Веселинка – Грустинка. Дидактическое пособие для музыкальной и театрализованной деятельности
Ю.В. Семушина, музыкальный руководитель, МДОУ Детский сад № 62, г. Кандалакша, Мурманская область
Неотъемлемой частью музыкального занятия является слушание музыкальных произведений. В ходе занятия музыкальный руководитель предлагает детям послушать музыку и определить, к какому музыкальному ладу она относятся. Целью представленного пособия является обучение детей определению музыкальных ладов мажора и минора.
Пособие представляет собой две куклы-бибабо. К ним прилагаются съёмные карманы и ламинированные смайлики (весёлый, грустный). Куклы выполнены вручную, из тканей различной фактуры и других материалов.
Этапы создания:
– шьём голову и уши и из суконной ткани (2 овала – 15 см, 4 полукруга – 3 см);
– наполняем голову синтепоном;
– шьём платье из креп-сатина (высотой 20 см);
– пришиваем платье к голове;
– шьём ручки из небольших кусочков ткани (для пальцев взрослого);
– к лицу с помощью горячего пистолета и жидких гвоздей приклеиваем части лица, дорисовываем брови;
– из полипропилена (я использовала папку) делаем карманы: вырезаем квадраты и склеиваем их между собой жидкими гвоздями;
– к передней части куклы и к карману приклеиваем полоску велькро;
– из плотной бумаги распечатываем «смайлики», ламинируем их (по возможности).
Варианты использования
Пособие «Веселинка – Грустинка» может быть использовано в музыкальной и театрализованной деятельности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Образы кукол соответствуют двум различным настроениям, двум ладам: грустному (минор) и весёлому (мажор).
Предварительно детям раздаются по два–четыре смайлика. Во время слушания куклы надеты на руки воспитателя. После прослушивания музыки музыкальный руководитель просит детей положить в кармашек одной из кукол соответствующий смайлик (грустный – Грустинке, весёлый – Веселинке).
Таким образом, дети, начиная с младшего дошкольного возраста, учатся внимательно слушать музыку, правильно определять музыкальный лад.
В более старшем возрасте с помощью пособия дошкольники знакомятся с понятиями «мажор», «минор».
Пособие «Веселинка – Грустинка» универсально благодаря сменным деталям в передней части кукол. Я использую их и в работе своего театрального кружка «Фантазёры». Для показа кукольного спектакля карманы кукол могут меняться на другие, изготовленные мной (или детьми) детали на липучках «велькро» (овощи, фрукты, корзинка и т. д.). Всё зависит от фантазии и творческого вдохновения.
Привожу здесь мою авторскую сказку, которую дети могут показать в рамках театрализованной деятельности с помощью дидактического пособия «Веселинка – Грустинка».
Сказка про Веселинку и Грустинку
Автор Ю. Семушина
Жили в маленькой глубинке
Веселинка и Грустинка.
Веселинка всё смеялась,
А Грустинка всех боялась.
Веселинка – хохотушка,
Щёчки у неё в веснушках.
А грустинка, как старушка,
Ходит словно развалюшка.
Веселинка вдруг споткнётся –
И не плачет, а смеётся.
Грустинка стонет то и дело –
Всё, бедняжке, надоело.
Очень любят петь сестрички,
Две сестрички-невелички.
Только разный лад у песен:
То он весел, то невесел…
Веселинка запоёт –
Радуется весь народ!
Как Грустинка петь начнёт –
Печаль в глазах у всех мелькнёт.
Но живут сестрёнки дружно,
Ведь дружить им очень нужно!
Надо, чтоб любой ребёнок
Песни все их знал с пелёнок!