Моя Москва. Досуг для детей старшего дошкольного возраста
Ж.И. Хворова, музыкальный руководитель, ГБОУ города Москвы «Школа № 1028», СП-3
Цель. Вызвать интерес детей к своему родному городу, столице России Москве. Познакомить с некоторыми достопримечательностями города. Научить детей ориентироваться в Москве с помощью карты, находить на ней свой район. Развивать речь детей.
Задачи. Закрепить знания детей о достопримечательностях Москвы.
Подготовительная работа. Чтение детям рассказов, проведение бесед, разучивание с детьми стихов, пословиц, песенно-танцевального материала по теме праздника. Знакомство с символами города – флагом, гербом, гимном.
Оформление зала к празднику. Подбор аудиозаписей. Составление презентации. Подготовка необходимого технического оснащения.
Ход праздника
Под «Гимн Москвы» (муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского) дети заходят в музыкальный зал и садятся на стулья.
Ведущая. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный досуг: мы с вами совершим путешествие по Москве и увидим много достопримечательностей. Скажите: как называется наша Родина?
Дети. Россия.
Ведущая. А как называется столица нашей Родины?
Дети. Столица нашей Родины – город Москва.
Ведущая. Правильно, Москва! А почему Москва называется столицей?
Дети. Потому что в столице любого государства находится президент.
Ведущая. А вы знаете, как зовут президента России?
Дети. Президент России – Владимир Владимирович Путин.
Ведущая. А как называют жителей Москвы?
Дети. Жителей Москвы называют москвичами.
Ведущий. Давайте вспомним пословицы о Москве.
Дети (по очереди).
Москвой-столицей весь народ гордится.
Видна из Кремля вся российская земля.
Москва веками строилась.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Все дороги в Москву ведут.
Ведущая. Ребята, у каждого города есть свой флаг, герб и гимн.
А что такое гимн?
Дети. Главная песня страны или города.
Ведущая. Верно, мы с вами слушали Гимны России и Москвы.
Ведущая. Посмотрите на флаг Москвы – что на нём изображено?
Дети. Георгий Победоносец в синем плаще на белом коне, на фоне красного щита.
Ведущая. А что означают эти цвета?
Дети. Это цвета российского флага.
Исполняется песня «Белый, синий, красный» С. Смирновой.
Ведущая. Молодцы ребята, вы правильно ответили на мои вопросы, и сейчас нам пора отправляться в путешествие.
Славен город наших дедов,
В жизни многое изведав.
Много войн и много бед,
Много радостных побед!
И над всеми временами
Древний Кремль, хранимый нами,
Нас хранит из года в год –
Наша гордость и оплот!
(Н. Кончаловская)
Исполняется песня о Москве по выбору музыкального руководителя.
Дальнейший рассказ ведущей сопровождается показом слайдов.
Ведущая. Пока мы исполняли песню, оказались около Красной площади. Посмотрите, какая она красивая! В старину слово «красная» означало красивая. Красная площадь, красна девица, красный молодец…
На Красной площади всегда очень много людей – как россиян, так и гостей из других стран. Всем хочется посмотреть, где проходят парады, услышать бой курантов, по которым сверяет время вся наша страна.
А вот собор Василия Блаженного – за резные купола его прозвали «каменным цветком». Рядом памятник Минину и Пожарскому – они воевали с польскими захватчиками. А вот и Кремль. Слово Кремль означает крепость. Кремль – это сердце нашей Родины. Посмотрите, какие красивые, величественные башни у Кремля, и у каждой – своё название, своя история. По названию башни можно было понять, для чего она предназначалась. Например: Арсенальная – в ней был склад оружия; Боровицкая – неподалёку находился зелёный бор; Тайницкая башня хранит тайну: когда-то в ней находился «секретный колодец» с питьевой водой; Спасская башня знаменита тем, что на ней висят часы-куранты, в этой башне расположены главные ворота Кремля. Над Никольской, Спасской, Боровицкой, Троицкой, Водовзводной башнями красуются рубиновые звёзды.
В Кремле работает президент.
Во дворе Кремля мы видим два памятника: «Царь-пушку» и «Царь-колокол».
Москва имеет звание – «город-герой».
Ребёнок.
Наша столица – город герой.
Красные звёзды горят над тобой!
Город родной – город герой.
Красные звёзды горят над тобой!
Вся страна хранит память о страшных днях, когда шла Великая Отечественная война. Очень много москвичей ушли на фронт и не вернулись – им воздвигли памятники, обелиски.
Ведущая. Дети, скажите мне, пожалуйста, а что это за монумент у Кремлёвской стены?
Дети. Это Могила Неизвестного Солдата.
Ребёнок.
У кремлёвской стены,
Где раскинулся парк,
Люди молча, сняв шапки, стоят.
Там пылает огонь,
И в земле рядом спит
Вечным сном Неизвестный Солдат.
(А. Ильина)
Ведущая. Здесь всегда, в любую погоду горит огонь – в знак благодарности и памяти погибшим солдатам.
Звучит песня «Золотая звёздочка Москвы» (муз. Р. Бойко, сл. М. Пляцковского) – дети исполняют танцевальную композицию.
Ведущая.
Как устроено хитро
Это быстрое метро!
Под землёю, но светло!
Поезда так скоро мчатся!
Быстро можем мы добраться
Кто-то в гости, кто домой!
Любим транспорт мы такой!
(Н. Игнатова)
Дети слушают песню о метро.
Ведущая. Вот мы с вами и приехали!
Ребёнок.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевалке
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете –
Я забыла всё на свете!
(А. Барто)
Ведущая. Ребята, кто узнал этот театр? Как он называется?
Дети. Это Большой театр.
Ведущая. А вы знаете, почему он так называется?
Дети (по очереди).
Потому что в старину этот театр был одним из самых больших в России. Этот театр считается одним из самых значительных в мире театром оперы и балета.
Ведущая. Правильно, в этот театр люди приходят послушать оперу, посмотреть балет.
(Проводится небольшая беседа об опере и балете.)
А вот улица Тверская – центральная улица Москвы. На этой улице находится памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, поэтому площадь, на которой установлен памятник, так и называется – Пушкинская.
Дети, вспомните произведения Пушкина! (Дети перечисляют знакомые произведения.)
В Замоскворечье дивный терем,
А в нём картинам счёту нет.
Здесь жил купец, душой эстет,
Искусству русскому был верен.
Предельно точным был в делах,
Мануфактурой ловко правил,
Перед собою цель поставил,
Создать музей, чтоб жил в веках.
Всю жизнь полотна собирал,
Имея безупречный вкус,
Художников он знал искус,
Им благородно помогал.
Построил чудо-галерею,
Её Москве он завещал,
В ней бесподобен каждый зал,
Коль не был там, иди скорее…
Её Москве он завещал.
(Любовь 10; http://www.stihi.ru/2014/08/13/4170)
Как называется этот терем?
Дети. Третьяковская галерея – она названа так в честь её основателя Павла Михайловича Третьякова.
Ведущая. Дети, вы молодцы: так много знаете о Москве! Когда вы подрастёте и пойдёте в школу, вы получите ещё больше знаний! И тогда многие из вас наверняка поступят вот в этот университет, который называется МГУ имени Ломоносова – Московский государственный университет. Он также носит имя своего основателя Михаила Васильевича Ломоносова – великого российского учёного, естествоиспытателя, поэта, философа…
Ребёнок.
Городов не перечесть:
И Париж, и Лондон есть,
Рим, Венеция, Берлин
Вена, Токио, Пекин –
Городов великих, славных
Людных, шумных, ярких самых,
Удивительных… И всё же
Есть один – всего дороже,
Город близкий и родной,
Тот, что нарекли Москвой!
(С. Маршак)
Дети исполняют танцевальную композицию с султанчиками (музыка и движения по выбору музыкального руководителя).