Занятие «Лебединое озеро». Рисование двумя руками

Занятие «Лебединое озеро». Рисование двумя руками

Т.Ф. Ларина, педагог дополнительного образования, Т.В. Чагина, старший воспитатель, ГБОУ Школа № 1321 «Ковчег», Дошкольное отделение 1, г. Москва 

 

Конспект занятия «Лебединое озеро» в подготовительной группе детского сада с применением нейропсихологического подхода.

Занятие проводится в соответствии с календарно-тематическим планом кружка и дополнительной образовательной программой по обучению дошкольников изобразительной деятельности с применением нейропсихологического подхода, учитывающего индивидуально-типологические особенности  и развитие высших психических функций у детей — памяти, внимания, восприятия, мышления (составитель — педагог дополнительного образования Ларина Т.Ф.).

Актуальность программы заключается в создании условий для развития ВПФу старших дошкольников посредством ряда нейропсихологических приемов в процессе занятий изобразительной деятельностью. Рисование двумя руками одновременно и поочередно, рисование неведущей рукой, выполнение упражнений с использованием специальных прописей, кинезиологические упражнения, выполнение игровых заданий на тактильных тренажерах – все это способствует не только формированию художественных способностей, но и развитию межполушарных связей, пространственного мышления, мелкой моторики, расширению поля зрительного восприятия и способности к произвольному самоконтролю старших дошкольников.

В ходе занятия используется пальчиковая игра, улучшающая координацию и мелкую моторику, а также кинезиологическое упражнение, которое снимает напряжение кисти и плечевого пояса, усиливает межполушарное взаимодействие, активизирует структуры мозга, отвечающие за память и устойчивость внимания.

При выполнении данного упражнения на тактильных тренажерах развивается тактильное восприятие, мелкая моторика и зрительно-моторная координация, умение концентрировать внимание.

 

Цель: формирование межполушарного взаимодействия и творческих способностей дошкольников посредством двуручного рисования.

Задачи:

— использование приема рисования двумя руками в работе над тематической композицией,

— совершенствование навыков работы кистью, использование разного нажима, положения и направления мазка кистью, работа всем ворсом кисти и её кончиком,

— развитие чувства формы и композиции изображения,

— усвоение понятия «симметрия»,

— развитие мелкой моторики,

— формирование эстетического восприятия окружающего мира.

Материалы и оборудование: тонированная акварельная бумага формата А3 (прикреплена к столам), гуашь, кисти № 6, слайды «Последовательность выполнения композиции «Лебединое озеро», видеофильм «Лебеди на озере», музыка К. Сен-Санс «Лебедь», тактильные тренажеры (набор из 10 фибровых досок 25х25 см с различными рельефными рисунками), стол для рисования песком с подсветкой, мольберты, магниты.

Предварительная работа: беседы о лебедях, чтение стихов и сказок о них, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня предлагаю вам нарисовать красивый рисунок. Все материалы для этого приготовлены. Приготовим теперь к работе наши руки и пальцы. Давайте поиграем. Представим, что мы стоим на берегу реки. А возле этой речки гуляют овечки…

Дети вместе с педагогом играют в пальчиковую игру «Колечко» 

Занятие «Лебединое озеро». Рисование двумя руками

— Возле речки гуляют овечки,

А у овечек вся шёрстка в колечках.

Раз колечко!

Дети соединяют в «колечко» большой и указательный пальцы левой руки. Пальцы соприкасаются кончиками.

— Два колечко!

То же самое делаем большим и средним пальцами левой руки.

— Три колечко!

То же самое — большим и безымянным пальцами левой руки.

— Четыре колечко!

То же самое — большим пальцем и мизинцем левой руки.

— И ещё!

Раз колечко!

Два колечко!

Три колечко!

Четыре колечко!

Повторяем всё то же самое правой рукой.

И ещё раз двумя руками…

Повторяем всё то же самое двумя руками.

— Ох и много колечек у наших овечек!

Всех не сосчитать!

Руки наши готовы к рисованию, а теперь давайте закроем глаза и еще раз представим, что мы стоим на берегу реки или озера и видим прекрасных птиц. Послушайте загадку и отгадайте, какие это птицы.

— Эта птица такова,

Что не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой!

(Дети отвечают: Лебедь)

В отраженье своё глядя,

Вот скользят по водной глади,

Восхищая всех людей,

Двое белых …

(Дети отвечают: Лебедей)

Педагог: Ребята, вы правильно отгадали. Это очень красивая и величавая птица с длинной шеей. Посмотрим на лебедей, какими они бывают.

Дети смотрят видеофильм и слушают музыку

Педагог: Ребята, вы видите, что все лебеди плывут по озеру, но по-разному двигаются. При этом меняется только положение их шеи: вот она вытянута вперед – лебедь шипит. Вот шея изогнута – птица любуется своим отражением, а тут шея повернута назад – кто там спрятался за камышом? И на ваших рисунках будут лебеди. Но сначала нарисуем красивые волны. Посмотрите на кисточки на ваших столах. Их две. Кто из вас догадался, каким способом мы будем рисовать?

Ответы детей: Мы будем рисовать двумя руками одновременно.

Педагог: Да, верно. Давайте вспомним, для чего мы на занятиях используем такой способ рисования? Так мы можем научить рисовать обе руки. Перед началом работы сделаем упражнение, которое поможет нам рисовать красиво.

Дети вместе с педагогом и воспитателем выполняют физкультминутку «Восьмёрки». 

Занятие «Лебединое озеро». Рисование двумя руками

Педагог: Мы рисуем в воздухе восьмёрку горизонтально, сначала одной рукой, затем другой, затем двумя руками в одном направлении.

Дети вместе с воспитателем и педагогом выполняют упражнение.

Педагог: Усложняем задачу и рисуем восьмёрки одной рукой по часовой стрелке, а другой – против часовой стрелки.

Дети вместе с воспитателем и педагогом продолжают выполнять упражнение.

Педагог: Теперь приглашаю вас к тренажерам.

Дети вместе с педагогом и воспитателем подходят к тактильным тренажерам        

Педагог: Обведем пальцами правой и левой руки поочередно фактурные фигуры на тренажере и нарисуем каждую из фигур на песке. Ваши руки будут «запоминать» фигуру и рисовать такую же.

Занятие «Лебединое озеро». Рисование двумя руками

Дошкольники выполнят задание.

Педагог: Ребята, вы справились с заданием. Давайте вернемся за столы и начнем рисовать. Посмотрите, листы бумаги – это синие озера. На них нарисуем волны белой краской.

Дети рисуют под диктовку педагога.

На слайдах видят последовательность выполнения рисунка.

Педагог: От середины листа к краям нарисуем волны по всему листу.

Занятие «Лебединое озеро». Рисование двумя руками

Занятие «Лебединое озеро». Рисование двумя руками

Зеленой краской нарисуем вертикальные наклонные линии – стебли камыша — справа и слева в верхней части рисунка.  Скажите, где растут камыши?

Ответы детей: Камыши растут на болотах и озерах.

Педагог: Верно. Справа и слева линии одинаковые – симметричные. Что мы себе представляем, когда говорим слово «симметричные»?

Ответы детей: Симметричные – значит, левая и правая стороны одинаковые.

Занятие «Лебединое озеро». Рисование двумя руками

Педагог: Правильно. Стебли камыша нарисуем в нижней части рисунка, располагая от середины к краям.

Занятие «Лебединое озеро». Рисование двумя руками

Коричневой краской выполняем колосья камыша от середины рисунка к краям.

Занятие «Лебединое озеро». Рисование двумя руками

Озеро с камышами готово, теперь здесь могут плавать лебеди. На нашем озере не хватает только красивых лебедей. Черной краской нарисуем два овала -туловища лебедей. Движения кистями выполняем симметрично.

Занятие «Лебединое озеро». Рисование двумя руками

Нарисуем красиво изогнутые шеи лебедей, затем тремя мазками — хвост каждой птицы. Белой краской – глаза и красной краской – клювы птиц.

Занятие «Лебединое озеро». Рисование двумя руками

В процессе рисования педагог и воспитатель осуществляют индивидуальную помощь детям в работе над рисунками.

Педагог: Ребята, наши рисунки готовы. Давайте, устроим выставку!

 

Рефлексия

Дети и педагоги прикрепляют рисунки к мольбертам магнитами.

Педагог : Посмотрите, какие разные лебеди у вас получились, но все они по-своему красивы и у каждого свой характер. Предлагаю вам поиграть в игру «Найди лебедя по характеру». Например, какой лебедь из всех самый веселый? самый любопытный? Найдите его на рисунках.  По каким признакам вы поняли, что он — любопытный?

Ответы детей: У любопытного лебедя вытянута вперед шея.

Дошкольники находят в процессе игры отличительные черты каждого лебедя и стараются отвечать полным ответом.

Педагог: Ребята, сегодня мы продолжали тренировать свои руки и закрепили умение рисовать двумя руками одновременно. Узнали, что лебеди – это очень красивые птицы. Мы выполнили рисунок «Лебединое озеро». Рисунки вы можете взять домой, показать родителям и рассказать им, как мы их рисовали. Спасибо вам за хорошую работу.

Занятие «Лебединое озеро». Рисование двумя руками

 

Занятие «Лебединое озеро». Рисование двумя руками

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  2. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция вдетском возрасте. М., 2000.
  3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста.М., 2005.
  4. Деннисон П. И., Деннисон Г. Гимнастика мозга [Электронный ресурс]: Просто в непростом.
  5. Рашкова Т. Гимнастика мозга или обычная зарядка [Электронный ресурс]: Дети Будущего.
  6. Подготовка к обучению. Гимнастика мозга / BrainGym [Электронный ресурс]: СПбГМТУ Среднетехнический факультет.
  7. Упражнения. Гимнастики Мозга [Электронный ресурс]: Образовательная кинезиология.
  8. «Гимнастика мозга» для детей дошкольного возраста Турова И. В. ассистент кафедры педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о