Сложные ситуации в вопросах и ответах – заниженная самооценка и неспособность дать отпор

Сложные ситуации в вопросах и ответах – заниженная самооценка и неспособность дать отпор

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

 

«Актуальный разговор» посвятим вопросам, связанным с заниженной самооценкой и неспособностью давать отпор. Во второй части статьи представлены психотерапевтическая сказка и полезные мультфильмы по этим темам. Но прежде предлагаем ответы на самые распространенные вопросы.


Чем опасна заниженная самооценка? И как ее повысить шестилетнему ребенку?

Вплоть до семи–восьми лет в норме у ребенка – адекватная завышенная самооценка. Заниженная самооценка в этот периодприводит к закреплению таких особенностей ребенка, как самокритичность, неудовлетворенность собой, комплекс неполноценности, гипертрофированная потребность в поддержке окружающих и зависимость от их мнения, обидчивость, мотивация избегания неудач, нерешительность, предрасположенность к депрессии, пессимизм, враждебность к людям и миру в целом, а также стеснительность («Актуальный разговор». Дошкольное воспитание. 2017. № 12). По мере взросления все это будет определять эмоциональное состояние, влиять на успешность обучения и последующей профессиональной деятельности, а также отношений с другими.

Наибольшее воздействие на самооценку малыша (или систему представлений о себе) оказывает ближайшее окружение, в первую очередь родители. Их любовь и приятие ребенка способствуют формированию у него адекватной возрасту самооценку. Но ряд действий может содействовать закреплению заниженной самооценки.Это, прежде всего, чрезмерные несправедливые наказания, постоянное сравнение с другими не в пользу малыша, акцентирование внимания на его неудачах, а также неуверенность самих родителей и их зависимость от мнения других. Для изменения сложившейся ситуации необходимо в первую очередь проанализировать собственное поведение. Достаточно ли внимания и любви, приятия и поддержки получает ребенок? Соответствуют предъявляемые к нему требования возрасту и возможностям? Как обстоит дело с самооценкой у близких взрослых? Возможно, им самим необходимо над ней поработать, чтобы стать достойным примером для малыша. Это тот случай, когда адекватной похвалы (то есть искренней и соответствующей, в первую очередь, талантам и достижениям) не может быть много, когда важно сравнивать действия и способности ребенка только с его собственными, когда наказание должно быть справедливым,посильным, не наносить вреда и относиться к конкретному поступку. Акцентируем внимание на сильных сторонах и достоинствах малыша, развиваем таланты. Это укрепит уверенность ребенка в себе, а следовательно, повысит самооценку. Можно также просить у него помощи и совета, которому обязательно нужно последовать, например, как лучше одеться или расставить мебель. Помним, что в жизни малыша обязательно должны быть ситуации, когда он выбирает самостоятельно, например одежду или увлечения. Учим ребенка говорить сверстникам «нет», когда это необходимо,  и отстаивать свои границы («Актуальный разговор». Дошкольное воспитание. 2018. № 12).


Ребенку пять лет. Он совершенно не способен давать отпор другим детям — ни в детском саду, ни на игровой площадке. Если нас нет рядом, его постоянно обижают, издеваются над ним; нередко приходит с ссадинами и синяками. Хотим изменить эту ситуацию, но так, чтобы не сломать сына, не навредить ему.

Начинаем с анализа причин сложившейся ситуации. Пассивности ребенка в конфликтах могут содействовать чрезмерные несправедливые наказания в семье, постоянная критика и акцент на недостатках или, наоборот, гиперопека и контроль. Поэтому обращаем внимание на психологический климат в семье, отношение к малышу, его неудачам. Акцентируем внимание на его успехах и сильных сторонах, поддерживаем и ободряем, разбираем трудные ситуации и предлагаем способы выхода из них. Важно, чтобы ребенок доверял родителям, делился с ними трудностями и переживаниями. Убираем информацию (мультфильмы, детские фильмы, игры, разговоры взрослых, книги и истории), которые могут вызвать дополнительные страхи и тревоги.

Немаловажным является круг общения ребенка. Возможно, ему просто нужен другой коллектив, в котором будет как минимум комфортно. Кружок или секция, другая группа или даже другой детский сад могут в корне изменить характер его взаимоотношений, повысить уверенность в себе и помочь найти новых друзей.Для этого также прекрасно подойдут занятия спортом, в театральном кружке, изостудии и т.п. Главное, чтобы ребенку был интересен выбранный вид деятельности.

Одной из распространенных причин неспособности дать отпор является недостаток опыта. Ребенок просто не знает, как поступить. В силах родителей помочь ему в этом. Обсуждаем с малышом ситуации, когда  самозащита необходима, проигрываем приемлемые формы ее проявления. Например, в случае обзывания или других словесных попыток задеть ребенка одним из самых эффективных способов часто является полное игнорирование, а может быть, даже обезоруживающая улыбка. Объясняем, когда и как демонстрировать спокойствие и уверенность в себе, разбираем приемы мирного разрешения конфликтов с помощью беседы и юмора. Учимся говорить твердое «нет» в ситуациях, когда сверстники склоняют ребенка делать то, что ему не нравится или не хочется. Нелишней будет и отработка с отцом или другим значимым взрослым мужского пола приемов защиты от физического нападения. Взрослым в конфликты детей вмешиваться стоит только в самых крайних случаях, когда здоровью ребенка угрожает опасность, в ситуациях шантажа или кражи. Во всех остальных случаях малыш должен знать, что он может обратиться за помощью и советом, обсудить событие, но действовать ему придется самостоятельно.

 

Психотерапевтическая сказка

на тему преодоления застенчивости и повышения самооценки

«Акин/Ника и волшебная шишка»

 

Проблема. Заниженная самооценка и/или застенчивость ребенка.

Жил-был мальчик Акин. (Если сказка предназначена девочке, то здесь и далее по тексту – девочка Ника. Все существительные, местоимения, окончания в прилагательных и глаголах – женского рода, а слова «мальчик» и «сын» заменяются на «девочка» и «дочь». – Авт.) Он был внимательным, добрым, щедрым и трудолюбивым, только сам не подозревал об этом. (Перечисляем 4–5 положительных черт характера ребенка. – Авт.) Акин умел кататься на велосипеде, хорошо рисовал и знал много стихотворений, хотя ему было всего четыре года. (Перечисляем умения и таланты ребенка, а также упоминаем его возраст. – Авт.) При этом Акин думал, что его не за что хвалить, и считал себя «трусишкой», потому что стеснялся знакомиться с другими детьми и выступать перед незнакомыми людьми. (Перечисляем недостатки ребенка, то, что вызывает у него трудности, свидетельствует о его застенчивости и заниженной самооценке; не более трех фактов.– Авт.)

В один из прохладных осенних дней, когда с деревьев неторопливо облетала разноцветная листва, он снова подумал: «Какой же я трусишка». Ребята в парке, с которыми он только что с большим трудом познакомился, не поверили, что он наизусть знает «Мойдодыра» Чуковского, и попросили рассказать. Акин не смог этого сделать. Лицо его стало красным, руки похолодели, в горле как будто что-то застряло. (Можно заменить на любой пример неуспеха или проявления застенчивости из личного опыта ребенка. Желательно, чтобы это произошло не позднее двух недель назад. – Авт.) Мальчик не смог произнести ни слова. Поэтому снова посчитал себя трусишкой. Он очень сильно расстроился. Резко развернулся и молча ушел.

Акин шел по парковой дорожке, по лицу его катились слезы. Он рассказывал «Мойдодыра», с выражением произнося каждое слово.

– Как хорошо у тебя получается, – услышал он голос откуда-то сверху.

Мальчик остановился, поднял глаза и увидел на высокой сосне рыжую белочку с пушистым хвостом и кисточками на ушках.

– Наверное, показалось, –  подумал он. –  Белки не умеют разговаривать.

–  Еще как умеют. Я не простая белочка. Я – Белочка-волшебница. Умею читать мысли и разговаривать.

Сомнений быть не могло. С Акином вела беседу белочка. Это было так удивительно, что мальчик перестал плакать и даже открыл рот. Не каждый день встретишь говорящую волшебную белочку.

– Что это ты рассказывал такое? Можешь повторить? – спросила она.

Акин начал: «Одеяло убежало…», но вспомнил, что он не один, и снова замолчал.

– Не получается?

Мальчик замотал головой из стороны в сторону.

–Акин, я узнала тебя. По рассказам моего друга Голубя-волшебника, который живет у вас во дворе, ты отзывчивый, заботливый и талантливый. Только иногда стесняешься, поэтому не все получается, как хотелось бы. Я знаю, как это изменить. Лови шишку, – а-ап – и в руки мальчику упала небольшая сосновая шишка. – Она волшебная и поможет тебе почувствовать уверенность в себе, когда страшно или трудно. Носи ее с собой. Каждый раз, когда ты почувствуешь себя трусишкой, например, захочешь познакомиться с ребятами, или нужно будет выступить перед незнакомыми людьми, или в любой другой ситуации – крепко сожми ее в руке. И у тебя все получится.

– Так просто? – спросил Акин.

– Это еще не все. Чтобы ее волшебная сила не заканчивалась, нужно кое-что сделать. В этом тебе помогут родители. Когда вернешься домой, сделай вместе с ними Карту силы. На большом листе наклей свою фотографию. С одной стороны нарисуй или пусть кто-то из родителей напишет, что тебе нравится в себе и что маме с папой и друзьям в тебе нравится, с другой стороны –  опиши или нарисуй ситуации, когда все у тебя получилось, и что ты умеешь хорошо делать. Это зарядит шишку на первое время. Но это еще не все. Каждое утро танцуй вместе с родителями Танец уверенности. Включай любимую музыку и просто двигайся под нее. Мама с папой будут повторять за тобой. Шишку держи в руке. Дополняй Карту силы, если есть чем. Тогда волшебная сила шишки никогда не закончится. (Ребенка старше пяти лет спрашиваем: «Как еще можно было помочь Акину стать увереннее и полюбить себя?». Или даже предлагаем самому придумать ритуал повышения самооценки. – Авт.)

– А если я не смогу? – с сомнением произнес Акин.

– У тебя все получится. Когда будет трудно, мама с папой поддержат тебя,– с улыбкой ответила Белочка-волшебница.

Она оказалась права. Первое время Акину было тяжело, не все удавалось. Но шишка всегда была с ним, родители поддерживали и помогали. Со временем шишка была ему больше не нужна. Все получалось и без нее. У тебя тоже обязательно получится!

 

Вопросы и предложения

  • Что тебе понравилось в Акине?
  • Что у него не получалось?
  • Кто и каким образом ему помог?
  • Что из предложений Белочки-волшебницы тебе понравилось больше всего?
  • Что помогло бы тебе чувствовать уверенность в трудных ситуациях?
  • Давай сделаем Карту силы и придумаем Танец уверенности.

Ритуалы. Составляем карту талантов и достижений (Карту силы). Обсуждаем с малышом его сильные стороны и победы. Вместе рисуем их на ватмане (можно изображать символами). Также можно подобрать соответствующие наклейки и размещать на листе. По центру ватмана клеим фото ребенка, справа размещаем то, что символизирует его таланты, слева – достижения. После составления карты дарим ребенку талисман, который придает уверенность, например брелок или маленькую игрушку. Карта силы может со временем дополняться.

Выполняем задания на раскрепощение: рычим, как тигр, играем на барабане, боксируем. Исполняем Танец уверенности под любимую музыку ребенка (родители повторяют движения за ним).

Проигрываем с малышом ситуации, в которых ему мешает застенчивость. Выбираем приемлемые способы реакции. Например, как познакомиться или выступать перед людьми.

 

Перечень мультфильмов по проблемам, связанным с заниженной самооценкой и неспособностью дать отпор

 

Мультсериал «Ми-ми-мишки». Сезон 1 (2017 г.). Серия 82. «Все получится». Тучка очень расстраивается из-за того, что у него ничего не получается ни в спорте, ни в творчестве, ни в технической работе. Но оказывается, что он талантлив во всех этих областях. Главное, вера в себя и «волшебный ранец». Просмотр и обсуждение серии помогает поднять веру в себя, что особенно актуально для детей с заниженной самооценкой.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 5 мин 30 с.

Основные вопросы. Из-за чего расстраивался Тучка? Как ему помог «волшебный ранец»? Что у него получилось без него? Как ты думаешь, по какой причине? Что у тебя получается здорово даже без «волшебного ранца»?

Занятия после просмотра. Играем в баскетбол или в любую другую игру с мячом. Рисуем. Катаемся на самокатах или велосипедах (в зимнее время года можно кататься на санках). Выбираем одно или несколько любимых занятий ми-ми-мишек: прогулка по лесу, поделки из шишек и др., пение песен, сочинение историй, чтение любимых книг.

 

Мультфильм «Гадкий утенок» (1956 г.). Родившийся в семье уток малыш совсем не похож на своих братьев и сестер. Все вокруг обижают его, издеваются, считают уродливым. Со временем гадкий утенок превращается в прекрасного белого лебедя. Используем просмотр мультфильма для беседы с ребенком с заниженной самооценкой о его внешности, чертах характера и сильных сторонах.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 18 мин 22 с.

Основные вопросы и ход беседы. Как относились к «гадкому» утенку окружающие птицы и звери? А как он относился к ним? Ты считаешь его некрасивым? (После этого вопроса объясняем, что не всегда мнения людей по поводу одних и тех же особенностей человека совпадают.)

Что тебе особенно понравилось в малыше? Что нравится во мне? А что в себе? (Также рассказываем ребенку, что нам нравится в нем.)

Занятия после просмотра. Делаем друг другу комплименты (по очереди 5–6 кругов). Исполняем Танец уверенности под любимую музыку (родители повторяют движения за ребенком) и импровизацию на «ударных» (например, кастрюле) с целью раскрепощения. Предлагаем ребенку нарисовать себя в образе героя, у которого все получается.

 

Мультсериал «Врумиз».Сезон 2 (2012г.). Республика Корея.Серия 12. «Застенчивый чемпион (Чемпион Чой)». В городе появляется новая машинка Чой. Он очень стеснителен. Другие машинки решают подготовить его к гонке, чтобы Чой смог состязаться с обижающими его машинками-хулиганами.Новичку удалось преодолеть страх и занять в гонке почетное второе место. Используем для беседы с застенчивым ребенком.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 13 мин.

Примечание. Детям до пяти лет рекомендуется показать мультфильм по частям. Одну часть (продолжительность не более 10 мин) смотрим утром, вторую – после обеда. После просмотра второй части проводим беседу и игры.

Основные вопросы. По какой причине хулиганы обижали Чоя? Что он умел делать лучше всего? В чем ему помогли его новые друзья? Чем закончилась гонка? Он занял второе место, но  его похвалили. С чем это было связано? Какой страх ты готов преодолеть? Как стали относиться к Чою хулиганы после гонки?

Занятия после просмотра. Устраиваем гонки игрушечных машинок. Ребенок управляет машинкой Чой. Даем ему победить. Играем в коллективные игры с близкими взрослыми и с другими детьми. Исполняем Танец уверенности под любимую музыку (родители повторяют движения за ребенком) и импровизацию на «ударных» (например, кастрюле) с целью раскрепощения. Предлагаем ребенку нарисовать два рисунка: какой он сейчас и каким хотел бы быть. Обсуждаем различия в рисунках и что нужно сделать, чтобы стать таким, каким он хочет. Разрабатываем и реализуем программу по преодолению страха ребенка, который он отметил, отвечая на предпоследний вопрос.

 

Мультфильм «Кот-рыболов» (1964 г.). Звери решили использовать доброго кота, чтобы он наловил им рыбы. Он согласился, но лиса, волк и медведь своими действиями не дали ничего поймать для них. Рыбу, которую кот поймал для себя, он отдавать не захотел. Используем сюжет для знакомства ребенка с мирными способами давать отпор окружающим.

Возрастная категория: 0 +

Продолжительность: 10 мин.

Основные вопросы. О чем попросили кота лиса, волк и медведь? Как ты думаешь, по какой причине он согласился? Что из этого вышло? В связи с чем кот не отдал зверям рыбу в конце мультфильма? Как еще можно было дать отпор лисе, волку и медведю, чтобы рыбу для них ловить не пришлось?

Занятия после просмотра. Рыбалка (ловим на магниты игрушечных рыбок из тазика или ванной) или любимые занятия с водой. Проигрываем приемлемые в обществе варианты отпора обидчикам, включая те, которые предложил ребенок. Оптимально делать это сначала с помощью мягких игрушек, а потом уже давать роли ребенку. Важно, чтобы он побывал и в роли обидчика, и в роли дающего отпор.

 

Мультфильм «Храбрый олененок» (1957 г.).История о том, как маленькому олененку Айхо удалось, шаг за шагом, справиться с трусостью и помочь стаду победить волка. Используем для беседы с ребенком, который не умеет давать отпор окружающим.

Возрастная категория: 0 +

Продолжительность: 20 мин 30 с.

Примечание. Детям до пяти лет показываем первую часть мультфильма, например утром (продолжительность не более 10 мин 30 с), вторую – после обеда. Затем проводим беседу и игры.

Основные вопросы. Что ты можешь рассказать об олененке Айхо? По какой причине однорогая олениха считала его трусливым? Как олененок справлялся со своими страхами? Как он помог стаду оленей справиться с волком? Каким образом ты можешь стать храбрым и давать отпор тем, кто смеется или издевается над тобой?

Занятия после просмотра. Играем в догонялки. Вспоминаем храбрые поступки ребенка. Рассказываем ему о случаях своей храбрости и отваги (или приводим в пример других значимых взрослых). Проигрываем приемлемые в обществе варианты отпора обидчикам, включая те, которые предложил ребенок. Оптимально делать это сначала с помощью игрушек, а потом уже давать роли ребенку. Важно, чтобы он побывал и в роли обидчика, и в роли дающего отпор.

 

Мультфильм «Котенок с улицы Лизюкова» (1988 г.). Котенку из Воронежа все время приходилось убегать от собак, что сильно расстраивало его. Ворона превратила его в бегемота и отправила в Африку. Там он понял, как здорово быть тем, кто ты есть. По возвращении котенок с легкостью справился с собакой. Используем для беседы с ребенком, который не умеет давать отпор окружающим.

Возрастная категория: 6 +

Продолжительность: 9 мин 17 с.

Основные вопросы. Чего так боялся котенок с улицы Лизюкова? Куда и в качестве кого его отправила ворона? Чему он научился в Африке? Как он дал отпор собаке после возвращения? Как еще можно давать отпор тем, кто тебя обижает?

Занятия после просмотра. Играем в догонялки. Учимся рычать, как тигр, с целью раскрепощения. Проигрываем приемлемые в обществе варианты отпора обидчикам, включая те, которые предложил ребенок. Оптимально делать это сначала с помощью игрушек, а потом уже давать роли ребенку. Важно, чтобы он побывал и в роли обидчика, и в роли дающего отпор.

 

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Поделиться своими мыслямиx
()
x