Сохранение исторической памяти дошкольников как приоритетное направление патриотического воспитания в ДОО

Сохранение исторической памяти дошкольников как приоритетное направление патриотического воспитания в ДОО

B статье рассматриваются цели, формы и содержание деятельности дошкольной образовательной организации по формированию исторической памяти у детей дошкольного возраста как части исторического просвещения. Раскрыта роль системного подхода к патриотическому воспитанию, подчеркивается значение социального партнерства и участия семьи. Представлены примеры форм работы по решению задач воспитания гражданской идентичности, интереса к истории родной страны, уважения к ее культурному наследию. Обоснована эффективность внедрения комплекса воспитательных мер на основе наблюдаемых результатов и обратной связи от участников образовательного процесса.

Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования в части формирования патриотических и нравственных ценностей у подрастающего поколения. B условиях современных вызовов особую значимость приобретает задача формирования у детей прочного фундамента исторической памяти. Это не просто изучение фактов и дат, а важнейший инструмент развития гражданственности, патриотизма и чувства гордости за свою страну. Поэтому в нашем детском саду создана целостная система работы по приобщению детей к истории родной страны и края.

Основной целью воспитательной деятельности в ДОО в данном направлении является формирование у дошкольников положительного эмоционального отношения к родной стране и ее истории, развитие чувства сопричастности к судьбе народа, уважения к памяти предков. Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:

  • развитие интереса к историческому прошлому своей Родины;
  • приобщение детей к культурному наследию и традициям России;
  • формирование уважения к подвигам героев и памяти предков;
  • формирование основ гражданской позиции и социальной ответственности.

Bсе эти задачи решаются через комплекс мероприятий и форм работы, которые мы используем в детском саду.

Реализация поставленных целей и задач осуществляется через тематический блок, посвященный истории, который описывается в годовом плане работы детского сада. B него входят такие темы, как «День Победы», «День народного единства», «День Конституции», «День Защитника Отечества», «История моего города», «Народные промыслы» и другие.

Организация образовательного процесса — ключевой компонент системы, включающий разнообразные формы и методы работы, направленные на формирование исторической памяти, развитие познавательного интереса к прошлому и воспитание уважительного отношения к историческому наследию.

Средства и методы воспитания

Познавательные занятия. Педагоги регулярно проводят занятия, посвященные Великой Отечественной войне. Детям рассказывают о героях, блокаде Ленинграда, важности победы. B процессе используются иллюстрации, фотографии, аудиозаписи.

Чтение художественной литературы. Мы активно используем художественную литературу для знакомства детей с историческими событиями и нравственными ценностями. После чтения рассказов о героях обязательно обсуждаем их поступки, смелость и преданность Родине.

Игровая деятельность. Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Мы активно используем сюжетно-ролевые игры, такие как «Солдаты на учениях» (для развития двигательной активности) и «Разведчики» (сочетание сюжетной игры с познавательными задачами). B ходе игр старшие дошкольники придумывают интересные задания, учатся ориентироваться по карте и на местности.

Проектная деятельность. Позволяет детям самостоятельно исследовать интересующие их темы. Ребята работают над проектами «Моя семья в годы войны» или «Герой-защитник в моей семье», собирают фотографии, беседуют с бабушками и дедушками, создают генеалогическое древо.

Виртуальные экскурсии. Современные технологии расширяют образовательное пространство. Мы регулярно проводим виртуальные экскурсии в краеведческий музей, где дети знакомятся с историей города, посещаем музеи-панорамы.

Патриотические акции. Дошкольники участвуют в акциях вместе с учениками начальной школы. Перед акцией проводим подготовительную работу: рассказываем об истории события, готовим необходимые материалы.

Примеры проведенных акций:

  • «Подарок солдату» или «Письмо солдату»: дети рисуют открытки для военнослужащих, что помогает им понять важность защиты Родины;
  • «Сердце Родины моей»: знакомим с городами-героями, родным городом, его особенностями и памятниками. Создаем тематические альбомы, коллажи, лэпбуки ко Дню России, Дню Победы и другим значимым праздникам;
  • «Георгиевская ленточка» стала доброй традицией в нашем саду. Детям подготовительной группы рассказываем об истории ленточки как символа памяти и уважения к ветеранам. B этом году изготовили ленточки своими руками и подарили родителям и сотрудникам детского сада;
  • «Голубь мира»: делали бумажных голубей и выпускали их в небо как символ мира и надежды;
  • «Бессмертный полк детского сада» — акция в память о погибших в годы Великой Отечественной войны.

После каждой акции подводим итоги, обсуждаем результаты и благодарим детей за участие.

Юные стражи Отечества

B нашем детском саду организован отряд юных друзей «Стражи Отечества», который стал важным элементом системы патриотического воспитания. Этот отряд объединяет детей, заинтересованных в изучении истории своей страны, традиций и культуры.

Работа отряда включает:

  • регулярные встречи, на которых обсуждаются темы, связанные с историей России и ее героями;
  • тематические мероприятия: организуем праздники и акции, приуроченные к важным датам в истории страны, таким как День Победы и День защитника Отечества;
  • социальные проекты: дети участвуют в проектах, направленных на заботу о ветеранах и защитниках Отечества, — посещают ветеранов, готовят поздравительные открытки и подарки.

Bо многих детских садах проводятся похожие формы работы, но важно, чтобы они не просто повторялись из года в год, а были интегрированы в образовательный процесс и взаимосвязаны. Работа должна проводиться в течение всего года, обеспечивая комплексный подход к формированию исторической памяти у детей.

Эффективность образовательного процесса во многом зависит от правильно организованной предметно-пространственной среды, создающей атмосферу погружения в историю и стимулирующей познавательную активность детей.

Предметно-пространственная среда

Следует отметить, что развивающая предметно-пространственная среда играет фундаментальную роль в патриотическом воспитании детей и их историческом просвещении. B этом возрасте патриотические чувства формируются не через абстрактные лекции и назидания, а через непосредственное эмоциональное восприятие окружающего мира. Именно грамотно организованная среда становится тем «говорящим» пространством, которое делает понятие «Родина» осязаемым, близким и наполненным личными смыслами для ребенка. Прежде всего такая среда создает атмосферу психологического комфорта и чувства защищенности, что является базой для любви к своему дому, семье и в конечном счете к Отечеству.

Уголок уюта с семейными фотографиями, предметами народного быта и творчества вызывает теплые эмоции и формирует первую связь с личной историей и культурными традициями. Наполнение среды конкретным содержанием позволяет ненавязчиво знакомить детей с символикой государства (флаг, герб, гимн), с историей и культурой родного края.

Мини-музеи, макеты улиц родного города, альбомы с фотографиями достопримечательностей, военных наград, техники — все эти элементы превращают сложные понятия в доступные для изучения объекты. Дети не просто слышат о своей малой родине, они могут ее прочувствовать.

Крайне важен интерактивный характер среды. Поэтому она должна побуждать ребенка к действию: построить крепость из конструктора, нарисовать плакат ко Дню Победы, слепить традиционное угощение из пластилина, разучить народную игру в кукольном театре или примерить элементы национального костюма. Через эту деятельность усваиваются традиции, воспитывается уважение к труду и достижениям предков.

Таким образом, предметно-пространственная среда служит мостом между внутренним миром ребенка и широким понятием Родины. Она визуализирует, персонализирует и эмоционально окрашивает патриотические ценности, закладывая прочный фундамент для формирования настоящего гражданина — человека, который знает, любит и уважает свою страну, ее культуру и историю.

Раскроем опыт создания такой среды в нашей ДОО.

  1. Уголок патриотического Воспитания. B каждой группе создан специальный уголок, где размещаются фотографии героев, книги об истории России, флаг и герб страны, предметы народных промыслов, дидактические игры и пособия для изучения истории.
  2. Выставка детских работ. Регулярно организуются выставки рисунков и поделок, посвященных историческим событиям. Традиционной стала выставка «9 Мая — День Победы», где представлены работы детей, посвященные героям войны и праздничным событиям.
  3. Оформление территории и помещений. Территория детского сада и внутренние помещения служат образовательным пространством: высаживаем цветы в виде символов Победы; устанавливаем малые архитектурные формы, напоминающие об исторических событиях; оформляем коридоры и холлы тематическими выставками и стендами. Мы понимаем, что формирование исторической памяти — это задача, требующая совместных усилий детского сада и семьи. Вовлечение родителей в образовательный процесс является важным условием успеха.

Работа с семьями воспитанников

Значение работы с семьей для патриотического воспитания детей дошкольного возраста невозможно переоценить. Именно семья является первичным и самым мощным институтом социализации ребенка, тем фундаментом, на котором строится все его мировоззрение, система ценностей и в конечном счете чувство любви к Родине.

B дошкольном возрасте ребенок познает мир не через абстрактные понятия, а через близкое и эмоционально окрашенное окружение. Патриотические чувства начинаются с любви к самым близким людям, к своему дому, двору, где ребенок гуляет, родной природе. Именно семья формирует эти первоначальные чувства.

Рассказы бабушки и дедушки о своем прошлом, семейные традиции и праздники, песни, которые поют дома, совместные прогулки по любимым местам города — все это создает ту эмоциональную основу, на которой позднее формируется осознанное чувство патриотизма.

Перечислим формы взаимодействия и сотрудничества с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию.

  1. Родительские собрания. Проводятся собрания, посвященные вопросам патриотического воспитания, на которых обсуждаются методы формирования исторической памяти у детей. На одном из собраний на тему «Роль семьи в формировании исторической памяти» родители активно делились своим опытом и предлагали новые идеи по организации совместных мероприятий.
  2. Совместные мероприятия. Организуем мероприятия совместно с родителями: «Вечер памяти», «Конкурс чтецов стихов о войне».
  3. Консультации для родителей. Воспитатели проводят индивидуальные консультации по вопросам выбора литературы, организации экскурсий, посещения музеев, на темы «Как рассказать ребенку о войне», «Какие книги читать детям об истории России».

Детский сад — это открытая система, взаимодействующая с окружающим миром. Взаимодействие с учреждениями культуры и ветеранскими организациями позволяет расширить образовательное пространство и обогатить опыт детей.

Сетевое взаимодействие

Сотрудничество с музеем: организуем регулярные виртуальные экскурсии в краеведческий музей, проводим тематические занятия с участием музейных работников.

Взаимодействие с библиотеками и архивами: получаем доступ к информации и ресурсам для изучения истории.

Участие в городских мероприятиях: дети принимают участие в городских мероприятиях, посвященных Дню Победы, Дню России и другим памятным датам.

Методическое сопровождение педагогов

Значение методической поддержки педагогов по вопросам патриотического воспитания дошкольников и исторического просвещения очень велико. Она имеет фундаментальное значение, выступая ключевым звеном между государственным заказом на формирование гражданской идентичности и реальной практикой работы с детьми.

Ценность методической поддержки заключается не в простом снабжении воспитателей набором готовых сценариев, а в глубоком и системном сопровождении, которое решает несколько критически важных задач.

Методическая поддержка призвана:

  • предоставлять педагогам научно обоснованные методики работы с детьми, соответствующие их возрасту;
  • показывать, как педагогу перевести «взрослые» темы на язык ребенка, избегая сложных формулировок;
  • делать акцент на эмоциональном переживании и личном опыте, не травмируя ребенка;
  • обеспечивать тактичный и бережный подход к работе.

B условиях обилия информации, в том числе недостоверной или излишне сложной, педагогу необходим экспертный ориентир. Методическая помощь позволяет отобрать культурно и исторически выверенный материал (легенды, былины, рассказы о реальных детях-героях, адаптированные факты о родном городе), который будет не только познавательным, но и безопасным для детской психики.

Многие педагоги испытывают сложности, работая с такими тонкими и ответственными темами, как патриотизм и история. B этом случае курсы повышения квалификации, семинары, консультации и качественные методические пособия дают им не только знания, но и практические инструменты, снимают страх сделать ошибку, помогают выстроить образовательный процесс системно и последовательно.

Такая методическая поддержка позволяет добиться единства ценностных и образовательных подходов в рамках всей дошкольной организации и даже региона. Таким образом, грамотно выстроенная методическая поддержка трансформирует патриотическое воспитание из формального требования в осмысленную, глубокую и искреннюю деятельность.

Методическое сопровождение процесса

Методическое сопровождение в нашем случае включает разработку рекомендаций и методических материалов для педагогов, а также обучение их современным методам и подходам в воспитании исторической памяти. Мы проводим анализ современных потребностей и тенденций в области образования, на основе которого разрабатываем конкретные рекомендации. 3то включает описание новых подходов и техник, которые педагоги могут использовать в своей работе.

Регулярные семинары и мастер-классы позволяют педагогам обмениваться опытом и находить новые формы работы с детьми. Например, для педагогов был проведен семинар «Использование интерактивных технологий в процессе формирования исторической памяти у дошкольников», на котором были представлены новые методы работы с детьми с использованием мультимедийных средств.

После проведенного семинара разработаны и внедрены методики «Живая история» с элементами театрализации, которая позволила повысить эмоциональную включенность детей; «Семейная реликвия», где дети совместно с родителями создают мини-музейные экспозиции о членах семьи — участниках Значимых исторических событий.

Мы активно привлекаем экспертов в области патриотического воспитания, которые проводят лекции и тренинги для педагогов. Это позволяет нам наращивать компетенции педагогов и повышать качество образовательного процесса. Проводим регулярные исследования и опросы среди педагогов для оценки эффективности проведенного методического сопровождения. Собранные данные позволяют вносить необходимые коррективы и улучшать качество обучения.

Значение исторического просвещения дошкольников

Все перечисленные формы работы направлены на историческое просвещение дошкольников, значение которого весьма велико. Историческое просвещение детей дошкольного возраста — это целенаправленный и системный процесс приобщения ребенка к истории, культуре и традициям его семьи, народа и страны через доступные и понятные ему формы деятельности. Его значение многогранно.

Основные направления исторического просвещения:

  • формирование идентичности — основ национальной и гражданской принадлежности к большой общности: семье, городу, стране;
  • воспитание любви к малой родине через конкретные, близкие ребенку образы: родной дом, улица, праздники, сказки, природа;
  • уважение к государственной символике — знакомство с флагом, гербом, гимном страны в простой и уважительной форме;
  • связь поколений — формирование понимания, что жизнь и труд предыдущих поколений создали тот мир, в котором ребенок живет сейчас.
  • нравственное воспитание — на примерах исторических событий, легенд, былин и сказок дети учатся различать добро и зло;
  • познавательный интерес — заложенные в дошкольном возрасте знания становятся прочным фундаментом для изучения истории в школе.

Таким образом, значение исторического просвещения и воспитания исторической памяти в дошкольном возрасте для полноценного патриотического воспитания в будущем заключается в закладывании основ гармоничной личности. Такая личность чувствует свою связь с прошлым, понимает настоящее, с уважением относится к культурному наследию своего народа. Это ключевой элемент в становлении гражданина и патриота.

Достигнутые результаты

Успешная реализация этой системы работы находит свое отражение в результатах, которые мы наблюдаем у наших воспитанников:

  • повышенный интерес детей к истории своей страны и края, что проявляется в их активном участии в тематических занятиях и проектах;
  • формирование у дошкольников первичных представлений о патриотизме, о чем свидетельствуют результаты диагностики, проведенной в конце учебного года;
  • активное участие родителей в образовательном процессе, что подтверждается высокой посещаемостью родительских собраний и участием в совместных мероприятиях;
  • развитие социально-коммуникативных навыков у детей через совместные проекты и мероприятия.

Полученные результаты подтверждают, что интеграция разных видов детской деятельности, форм просветительской работы с родителями и методической поддержки педагогов, а также использование игровых технологий создает эффективную основу для формирования исторического сознания.

Система, выстроенная в нашей ДОО, доказала свою жизнеспособность, так как она не только формирует нравственные представления и качества личности, но и закладывает основы гражданской идентичности через эмоциональное сопереживание. Это создает прочную основу для перехода от дошкольного восприятия к осознанному патриотизму в школьном возрасте.

Следует отметить, что система работы детского сада по историческому просвещению и сохранению исторической памяти у дошкольников — это многогранный и сложный процесс, требующий творческого подхода и активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Только благодаря совместным усилиям можно успешно сформировать у детей основы исторического сознания, воспитать патриотические чувства и уважение к прошлому своей страны. Это, несомненно, станет надежным фундаментом для формирования гармоничной и социально ответственной личности, готовой к защите и процветанию своей Родины.

Мы уверены, что, закладывая основы исторической памяти в дошкольном возрасте, мы воспитываем поколение, которое будет бережно хранить и приумножать наследие нашей страны.