Здоровьесберегающий комплекс мероприятий «Речевое здоровье»

Здоровьесберегающий комплекс мероприятий «Речевое здоровье»

Л.М. Карпова, учитель-логопед, МБДОУ Детский сад № 175 комбинированного вида, старший преподаватель кафедры теоретической и инклюзивной педагогики Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), г. Казань, Республика Татарстан

 

Форма проведения: групповая, индивидуальная.

Возраст детей: старший дошкольный и младший школьный.

Цель: разработать современную действующую безопасную здоровьесберегающую междисциплинарную модель коррекционно- развивающей педагогической деятельности с обучающимися, в том числе с ОВЗ, в системе дошкольного образования

Задачи:

создание психолого-педагогических условий для эффективной реализации здоровьесберегающей междисциплинарной модели коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в системе дошкольного образования обучающихся, в том числе с ОВЗ;

– обеспечение здоровьесберегающего сопровождения дошкольного образования обучающихся, в том числе с ОВЗ, на основе учета знаний о внешних и внутренних факторах риска здоровью детей;

– расширение здоровьесберегающей компетентности обучающихся, педагогов и родителей;

– осуществление регулярного мониторинга состояния здоровья обучающихся;

– организация функционирующего здоровьесберегающего психолого-медико-педагогического пространства в системе дошкольного образования обучающихся, в том числе с ОВЗ.

Эффективным вариантом решения поставленной цели является организация здоровьесберегающего пространства для развивающей педагогической деятельности учителя-логопеда в рамках междисциплинарного сопровождения дошкольного образования обучающихся с ОВЗ (ТНР).

Многолетние наблюдения, подробный анализ проблем здоровьесохранения обучающихся, разработанные и адаптированные под потребности детей с ОВЗ (ТНР) методики психофизической коррекции, накопленный опыт междисциплинарного сопровождения в вопросах здоровьеформирования детей с ОВЗ, отлаженная система психолого-медико-педагогического взаимодействия образовательной организации с субъектами адаптации, социализации, воспитания и обучения обучающихся сподвигли обозначить первостепенную идею современного коррекционно-развивающего образовательного процесса о том, что его фундаментом должна быть образовательная здоровьесберегающая среда, здоровьесберегающая деятельность в рамках сотрудничества со всеми институтами, в том числе и семейными.

Предварительная работа

В современных реалиях перед педагогами коррекционного звена встаёт комплекс образовательных здоровьесберегающих задач:

– организовывать рабочее место с точки зрения здоровьесбережения и безопасности;

– вести здоровый образ жизни для реализации профессиональных и жизненных компетенций и формировать собственным примером активную жизненную здоровьесберегающую позицию у обучающихся, в том числе с ОВЗ;

– понимать роль двигательной активности, создавать условия для её развития;

– проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса с соблюдением правил безопасности во всех видах деятельности;

– уметь оказывать доврачебную первую помощь, организовывать здоровьесберегающую образовательную среду, предупреждать развитие факторов риска здоровью, переход из состояния предболезни, которым охвачены 80% населения планеты в статус «больной».

Особенно важно реализовывать поставленные задачи в детстве, в сенситивные периоды, когда нервная система пластична, формирование здоровьесберегающих жизненных установок легче благодаря лучшей обучаемости и внушаемости детской психики.

 

Комплекс мероприятий по здоровьесбережению в рамках деятельности учителя-логопеда ДОО

  1. Разработка здоровьесберегающих технологий, форм и методов для организации образовательной деятельности.
  2. Конференции, семинары по здоровьесбережению.
  3. Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися ОО с применением здоровьесберегающих технологий: экскурсии в медицинский кабинет, на кухню детского сада, в аптеку, в поликлинику, физкультминутки и динамические паузы, экспериментальная деятельность по проблемам «Чистая вода», «В чём содержится вода», «Зачем человеку вода», «Чистое небо», «Защита окружающей среды», «День защиты детей», «Чрезвычайные ситуации», месячники по предупреждению детского травматизма, по ПДД, по ЗОЖ.
  4. Привлечение врачей в качестве лекторов для консультирования родителей и педагогов.
  5. Совместное с нейропсихологами, миофункциональными терапевтами, остеопатами, неврологами, педиатрами, подиатрами, эпилептологами, родителями проведение оздоровительных уроков, часов, занятий.
  6. Организация просветительской работы с родителями. Вовлечение родителей и педагогов в здоровьесберегающую деятельность ОО.
  7. Пропаганда здорового образа жизни через практикумы по расширению представлений об окружающем мире, занятия и часы здоровья.
  8. Создание библиотеки по проблемам здоровья и ЗОЖ для педагогов и обучающихся ОО, изготовление памяток, книжек-малышек, плакатов по здоровьсбережению совместно с детьми и родителями.
  9. Установление междисциплинарных отношений в решении вопросов здоровьесбережения.
  10. Организацию спортивных мероприятий: «Весёлые старты», «Уроки чистоты», «Дни здоровья» и т. п.
  11. Ведение кружковой работы по формированию здорового образа жизни обучающихся.

Апробация и внедрение результатов реализации мероприятий по здоровьесбережению осуществляется в ходе участия и выступлений автора на педагогических и медицинских конференциях, практических семинарах различного уровня, мастер-классах в рамках методических объединений педагогов разных ступеней образования, профессиональных педагогических конкурсах по проблемам здоровьесбережения обучающихся, в том числе и с ОВЗ (ТНР), публикаций в средствах массовой информации, в сборниках научных конференций, педагогических журналах, на персональном сайте педагога, проведения открытых занятий для педагогов и родителей.

Заявленные мероприятия входят в структуру и содержание здоровьесберегающего проекта развивающей педагогической деятельности учителя-логопеда с позиции междисциплинарного подхода «Здоровьесбережение в образовании – важное педагогическое достояние» (руководитель проекта Л.М. Карпова – см. приложение).

 

Авторские стихи о здоровье

 

Правила здоровой речи

Длинная прямая шейка,

Шея – голова, как рейка,

В одну линию стоят,

Как солдаты на парад.

Плечики назад и вниз.

Спинка, ровненько держись!

Я соединю лопатки,

Чтоб прямей была осанка.

Спинку ровно я держу,

Носиком всегда дышу,

Язычок приклею к нёбу,

Губки смажу сладким мёдом,

Язычок не уроню,

Так глотаю, так же пью.

Ротик мой закрыт в покое.

Не подглядывай, язык!

Каждый орган своё дело

Выполнять уже привык!

 

Гимн здоровью

Здоровая женщина – здоровая нация.

Здоровых людей пересчитать можно по пальцам.

Здоровый педагог – счастливые дети.

Важнее детей ничего нет на свете.

Они – продолжение рода людского.

Об этом твердить буду снова и снова.

Осанка шикарна,

Грудная клетка раскрыта,

Плечики вниз и назад,

Чем меньше расстояние между лопатками,

Тем уверенней смотрится взгляд.

Тело даёт о нас много информации.

Я уверен(а) в себе, я хочу улыбаться!

 

Здоровая нервная система

Без нервной системы здоровой сохранной,

Без базы моторной координальной,

Без пространственно-временной ориентации,

Без чувства ритма, без слуховой навигации,

Без структурно-линейной последовательности,

Без желания быть исследователем,

Без положительной мотивации

Не будет слоговой (речевой) ориентации.

Задания мои включают эти опции,

Запускают механизмы на нужные скорости,

С вами я поделиться спешу

Тем, что сама до детей доношу.

 

Мои ученики мне как родные дети

Мои ученики мне как родные дети.

За их здоровье и успехи я в ответе.

В их жизни я для них наставник первый,

Науки я должна преподавать им верно.

Ведь от того, как знания им преподать,

Зависит, как он будет мир воспринимать.

Первое знакомство с материалом

Станет единственно верным и идеальным.

Чтобы потом не пришлось переучивать,

Нужно учить грамотно и научно,

Для этого мне нужно быть всесторонней,

На каждый вопрос его дать ответ полный.

Личные качества, умения и знания,

Роли великой своей осознание,

Гибкое мышление, тонкая логика,

Доброе сердце, нейропедагогика,

Медицинская помощь, сопровождение –

Вот педагога важнейшие качества и умения.

 

Приложение

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x