает электричество? Чем оно опасно? Что случилось с домовенком Непослухой, и по какой причине это произошло? Как нужно вести себя, чтобы электричество не навредило тебе так, как домовенку?

Родители в случае необходимости дополняют ответы ребенка и объясняют ему правила безопасного обращения с электричеством, а также возможные последствия их несоблюдения.

Занятия после просмотра. Для усвоения правил безопасности устраиваем Неделю безопасного обращения с электричеством. Каждое утро вместе с  ребенком подсоединяем какой-нибудь электроприбор к розетке, проговариваем, чего нельзя делать.

В конце недели вместе дополняем рисунок «Можно и нельзя» темой безопасного обращения с электричеством или рисуем новый.

Примечание. Весь сезон «Уроков осторожности» можно использовать для знакомства с правилами безопасности.

Знакомство детей с правилами безопасности. Подборка полезных мультфильмов на эту тему

 

Мультсериал «Смешарики: Азбука безопасности». Сезон 1 (2006 г.). Серия 16. «Кто быстрее?». Крош и Ежик решили покататься по проезжей части и попали в аварию. Используем просмотр мультфильма для беседы с ребенком о правилах безопасности дорожного движения.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 1 мин 34 с.

Основные вопросы и ход беседы. Где Крош и Ежик решили устроить соревнования? К чему это привело? Что объяснил ребятам Копатыч? Какой вывод они сделали? Какие еще правила безопасности дорожного движения ты знаешь?

Родители в случае необходимости дополняют ответы ребенка, объясняют ему правила безопасности на улице и дороге, а также возможные последствия их несоблюдения.

Занятия после просмотра. Катаемся на роликах, скейтах, велосипедах по велодорожкам или играем в подвижные игры с мячом на улице в специально отведенных местах.

Для усвоения правил безопасности устраиваем Неделю безопасности на дорогах и улице. Переходим дорогу только на зеленый свет и в сопровождении взрослых, не играем у дороги, катаемся на специальных дорожках или на тротуаре.

В конце недели вместе дополняем рисунок «Можно и нельзя» темой безопасности на дорогах и улице или рисуем новый.

Примечание. Теме безопасности посвящены все серии мультсериала «Смешарики: Азбука безопасности», их также можно использовать.

Знакомство детей с правилами безопасности. Подборка полезных мультфильмов на эту тему

 

Мультсериал «Три котенка». Сезон 4 (2011 г.). Серия 6. «Не уходи с незнакомыми». Незнакомец предлагает котятам поехать посмотреть на пирамиды. Малыши спокойно сели в машину к взрослому и попали в беду. Котят удалось спасти. Используем мультфильм для беседы с ребенком о правилах безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 4 мин 6 с.

Основные вопросы и ход беседы. Почему котята хотели задать вопрос незнакомому человеку? Так можно поступать? Как вести себя с незнакомцами? Что случилось с котятами после того, как они сели в машину к взрослому? Как себя вести, если незнакомый человек предлагает сесть в машину? Что нужно кричать, если незнакомец пытается увести силой? К кому лучше обращаться за помощью? А куда лучше убежать?

Родители в случае необходимости дополняют ответы ребенка, объясняют ему правила безопасности при общении с незнакомцами, а также возможные последствия их несоблюдения.

Занятия после просмотра. Игры с песком. Строим пирамиды из песка или из кубиков.

Для усвоения правил безопасности устраиваем Неделю безопасности при встрече с незнакомцами. Не разговариваем с незнакомцами, учимся громко кричать, обсуждаем, чего нельзя делать.

В конце недели вместе дополняем рисунок «Можно и нельзя» темой безопасности при встрече с незнакомцами или рисуем новый.

Примечание. Мультсериал «Три котенка» посвящен правилам поведения, в том числе и вопросам безопасности, все серии можно использовать.

Знакомство детей с правилами безопасности. Подборка полезных мультфильмов на эту тему

 

Мультсериал «Волшебная книга МЧС» (Беларусь). Сезон 1 (2016 г.). Серия 3. «Правила поведения на водоемах». Ребята решили искупаться, но для этого им нужна помощь взрослого. Серый Волк соглашается помочь малышам, но в результате несоблюдения правил получает солнечный удар. Используем просмотр мультфильма для беседы с ребенком о правилах безопасности на водоемах.

Возрастная категория: маркировка не обнаружена. Содержание мультфильма, анимация и видеоряд допускают его демонстрацию детям старше шести лет в присутствии родителей (6+).

Продолжительность: 5 мин 6 с.

Основные вопросы и ход беседы. Что помешало Бобру, Птичке и Зайцу искупаться? О каких правилах безопасного поведения на водоемах им рассказала Волшебная книга? Что случилось с Серым Волком, который не соблюдал правила? Что еще может произойти, если им не следовать?

Родители в случае необходимости дополняют ответы ребенка, объясняют ему правила безопасности на водоемах, а также возможные последствия их несоблюдения.

Занятия после просмотра. Игры с водой.

Для усвоения правил безопасности устраиваем Неделю безопасности на воде  (летом). Носим головные уборы, купаемся только в разрешенных местах, плаваем со взрослыми.

В конце недели вместе дополняем рисунок «Можно и нельзя» темой безопасности на водоемах или рисуем новый.

Примечание. Теме безопасности посвящены все серии «Волшебной книги МЧС», можно их использовать.

Знакомство детей с правилами безопасности. Подборка полезных мультфильмов на эту тему

 

Мультсериал «Безопасность – это важно». Сезон 1 (год выхода не обнаружен). Серия «Пожар в квартире». В квартире Сени начался пожар. Он рассказывает, что делать в подобных ситуациях. Используем просмотр мультфильма для беседы с ребенком о правилах безопасного поведения при пожаре.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 39 с.

Основные вопросы и ход беседы. Из-за чего начался пожар в квартире у Сени? Как его можно было избежать? Что еще делать, чтобы предотвратить пожар? Что рекомендует Сеня, если пожар все-таки начался? Что ты можешь добавить к этому?

Родители в случае необходимости дополняют ответы ребенка, объясняют ему правила безопасности при пожаре, а также возможные последствия их несоблюдения.

Занятия после просмотра. Для усвоения правил устраиваем Неделю безопасности при пожаре. Ролевые игры в пожарных и про поведение при пожаре.

В конце недели вместе дополняем рисунок «Можно и нельзя» темой безопасности при пожаре или рисуем новый.

Примечание. Теме безопасности посвящены все серии мультсериала, их также можно использовать.

 

5 3 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x