Занятие «Лебединое озеро». Рисование двумя руками
Т.Ф. Ларина, педагог дополнительного образования, Т.В. Чагина, старший воспитатель, ГБОУ Школа № 1321 «Ковчег», Дошкольное отделение 1, г. Москва
Конспект занятия «Лебединое озеро» в подготовительной группе детского сада с применением нейропсихологического подхода.
Занятие проводится в соответствии с календарно-тематическим планом кружка и дополнительной образовательной программой по обучению дошкольников изобразительной деятельности с применением нейропсихологического подхода, учитывающего индивидуально-типологические особенности и развитие высших психических функций у детей — памяти, внимания, восприятия, мышления (составитель — педагог дополнительного образования Ларина Т.Ф.).
Актуальность программы заключается в создании условий для развития ВПФу старших дошкольников посредством ряда нейропсихологических приемов в процессе занятий изобразительной деятельностью. Рисование двумя руками одновременно и поочередно, рисование неведущей рукой, выполнение упражнений с использованием специальных прописей, кинезиологические упражнения, выполнение игровых заданий на тактильных тренажерах – все это способствует не только формированию художественных способностей, но и развитию межполушарных связей, пространственного мышления, мелкой моторики, расширению поля зрительного восприятия и способности к произвольному самоконтролю старших дошкольников.
В ходе занятия используется пальчиковая игра, улучшающая координацию и мелкую моторику, а также кинезиологическое упражнение, которое снимает напряжение кисти и плечевого пояса, усиливает межполушарное взаимодействие, активизирует структуры мозга, отвечающие за память и устойчивость внимания.
При выполнении данного упражнения на тактильных тренажерах развивается тактильное восприятие, мелкая моторика и зрительно-моторная координация, умение концентрировать внимание.
Цель: формирование межполушарного взаимодействия и творческих способностей дошкольников посредством двуручного рисования.
Задачи:
— использование приема рисования двумя руками в работе над тематической композицией,
— совершенствование навыков работы кистью, использование разного нажима, положения и направления мазка кистью, работа всем ворсом кисти и её кончиком,
— развитие чувства формы и композиции изображения,
— усвоение понятия «симметрия»,
— развитие мелкой моторики,
— формирование эстетического восприятия окружающего мира.
Материалы и оборудование: тонированная акварельная бумага формата А3 (прикреплена к столам), гуашь, кисти № 6, слайды «Последовательность выполнения композиции «Лебединое озеро», видеофильм «Лебеди на озере», музыка К. Сен-Санс «Лебедь», тактильные тренажеры (набор из 10 фибровых досок 25х25 см с различными рельефными рисунками), стол для рисования песком с подсветкой, мольберты, магниты.
Предварительная работа: беседы о лебедях, чтение стихов и сказок о них, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня предлагаю вам нарисовать красивый рисунок. Все материалы для этого приготовлены. Приготовим теперь к работе наши руки и пальцы. Давайте поиграем. Представим, что мы стоим на берегу реки. А возле этой речки гуляют овечки…
Дети вместе с педагогом играют в пальчиковую игру «Колечко»
— Возле речки гуляют овечки,
А у овечек вся шёрстка в колечках.
Раз колечко!
Дети соединяют в «колечко» большой и указательный пальцы левой руки. Пальцы соприкасаются кончиками.
— Два колечко!
То же самое делаем большим и средним пальцами левой руки.
— Три колечко!
То же самое — большим и безымянным пальцами левой руки.
— Четыре колечко!
То же самое — большим пальцем и мизинцем левой руки.
— И ещё!
Раз колечко!
Два колечко!
Три колечко!
Четыре колечко!
Повторяем всё то же самое правой рукой.
И ещё раз двумя руками…
Повторяем всё то же самое двумя руками.
— Ох и много колечек у наших овечек!
Всех не сосчитать!
Руки наши готовы к рисованию, а теперь давайте закроем глаза и еще раз представим, что мы стоим на берегу реки или озера и видим прекрасных птиц. Послушайте загадку и отгадайте, какие это птицы.
— Эта птица такова,
Что не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой!
(Дети отвечают: Лебедь)
В отраженье своё глядя,
Вот скользят по водной глади,
Восхищая всех людей,
Двое белых …
(Дети отвечают: Лебедей)
Педагог: Ребята, вы правильно отгадали. Это очень красивая и величавая птица с длинной шеей. Посмотрим на лебедей, какими они бывают.
Дети смотрят видеофильм и слушают музыку
Педагог: Ребята, вы видите, что все лебеди плывут по озеру, но по-разному двигаются. При этом меняется только положение их шеи: вот она вытянута вперед – лебедь шипит. Вот шея изогнута – птица любуется своим отражением, а тут шея повернута назад – кто там спрятался за камышом? И на ваших рисунках будут лебеди. Но сначала нарисуем красивые волны. Посмотрите на кисточки на ваших столах. Их две. Кто из вас догадался, каким способом мы будем рисовать?
Ответы детей: Мы будем рисовать двумя руками одновременно.
Педагог: Да, верно. Давайте вспомним, для чего мы на занятиях используем такой способ рисования? Так мы можем научить рисовать обе руки. Перед началом работы сделаем упражнение, которое поможет нам рисовать красиво.
Дети вместе с педагогом и воспитателем выполняют физкультминутку «Восьмёрки».
Педагог: Мы рисуем в воздухе восьмёрку горизонтально, сначала одной рукой, затем другой, затем двумя руками в одном направлении.
Дети вместе с воспитателем и педагогом выполняют упражнение.
Педагог: Усложняем задачу и рисуем восьмёрки одной рукой по часовой стрелке, а другой – против часовой стрелки.
Дети вместе с воспитателем и педагогом продолжают выполнять упражнение.
Педагог: Теперь приглашаю вас к тренажерам.
Дети вместе с педагогом и воспитателем подходят к тактильным тренажерам
Педагог: Обведем пальцами правой и левой руки поочередно фактурные фигуры на тренажере и нарисуем каждую из фигур на песке. Ваши руки будут «запоминать» фигуру и рисовать такую же.
Дошкольники выполнят задание.
Педагог: Ребята, вы справились с заданием. Давайте вернемся за столы и начнем рисовать. Посмотрите, листы бумаги – это синие озера. На них нарисуем волны белой краской.
Дети рисуют под диктовку педагога.
На слайдах видят последовательность выполнения рисунка.
Педагог: От середины листа к краям нарисуем волны по всему листу.
Зеленой краской нарисуем вертикальные наклонные линии – стебли камыша — справа и слева в верхней части рисунка. Скажите, где растут камыши?
Ответы детей: Камыши растут на болотах и озерах.
Педагог: Верно. Справа и слева линии одинаковые – симметричные. Что мы себе представляем, когда говорим слово «симметричные»?
Ответы детей: Симметричные – значит, левая и правая стороны одинаковые.
Педагог: Правильно. Стебли камыша нарисуем в нижней части рисунка, располагая от середины к краям.
Коричневой краской выполняем колосья камыша от середины рисунка к краям.
Озеро с камышами готово, теперь здесь могут плавать лебеди. На нашем озере не хватает только красивых лебедей. Черной краской нарисуем два овала -туловища лебедей. Движения кистями выполняем симметрично.
Нарисуем красиво изогнутые шеи лебедей, затем тремя мазками — хвост каждой птицы. Белой краской – глаза и красной краской – клювы птиц.
В процессе рисования педагог и воспитатель осуществляют индивидуальную помощь детям в работе над рисунками.
Педагог: Ребята, наши рисунки готовы. Давайте, устроим выставку!
Рефлексия
Дети и педагоги прикрепляют рисунки к мольбертам магнитами.
Педагог : Посмотрите, какие разные лебеди у вас получились, но все они по-своему красивы и у каждого свой характер. Предлагаю вам поиграть в игру «Найди лебедя по характеру». Например, какой лебедь из всех самый веселый? самый любопытный? Найдите его на рисунках. По каким признакам вы поняли, что он — любопытный?
Ответы детей: У любопытного лебедя вытянута вперед шея.
Дошкольники находят в процессе игры отличительные черты каждого лебедя и стараются отвечать полным ответом.
Педагог: Ребята, сегодня мы продолжали тренировать свои руки и закрепили умение рисовать двумя руками одновременно. Узнали, что лебеди – это очень красивые птицы. Мы выполнили рисунок «Лебединое озеро». Рисунки вы можете взять домой, показать родителям и рассказать им, как мы их рисовали. Спасибо вам за хорошую работу.
ЛИТЕРАТУРА
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция вдетском возрасте. М., 2000.
- Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста.М., 2005.
- Деннисон П. И., Деннисон Г. Гимнастика мозга [Электронный ресурс]: Просто в непростом.
- Рашкова Т. Гимнастика мозга или обычная зарядка [Электронный ресурс]: Дети Будущего.
- Подготовка к обучению. Гимнастика мозга / BrainGym [Электронный ресурс]: СПбГМТУ Среднетехнический факультет.
- Упражнения. Гимнастики Мозга [Электронный ресурс]: Образовательная кинезиология.
- «Гимнастика мозга» для детей дошкольного возраста Турова И. В. ассистент кафедры педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015