Весна в Сибири. Занятия для детей средней и подготовительной к школе группы

Весна в Сибири. Занятия для детей средней и подготовительной к школе группы

Л.Н. Балаценко, воспитатель, МДОУ № 110, г. Братск

 

Занятие по ознакомлению с окружающим миром

Средняя группа

Цель. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, о растительном и животном мире Сибири. Развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи, высказывать суждения по теме. Активизировать словарь (логово, волчья стая, дупло, беличья семья, добыча, вожак, линька, потомство).

Материал и оборудование. Иллюстрации по теме. Ветки ели, сосны, берёзы, осины. Игрушки (заяц, лиса, медведь, белка, волк, ёж). Искусственные ёлки. Пеньки – стулья, задрапированные тканью. Волшебная палочка. Конверт с картинкой (изображение белки, лисы или зайца), разрезанной на 10–15 деталей, – на каждого ребёнка.

Предварительная работа. Чтение художественных произведений по теме. Рассматривание картин «Деревья», «Дикие животные», «Весна», «Птицы».

 

Звучит аудиозапись «Весенней песни» (Ф. Мендельсон). Дети входят в зал.

Воспитатель.

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время года знает?

(Весна.)

Сегодня мы поговорим о том, как в нашем сибирском крае пробуждается весной природа.

 Проводится игра «Волшебная палочка».

Ребёнок, к которому воспитатель прикасается волшебной палочкой, отвечает на вопрос «Какая у нас в Сибири весна?» (Холодная, ветреная, поздняя, светлая, долгожданная.)

Воспитатель. Да, все в наших краях ждут прихода весны: и люди, и растения, и животные. Давайте отправимся в весенний лес и посмотрим, как его обитатели встречают весну.

Проводится игра «Эхо».

Дети, повторяя за воспитателем слоги, завершающие строки стихотворения.

Я иду и пою. (Ю-ю-ю.)

Очень лес я люблю. (Лю-лю-лю.)

Как прекрасна земля. (Ля-ля-ля.)

Это родина моя. (Я-я-я.)

Затем подходят к мольбертам, на которых закреплены весенние картины.

Воспитатель. В весеннем лесу прохладно. Солнце ещё не прогрело сырую холодную землю. Как вы думаете, чем пахнет в весеннем лесу? (Предположения детей.) В лесу пахнет прошлогодней травой и набухшими почками. Пробивается сквозь слой прелых листьев молодая весенняя травка. Воздух чистый и свежий. Как здесь светло и красиво! Давайте послушаем звуки леса. (Звучит аудиозапись «Звуки природы. Весна в лесу».) Какие звуки вы услышали? (Ответы детей.) Смотрите, кто это сидит под кустом? (Указывает на игрушечного зайца, рядом с которым лежат ветки.) Да это же заяц! А почему он серый? (Весной зайцы линяют, у них меняется цвет меха.) Радуется Серый приходу весны, щиплет молодую травку. А чем он питался зимой? (Предположения детей.) Заяц всю долгую зиму обгрызал кору и молодые ветки невысоких деревьев. Посмотрите на эти ветки (показывает) и скажите, от каких они деревьев. Чем они похожи и чем различаются? (Ответы детей.) Правильно, это ветка ели, она покрыта короткими иголочками. А это ветка сосны. У этого хвойного дерева парные длинные иголки. А эти ветки с лиственных деревьев. Их почки пока не распустились, но гибкую берёзовую ветку не спутаешь с осиновой: у них разное строение, разная форма почек, цвет коры и даже запах. Как вы думаете, если мы поставим эти ветки в вазу с водой, что с ними произойдёт? (Почки лопнут, и на ветках появятся листья.) Где быстрее распустятся листья: на ветках деревьев, растущих в лесу или стоящих в вазе? Почему?

(Предположения детей.) Правильно, в помещении детского сада теплее, чем на улице, поэтому листья на ветках, стоящих в вазе, появятся раньше.

Что-то наш зайчишка забеспокоился: уши навострил, затаился. Наверное, почуял опасность. Кого же боится заяц в лесу? (Ответы детей.)

Проводится игра «Превращение».

Воспитатель загадывает загадки. Дети их отгадывают, находят спрятанные в зале игрушки и показывают, как двигается загаданное животное.

Он большой и косолапый,

Говорят, сосёт он лапу.

Громко может он реветь,

Косолапый зверь… (медведь).

Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой.

Хвост пушистый и большой.

(Лиса.)

Он зимою спит в гнезде,

Летом бегает везде.

На спине его иголки

Поострее, чем у ёлки.

(Ёж.)

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком.

(Волк.)

На сучке висит грибок.

Кто его повесить мог?

Я раздвину ельник мелкий,

Затаюсь – увижу… (белку).

Воспитатель. Молодцы! Знаете лесных обитателей. Давайте отдохнём. Садитесь на пеньки. Я покажу вам изображения животных, а вы о них расскажете. (Показывает картинки.)

Что интересного вы можете рассказать о буром медведе, который живёт в наших сибирских лесах? Когда он просыпается? Чем питается? Чему учит медвежат медведица?

А это хитрая плутовка – лиса. Что вы знаете об этом звере? Где живёт лиса? Чем питается? Когда у лисы появляются лисята?

Что вы знаете о белке? Когда у этого зверька появляются детёныши? Как белка спасается от врагов? Почему белку называют хорошей хозяйкой?

Кто это? (Показывает изображение волка.) Когда у волчицы появляются детёныши? Как волки растят волчат?

А вот и наш знакомый заяц. Почему этого зверька в народе называют «косой»? Кто, кроме зайчихи-мамы, может накормить новорождённых зайчат?

Кто из вас расскажет о еже? Когда у ежихи появляются ежата? Чем мама-ежиха кормит своих детёнышей? Когда ёж выходит на охоту?

Дети подробно отвечают на вопросы.

Воспитатель. Посидели, отдохнули, можно дальше идти.

Проводится разминка «Весна зовёт».

Собирайся, детвора!

Лес зовёт: «Гулять пора!»

(Дети хлопают в ладоши.)

Будем по лесу гулять,

(Маршируют на месте.)

Свежим воздухом дышать.

(Поднимают руки вверх, делают глубокий вдох через нос. Опускают руки, выдыхают через рот.)

На носочках по тропинке

Друг за другом мы пойдём.

(Идут друг за другом на носочках, держа руки на поясе.)

Ручейки мы перепрыгнем,

(Делают несколько прыжков с продвижением вперёд.)

Ну а лужи обойдём.

(Идут, высоко поднимая колени и держа руки за спиной.)

Встали ёлки на пути,

Нам их надо обойти.

Воспитатель. Посмотрите, что лежит под ёлкой? (Достаёт конверты с разрезными картинками.) Лесные обитатели просят сделать их портреты. Сложите из деталей изображения зверей.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Давайте прощаться с весенним лесом. Много интересного мы узнали о нём и его обитателях.

Звучит аудиозапись «Звуки природы. Весна в лесу». Дети выходят из зала.

 

Интегрированное занятие

Подготовительная к школе группа

Цель. Расширять представления детей об особенностях сезонных изменений в природе, характерных для каждого весеннего месяца. Вызывать интерес к природе родного края. Продолжать знакомить с творчеством местных поэтов (В. Корнилов, М. Орлов).

Материал. Фотовыставка «Природа родного края». Иллюстрации по теме. Аппликации и поделки из бумаги (лодочка, скворечник, варежки, ручей, подснежник, трава, грядка). Набор игрушек «Дикие и домашние животные». Ветки деревьев: одна – с набухшими почками, другая – с распустившимися листьями, третья – цветущая верба. Волшебная сосулька. Корзина с бумажными лепестками. Магнитные кружки, лепестки и изображения первоцветов белого, синего и зелёного цвета. Набор деталей для составления изображений первоцветов – на каждого ребёнка.

Предварительная работа. Заучивание стихотворений по теме.

 

Звучит аудиозапись весёлой музыки. Дети подходят к стендам выставки, рассматривают фотографии.

Воспитатель.

Нынче день прибавил света,

Неги и тепла.

Скоро станет вся планета

Сказочно мила.

Всюду смех и говор вешний,

Гомон ребятни.

Заселили все скворечни

Птицы в эти дни.

Радость в души так и льётся,

Вытесняя грусть.

Солнце весело смеётся:

«Пробуждайся, Русь!»

(В. Корнилов)

Дети, как вы думаете, какому времени года посвящена фотовыставка и это стихотворение? (Весне.) Правильно. Прошло время морозных, метельных дней. Ярче светит солнце, в полдень тают прозрачные, как

стекло, длинные сосульки, звенит капель. Ей вторят, весело тенькая, синицы, бойко чирикают воробьи. Весна! С её приходом пробуждается природа, всё преображается. У меня в руках волшебная сосулька. Она поможет нам вспомнить весенние чудеса.

Проводится словесная игра «Чудеса природы».

Дети поочерёдно берут в руки волшебную сосульку и называют приметы весны. (Таяние снега, набухание почек на деревьях и кустах, капель, появление весенних ручьёв и первоцветов, прилёт птиц, увеличение продолжительности светового дня.)

Воспитатель. Победить зиму нелегко. Весне приходится трудиться долгие три месяца. Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май.) В народе говорят: март – весна света, апрель – весна воды, май – весна травы. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Весной пробуждается не только природа. Теплеют и светлеют взгляды людей, улыбки расцветают на их лицах, добрее становятся их мысли. Обнимитесь, улыбнитесь друг другу. Чувствуете, как изменилось ваше настроение? Дарите всем окружающим доброту и радость, как это делает весна. Своё настроение вы можете выразить в танце.

Звучит аудиозапись вальса, дети исполняют импровизированный танец. Во время танца воспитатель предлагает каждому ребёнку взять из корзины лепесток белого, синего или зелёного цвета. По окончании вальса дети встают рядом с изображением первоцветов с лепестками соответствующего цвета. Таким образом они распределяются на команды «Март», «Апрель», «Май».

Воспитатель. Вы дружны и веселы, как дни весенних месяцев. Можете рассказать о том, какие изменения происходят в сибирском краю, когда приходит ваш месяц? (Да.)

Используя иллюстрации, различные поделки и игрушки, создайте уголки марта, апреля и мая.

В течение нескольких минут дети подбирают материал для мини-выставок и составляют рассказы о своих месяцах. По ходу выступления каждой команды воспитатель и члены других команд могут задавать вопросы, уточнять содержание рассказа. Затем каждый ребёнок получает магнитный кружок белого, синего или зелёного цвета.

Воспитатель. Мартовские деньки, подойдите к фотовыставке. Найдите фотографии, на которых запечатлены изменения, происходящие в природе в марте, и закрепите на них белые магнитные кружки.

Члены команды «Март» выполняют задание и объясняют свой выбор. Если остальные дети согласны с их выбором, они хлопают, если нет – топают.

Воспитатель. Вспомните пословицы и поговорки, посвящённые первому весеннему месяцу. (В марте днём с крыш вода капает, а ночью мороз за нос цапает. Хоть март теплогрей, одевайся теплей. В марте курица напьётся из лужицы. Март зиму прогонял – день с ночью сравнял.)

Ребёнок.

Когда из первой лужицы

Напьётся воробей,

Уж как мороз ни тужится,

Уж как метель ни кружится,

А всё-таки окажется

Весна зимы сильней.

Звучит аудиозапись «Звуки природы. Ручей».

Воспитатель. Слышите, как весело журчат весенние ручьи? Давайте вместе с ними порадуемся весне. (Дети выполняют движения по показу воспитателя.)

Голубые, синие

Небо и ручьи.

(Поднимают руки через стороны вверх.)

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

(Приседают, хлопают ладонями по полу.)

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

(Кружатся.)

Первые проталины,

Первая трава.

(Хлопают в ладоши.)

Воспитатель. Апрельские деньки, найдите фотографии, на которых запечатлены сюрпризы апреля, и закрепите на них синие магнитные кружки.

Члены команды «Апрель» выполняют задание и объясняют свой выбор. Если остальные дети согласны с их выбором, они хлопают, если нет – топают.

Воспитатель. Вспомните народные приметы, связанные с приходом апреля. (Мокрый апрель – хорошая пашня. Много сока у берёз – лето будет дождливое. Если берёза раньше ольхи лист распустит, лето будет сухое.)

В апреле воздух постепенно прогревается. Люди говорят: «Весной пахнет». Чем же пахнет воздух весной? (Талой водой, влажной землёй, вербой, набухшими почками, свежестью.)

Ребёнок.

Воздух весенний так пахнет цветами,

Берёзовым соком, сиренью, дождями.

И вербой душистой, и хвойным настоем,

Землёй, разомлевшей под солнечным зноем.

(В. Корнилов.)

Воспитатель (показывает ветку цветущей вербы). Как вы думаете, от какого дерева эта ветка? (От вербы.) Вспомните стихотворение об этом дереве.

Ребёнок.

Май капризен, говорят в народе:

То пригреет, то дождём хлестнёт.

Но как вызов всякой непогоде,

Верба расцветает каждый год.

Спрятавшись в овраг от ветродуев,

Почками пушистыми лучась,

Молодому маю салютуя,

Верба вешним соком налилась.

Знать, природа страсть в неё вложила –

Корни сок питает огневой.

Потому с неистовою силой

Славит верба вёсны над землёй.

(В. Корнилов.)

Воспитатель. Верба зацвела – весна в разгаре. Майские деньки, найдите на выставке фотографии с «изображением» своего месяца.

Члены команды «Май» выполняют задание и объясняют свой выбор. Если остальные дети согласны с их выбором, то хлопают, если нет – топают.

Воспитатель. Вспомните стихотворение нашего братского поэта, в котором упоминаются приметы мая – последнего весеннего месяца.

Ребёнок.

Зазвучали весны перезвоны.

Лес проснулся от щебета птиц.

Встрепенулись сосновые кроны,

Абажуры из хвойных ресниц.

А подснежники словно синички,

Залетевшие в снег отдохнуть.

Я не буду их рвать по привычке,

Лепесткам разрешу упорхнуть.

(М. Орлов.)

Воспитатель. Украсила весна наши сибирские леса первыми весенними цветами.

Назовите эти цветы и соберите их изображения из деталей.

Проводится дидактическая игра «Собери цветок».

 Дети составляют изображения первоцветов (гусиный лук, подснежник, ветреница, хохлатка, медуница, чистяк), подбирая соответствующие лепестки, чашечки цветков, стебли и листья.

Воспитатель. Заждались прихода весны и растения, и звери, и птицы, и люди. И хотя весна в наших краях частенько запаздывает, мы встречаем её с радостью. Нарисуйте весну в Сибири и постарайтесь, чтобы, глядя на ваши рисунки, все поняли, как вы рады её приходу.

Дети приступают к работе. По окончании рисования оформляется выставка «Сибирская весна».

 

 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о