Сложные ситуации в вопросах и ответах. Дети и игрушки

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Дети и игрушки

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

 

В этом номере актуальный разговор посвятим вопросам, связанным с развивающей средой.


С какого возраста можно начинать проводить развивающие занятия с ребенком? Какова должна быть их продолжительность?

Вы можете начинать развивать малыша даже с первых дней его жизни. Однако оптимальным для домашних развивающих занятий считается возраст от трех месяцев до трех лет. Это время активного наблюдения и накопления информации. Объемы обрабатываемого головным мозгом за этот период материала, то есть воспринимаемого, запоминаемого, понимаемого и т.д., колоссальны. До года предпочтительны индивидуальные занятия с ребенком, после этого и вплоть до трех лет можно постепенно вводить игры в небольших группах (от двух до четырех малышей). В дальнейшем большое значение приобретает взаимодействие со сверстниками, поэтому предпочтение желательно отдавать групповым занятиям. В настоящее время большой популярностью пользуются занятия  на детской площадке. Их по очереди проводят мамы малышей. Очень бюджетный вариант, но к таких играм необходимо заранее готовиться. К семи годам возможности легко усваивать различную информацию начинают постепенно ослабевать. В этой связи большое значение имеет задел, полученный ребенком от занятий до семи лет, который качественно влияет на развитие его восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и воображения.

Окружающая среда нередко является для малыша также развивающей, поэтому в данном случае лучше меньше занятий, чем чрезмерное их количество. Главное, чтобы они были непродолжительными, проводились обязательно в игровой форме и сопровождались хорошим настроением не только ребенка, но и родителей. В первую очередь мы ориентируемся на малыша – если ему неинтересно, то занятия следует прекращать, даже и раньше запланированного времени. Независимо от того, с какого возраста вы планируете начать, первые занятия не должны превышать двух–трех минут. Если ребенок младше одного года, то желательно, чтобы одно занятие не превышало пяти минут, после года – восьми, к полутора годам – десяти, к двум – 12, к трем – 15, к четырем – 20 минут. С четырех до пяти лет занятия длятся в среднем 15–20 минут, а вот в шесть и семь лет могут продолжаться от 25 до 35 минут – в зависимости от интереса ребенка. Имеет значение также и частота занятий. Оптимально, чтобы до пяти лет это были один–два занятия в день пять–шесть раз в неделю, в старшем дошкольном возрасте допустимы два–три занятия, но общее их количество не должно превышать 14–15 в неделю. Важное правило, которое повысит качество занятий и поможет сохранить интерес к ним – закончить нужно до того, как малышу станет неинтересно.


Сколько игрушек нужно ребенку?

Не так важно количество игрушек, как их качество (это же имеет отношение и к продолжительности развивающих занятий, обсуждаемых в предыдущем вопросе). Причем разные ступени развития требуют соответствующей развивающей среды. От рождения до полугода мы ориентируемся на яркие, достаточно крупные игрушки разных текстур и форм, издающие звуки и со световыми эффектами. Малышу будет интересно разглядывать, слушать и трогать их. До трех месяцев игрушки вешают над кроваткой в поле зрения малютки на уровне его груди, а после мы опускаем их ниже и раскладываем по сторонам, чтобы ребенок мог тянуться к ним, ощупывать и пробовать их захватывать. После шести месяцев упор делаем на звуковые игрушки, в том числе и с достаточно громкими звуками, – чтобы развивался слух малыша. Вводим игрушки для купания, как правило, резиновые. После восьми–девяти месяцев ребенок может заинтересоваться окружающими домашними предметами. Родителям важно подготовить для него безопасные «игрушки», достаточно крупные, а также позволять «помогать по дому», ведь интерес к маминым и папиным домашним делам тоже проявляется после этого возраста. Малышу становятся интересны развивающие коврики и «волшебные» мешочки с различным содержимым, которые можно сделать самим. Главное, чтобы все детали были надежно прикреплены к коврику, а мешочки – крепко завязаны.Изучение и ощупывание коврика и мешочков развивает моторику и координацию младенца, его осязание. Кстати, развивающие коврики можно использовать уже с трех месяцев, просто на начальном этапе родители будут выступать инициаторами игры ребенка с ними. Когда малыш начнет ходить, уместными станут игрушки, которые можно возить за собой или катить перед собой, а также те, которые можно вкладывать друг в друга.

В дальнейшем разнообразие игрушек должно расти. После года ребенок начинает активно знакомиться с окружающим миром, поэтому актуальны муляжи и изображения животных, растений, машинки и т.д. Необходимыми для полноценного развития малыша становятся наборы для прогулок с обязательными лопаткой, ведерком, формочками и другими предметами на ваше усмотрение. Можно предложить ребенку несложные музыкальные инструменты и различные виды конструкторов.

После трех лет должно еще больше увеличиться разнообразие игрушек, при этом вплоть до пяти–шести лет необходима максимально возможная их реалистичность.

Хочу обратить внимание на то, что не существует каких-либо четких норм, касающихся количества игрушек. Однако здесь тоже действует правило развивающих занятий: лучше меньше, чем больше. Недостаток игрушек  стимулирует развитие воображения малыша, использование в этом качестве предметов-заместителей. Их количество также определяется бюджетом семьи и индивидуальностью ребенка.

При большом количестве игрушек можно делать следующее: убирать некоторые игрушки на время, а потом доставать их и прятать другие. Таким образом создается эффект новизны, и ребенку интересно играть с «новыми» для него игрушками, про которые он давно забыл. Когда игрушек станет еще больше, можно разделить их на два–три набора по 15–20 и каждые две–три недели менять. Естественно, если малыш теряет интерес к игрушкам и не проявляет его даже после их появления как новых, то можно смело убирать такие предметы: он либо перерос их, либо они никак не связаны с интересами вашего чада.

Чем младше ребенок, тем больше его игр должно быть связано с развитием мелкой моторики, – как говорится, происходить «на кончиках пальцев». Такие занятия напрямую способствуют развитию его мышления. Огромное количество игрушек ориентировано на развитие мелкой моторики, не будет проблематично подобрать достаточное их количество при любом уровне  достатка. А можно использовать и то, что всегда под рукой, например крупы, бобы, фасоль, горох, муку, воду, пуговицы, губки, тряпочки, салфетки, бутылочки, коробочки (главное, под присмотром). Очень эффективны также пальчиковые игры.

Малышу необходимы игрушки для подвижных игр (мяч, велосипед и т.п.), наборы для ролевых игр. Подвижные игры доступны ребенку после года–двух лет, а ролевые становятся актуальными позже, в дошкольном возрасте (в 3–4 года).

Что касается эффективности, то недавние исследования подтвердили, что наибольшее влияние на детей оказывают развивающие занятия с родителями с использованием различных предметов, затем идет чтение книг и замыкает тройку развивающая среда с использованием  компьютеров и девайсов.


Каждый раз, когда идем в магазин за игрушками, – истерика. Сын просит купить ему и то, и это. Хоть вообще не заходи в магазин. Когда покупаем без него – игрушки ему не нравятся. Как быть?

Судя по вашему описанию, малыш уже пережил кризис трехлетнего возраста, раз отказывается от игрушек, купленных без него. В данном случае необходимо еще до похода в магазин поговорить с ребенком. За один раз не рекомендуется приобретать более одной–двух игрушек. Что это будут за игрушки, и должно стать предметом вашей беседы с сыном. Всегда предлагайте ему на выбор два варианта. «Чего бы ты хотел – еще одну машинку или конструктор?». Пусть сам решает. Если же в магазине начинаются капризы, то напомните ему, о чем договорились накануне. И ни в коем случае не поддавайтесь невинным манипуляциям малыша. Таким способом он проверяет границы дозволенного. Если уступить один раз, то потом будет все сложнее отказать.

Кстати, оптимально покупать одну игрушку раз в неделю или даже раз в две недели. Лучше приобретать разноплановые игрушки, но если ребенок требует игрушки одного вида и играет с ними, то препятствовать не стоит, тем более что это обычно не длится дольше года. Однотипные игрушки желательно покупать один раз в месяц – полтора месяца. Дорогие игрушки лучше приобретать только если есть повод – в качестве подарка или приза за особые достижения ребенка.


Ребенку пять лет. Постоянно разбрасывает игрушки. Убирать отказывается, приходится заставлять. Как приучить его к аккуратности и порядку в доме?

Отлично, что вы заговорили об аккуратности. Ведь это качество относится к разряду социальных и формируется в семье. Соответственно, именно в ваших силах сделать ребенка аккуратным или превратить в неряху. Вопросы аккуратности обычно поднимаются в полтора–два года,а закрепляются к трем–четырем. В вашем случае речь идет уже о необходимости перевоспитания, которое, как известно, куда тяжелее. И все же возможность изменить поведение малыша к лучшему есть всегда.

В первую очередь важно, чтобы в семье аккуратность проявляли все ее  члены. Будет достаточно тяжело объяснить ребенку, почему он должен собирать игрушки, если, например, папа или старший брат, а иногда и мама разбрасывают свои вещи где попало. Самое время ввести семейное правило, касающееся аккуратности. Формулировку лучше придумывать всей семьей. За нарушение введите «штраф». Например: кто не убрал за собой, тот целый день убирает и за другими. И это должно касаться любой деятельности и всех членов семьи.

Запаситесь терпением. У вашего ребенка уже сформировалась привычка не убирать свои вещи. А привычка меняется не сразу. При систематической работе на это нужно в среднем 30–40 дней. У игрушек обязательно должно быть свое место. Лучше, чтобы это был один – максимум два ящика, поскольку малышам трудно раскладывать игрушки по полочкам. Придумайте ритуал сбора игрушек. Например, объясните ребенку, что «игрушки устали», и предложите уложить их спать на свои места. Первое время убирать игрушки придется вместе. И обязательно хвалите ребенка, говорите о том, «как здорово ты игрушки спать уложил».

Конечно, тема аккуратности не ограничивается только игрушками. Важно научить малыша убирать за собой посуду, умываться и чистить зубы, складывать свои вещи. На начальном этапе все это тоже можно превратить в интересную совместную игру, ритуал, что поможет сформировать у ребенка позитивно окрашенную привычку. Пусть вслед за нелюбимыми для него действиями всегда происходит что-то приятное, например, сказка только после чистки зубов. Поощряйте его порывы помочь вам, пусть даже они и будут неуклюжими, но это тоже прививает навыки аккуратности и вырабатывает привычку убираться и соблюдать чистоту. И опять же – важна похвала за его пусть маленькие, но достижения в этих вопросах.

После трех лет нужно поощрять творческие стремления ребенка. Постоянные требования навести порядок, особенно прерывающие игры и занятия,могут негативно настроить его. Лучше набраться терпения, дождаться, пока процесс завершится, а потом уже говорить об уборке. И сделать это придется не один раз. Ведь, как уже было отмечено, привычка вырабатывается не за один день и даже не за неделю.

И еще один момент, который стоит проанализировать родителям: по какой причине ребенок отказывается убирать игрушки и т.п.? Обычно дети старше трех лет начинают экспериментировать – манипулировать родителями, чтобы определить границы дозволенного. Если папа с мамой этот момент упускают, то их запреты в дальнейшем будут игнорироваться. Возможно, ребенок и раньше отказывался убирать игрушки и это делали  взрослые, считая, что он слишком мал. Хотя к порядку можно смело начинать приучать малыша после полутора лет. Другая крайность, которая могла привести к подобному поведению, – постоянные требования идеального порядка. В данном случае это может вызывать протест у дошкольника. Стремление взрослых получить идеальный результат  приведет либо к формированию педантизма, либо к таким вот категорическим отказам. Изменение поведения родителей, введение семейных правил для первого случая и снижение планки требований для второго позволят преодолеть возникший дисбаланс.

 

Ждем ваших писем с предложениями, вопросами, комментариями.

Адрес прежний: info@dovosp.ru

Тема письма: Рубрика «Актуальный разговор»

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x