Сложные ситуации в вопросах и ответах – конфликты и отверженность ребенка среди сверстников

Сложные ситуации в вопросах и ответах – конфликты и отверженность ребенка среди сверстников

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

 

Актуальный разговор посвятим теме конфликтов и отверженности ребенка среди сверстников. Кроме ответов на вопросы, вы найдете психотерапевтическую сказку и ссылки на полезные мультфильмы.


Трехлетний ребенок странно реагирует на плачущих детей. Начинает кричать, может даже ударить их. В чем причина?

С появлением самосознания постепенно развивается способность малыша сочувствовать и сопереживать другим людям, называемая эмпатией.  На первоначальном этапе реакция ребенка на слезы других детей будет проявляться в форме ответного плача, однако происходит это под воздействием механизма эмоционального заражения. После полутора лет можно наблюдать стремление утешить расстроенного человека. А после двух малыш уже способен понять эмоциональное состояние других. К трем-четырем годам он прекрасно чувствует эмоции других людей и реагирует на них.

Интуитивная реакция ребенка, как правило, складывается из тех образцов поведения, которые предлагают ему родители. Самыми неподходящими примерами считается игнорирование чувств малыша, презрение и неуважение к его страданиям, стремление прекратить плач с помощью отвлечения внимания, подарков или угроз, переходящих в вербальное и даже физическое насилие. Когда такие модели поведения повторяются многократно, то ребенок усваивает, что реакцией на печаль могут быть, скажем, агрессивные действия в адрес другого человека. Такие эмоциональные уроки от родителей препятствуют формированию эмпатии. И приводят к развитию агрессии и детской жестокости.

В связи с этим прежде всего маме и папе необходимо проанализировать собственное поведение и действия других значимых взрослых, с которыми контактирует ребенок. Для того чтобы ответная реакция малыша на печаль начала меняться, он должен чувствовать себя в безопасности в семье, быть уверенным, что его любят и принимают родители независимо от эмоциональных проявлений. Эффективным будет также обсуждение с ребенком его чувств и знакомство со способами их корректировки. Основные описаны в рамках рубрики «Актуальный разговор» (Дошкольное воспитание. 2018. № 5); психотерапевтическая сказка, которая знакомит с проявлениями гнева и способами его преодоления, представлена в рубрике «Актуальный разговор» (Дошкольное воспитание. 2019. № 5).

Сами родители должны быть компетентны в вопросах распознавания и контроля за собственными эмоциями. Для эмоционального переучивания потребуется время. Если, несмотря на усилия, изменений не происходит, то не стоит откладывать с обращением за помощью к семейному психологу.


Где-то читала, что если ребенок – изгой в одном коллективе, то обязательно будет группа, где он лидер. Но наш ребенок (6 лет) изгой везде. С ним если и играют, то он всегда на вторых ролях, подчиняется другим. Это тем более удивительно, поскольку мы, его родители, занимаем руководящие посты. Как изменить ситуацию?

Сложившаяся ситуация может быть связана с усвоенным стилем общения. Если родители – руководители, то, возможно, требуют полного подчинения от ребенка. И малыш просто привык к таким отношениям. В любом случае необходимо выяснять первопричину.

Агрессивные проявления детей и проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, в том числе и отверженность, подробно обсуждались в рамках рубрики «Актуальный разговор» (Дошкольное воспитание. 2019. № 9). Там можно найти дополнительную информацию по этому вопросу.

 

Психотерапевтическая сказка

на тему отверженности среди сверстников

«Одинокий Бегемотик / Одинокая Бегемотинька»

 

Проблема. Отверженность ребенка в детском коллективе, проблемы в общении.

Сказка может быть использована для профилактики трудностей адаптации среди сверстников.

 

В далекой Африке у широкой реки жил малыш Бегемотик. (Если сказка предназначена девочке, то здесь и далее по тексту – малышка Бегемотинька. Все существительные, местоимения, окончания в прилагательных и глаголах – женского рода, а слова «мальчик» и «сын» заменяются на «девочка» и «дочь». – Авт.) Он был добрым и заботливым мальчиком. Хорошо плавал и рисовал. Любил играть в прятки и в мячик.  (Описание героя сказки максимально повторяет черты характера, интересы и умения вашего ребенка. – Авт.) Вот сколько талантов было у мальчика! Только с Бегемотиком никто не хотел играть. Он был очень большим и неповоротливым, и ребята сторонились его. (Можно добавить описание особенностей ребенка, которые, по мнению взрослых, вызывают отверженность ребенка в детских коллективах. – Авт.)

Пока он гулял с родителями, мальчик не замечал этого. Но пришло время, и мама с папой отпустили его на детскую площадку у реки одного.

Как только Бегемотик подошел к реке, все зверята сразу же переплыли на другой берег. Малышу пришлось играть с песком в одиночестве. В следующий раз Бегемотик решил подкрасться незаметно, но самый старший из ребят, Жирафик (Если сказка предназначена девочке, то здесь и далее по тексту – Жирафинька. – Авт.), сказал ему:

– Мы не хотим с тобой играть, ты слишком большой. Уходи!

Это сильно расстроило Бегемотика, и он решил больше не приходить на детскую площадку к реке.

На следующий день он остался дома. Хотя ему было очень одиноко. Но слышать отказ от ребят было еще и обидно. И Бегемотик выбрал одиночество.

Его родители догадались, что случилось, и решили поговорить с сыном.

– Сегодня опять не пойдешь гулять? – спросила у него мама через несколько дней.

– Нет, буду рисовать Северный полюс, – ответил печальный Бегемотик.

– Знаешь, со мной в детстве тоже никто не хотел играть. И с папой.

– Мама, как же так? Сейчас у вас с папой столько друзей! – воскликнул Бегемотик.

– Да, мой любимый сын. Мы с папой нашли способы подружиться с теми, кто нас сторонился. Тебя ведь считают очень большим и опасным, правильно?

– Ага. Откуда ты знаешь?

– Нас с папой тоже считали такими. Но мы начали предлагать зверятам интересные игры, приносить интересные игрушки и делиться ими, приглашали детей к себе в гости. Когда ребята поняли, что мы на самом деле добрые и веселые, то сами стали звать нас поиграть.

– А во что вы играли? – поинтересовался Бегемотик.

– В то, что умели лучше всего. Папа в жмурки, а я в волейбол. В первый раз ребята неохотно взяли нас в игру, но, когда увидели, что мы хорошо играем, сами стали приглашать.

– А я не умею в жмурки, – пробормотал Бегемотик.

– Это вовсе не обязательно, подумай, что ты умеешь лучше всего, и предложи это ребятам, – сказала мама и ласково погладила его по голове.

Обрадовавшийся Бегемотик надел панамку и побежал к реке. В этот день было очень жарко. На небе ни облачка, ветра совсем нет, под ногами горячий песок. Но мальчик не обращал на это никакого внимания.

Запыхавшись, он прибежал к реке, где в тени большого дерева играли в пиратов ребята. Он уже собирался начать говорить, но слова застряли в горле. Появились тревожные мысли: «И что ты им предложишь? Они же даже слушать не захотят, сразу разбегутся».

Пока он об этом думал, ребята заметили его и, действительно, перешли играть под дерево подальше.

А Бегемотик вернулся домой. Он горько плакал.

После того как мальчик все рассказал родителям, папа сказал:

– У меня тоже так было. От волнения и страха я не мог говорить, все тело тряслось. И тогда мой папа, твой дедушка, подарил мне волшебный браслет. А ему он достался от его отца. Этот браслет дарит уверенность. Нужно просто расстегнуть его, три раза глубоко вдохнуть и выдохнуть и снова застегнуть. Мне он уже давно не нужен, я становлюсь уверенным только с помощью вдохов и выдохов. Настало время подарить его тебе, – с этими словами папа достал широкий зеленый браслет и передал его Бегемотику.

Мальчик примерил его, попробовал сделать то, о чем рассказал папа. Действительно, помогло – плакать Бегемотик перестал и почувствовал прилив сил.

– Обязательно подумай, что ты можешь предложить ребятам у реки. Что ты умеешь делать лучше всего? – спросила мама.

– Плавать.

– А еще?

– Играть в мячик и прятки. Рисовать.

– Что из этого будет интересно в такую жаркую погоду? – продолжала задавать вопросы мама.

– Плавать… – Бегемотик задумался. – Понял, я могу предложить им поиграть в водное поло с мячом! Весело и не жарко. С волшебным браслетом я точно смогу это сделать. А если они не захотят?

– Может, сразу и не предлагать? – поинтересовался папа. – Что если ты начнешь играть сам, а потом позовешь ребят?

– Точно! – крикнул Бегемотик, схватил мяч и побежал к реке. Когда он был на месте, снова стало тревожно. Тогда он воспользовался волшебным браслетом. Папа был прав, браслет работал.

Радостный Бегемотик начал играть в мячик прямо в реке. В воде он больше не был неповоротливым, быстро плавал и нырял, ловко играл с мячом. Его заметили ребята на берегу и стали с интересом наблюдать.

Увидев это, Бегемотик закричал:

– Ребята, давайте вместе поиграем в водное поло! Так веселее! И не так жарко!

Первым к нему присоединилась обезьяна, а затем и остальные. Только самый старший – Жирафик – не захотел. Веселая получилась игра!

На следующий день Бегемотик снова воспользовался волшебным браслетом и предложил поиграть в прятки. В этот раз к нему сразу присоединились почти все. Жирафик снова отказался.

Но Бегемотик решил не сдаваться. И вечером пригласил ребят к себе в гости.

– Будем все вместе рисовать красками на большом ватмане прямо на полу. Я спросил у родителей, они не против. И тебя, Жирафик, я тоже приглашаю, – добавил Бегемотик, заметив, как у маленького жирафа загорелись глаза.

(Ребенка старше пяти лет спрашиваем: «Как еще можно было помочь Бегемотику подружиться с ребятами?». Или предлагаем придумать способы наладить контакты со сверстниками самому. – Авт.)

С тех самых пор ребята всегда брали Бегемотика в свои игры. Мальчик подружился с Жирафиком. Совсем скоро волшебный браслет ему больше был не нужен, он научился чувствовать уверенность только с помощью вдохов и выдохов. Бегемотик ищет, кому передать браслетик. Хочешь, он подарит его тебе?

 

Вопросы

  • По какой причине ребята не хотели играть с Бегемотиком?
  • Как мама с папой помогли мальчику подружиться со зверятами?
  • А что он придумал сам?
  • Что еще можно было придумать?
  • Что Бегемотик умел делать очень хорошо?
  • А что ты умеешь? И как это можно использовать, чтобы познакомиться или подружиться с ребятами во дворе и в детском саду?

Ритуалы. Дарим ребенку «волшебный браслет от Бегемотика» и пробуем его в действии. Проигрываем ситуации, в которых ребенку нужно познакомиться или подружиться с ребятами (предварительно обсуждаем, что можно говорить и во что предлагать поиграть в таких случаях).

 

Перечень мультфильмов по проблемам, связанным

с конфликтами и отверженностью ребенка среди сверстников

 

Мультсериал «Оливковая ветвь» («The Olive Branch») (2010 г., США). Серии «Сон» («Sleep»), «Холод» («Cold»), «Еда» («Food») (нумерация серий отсутствует, поиск осуществлен по названиям). Первоисточник: https://www.littlelightfoundation.org Как два зверька-соседа, живущие на дереве, находили выход из конфликтных ситуаций. Используем просмотр мультфильма для беседы о способах разрешения конфликтов.

Возрастная категория: маркировка не обнаружена. Содержание и анимация мультфильма допускают демонстрацию его детям в присутствии родителей (0+).

Продолжительность каждой серии: 1 мин.

Общая продолжительность: 3 мин.

Примечание. Мультфильмы лучше посмотреть все сразу и после переходить к обсуждению.

Основные вопросы и ход беседы.

Серия «Сон» («Sleep»). Что не давало хомячку спать? Как он себя чувствовал? Как удалось разрешить эту ситуацию? Что еще можно было сделать?

Серия «Холод» («Cold»). Что пытались сделать зверята, чтобы спастись от холода? Что чувствовал каждый из них, когда оставался без одеяла? Что случилось с одеялом в результате их ссоры? Что помогло им спастись от холода? Что еще можно было сделать?

Серия «Еда» («Food»). Как вели себя зверята, когда на дереве появлялись оливки? По какой причине они так устали? Что они решили сделать с оливками, когда их стало еще больше? Как ты думаешь, им было приятно делиться? Что еще можно было сделать с оливками?

Занятия после просмотра. Проигрываем ситуации из мультсериала. Слушаем любимую спокойную музыку. Выбираем самое большое одеяло в доме и греемся под ним вместе. Делимся друг с другом вкусной едой.

Сложные ситуации в вопросах и ответах – конфликты и отверженность ребенка среди сверстников

 

Мультфильм «Хочу бодаться» (1968 г.). Козленок хотел кого-нибудь забодать во дворе, но все были против. Используем просмотр мультфильма для обсуждения агрессии по отношению к окружающим.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 10 мин.

Ориентировочное время используемого фрагмента: 2 мин 20 с (с 7 мин 33 с по 9 мин 53 с).

Основные вопросы и ход беседы. Как отреагировали на предложение козленка бодаться индюк, поросенок и овечка? Как ты думаешь, по какой причине они отказались? Какие чувства у них вызывало желание козленка? Как повел себя щенок? Что такого мог бы предложить животным козленок, чтобы они согласились поиграть с ним? А что бы ты мог предложить ребятам во дворе или в детском саду?

Занятия после просмотра. Проигрываем ситуацию из мультфильма. Ребенок сначала играет роль козленка; вежливо отказываемся от его предложения бодаться и предлагаем поиграть в другую игру. Затем меняемся ролями. Игры, которые бы предложил ребенок ребятам во дворе или в детском саду.

Примечание. Для обсуждения конфликтов ребенка со сверстниками можно также использовать психотерапевтическую сказку «Сказка о единорожке Власе, у которого не было друзей»/ «Сказка о единорожке Вассе, у которой не было друзей» («Актуальный разговор». Дошкольное воспитание. 2019. № 9).

Сложные ситуации в вопросах и ответах – конфликты и отверженность ребенка среди сверстников

 

Мультсериал «Приключения Лунтика и его друзей». Сезон 3 (2008 г.). Серия 153. «Чего хотят гусеницы?». Гусеницы начинают делать всем вокруг гадости. Оказывается, им очень не хватает тепла и участия. Используем просмотр мультфильма для беседы с ребенком, который проявляет агрессию в отношении сверстников.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 5 мин.

Основные вопросы и ход беседы. Что разозлило гусениц в самом начале мультфильма? Что они решили сделать? К чему привели их гадости? Чего на самом деле не хватало гусеницам? Что они могли сделать, чтобы не расстраивать взрослых и детей? Что ты можешь делать вместо драк и гадостей, чтобы получить внимание и участие  во дворе или в детском саду?

Занятия после просмотра. Делаем друг другу приятности: говорим комплименты, хвалим за добрые дела, дарим подарки. Игры с песком. Проигрываем ситуацию, когда ребенок предлагает ребятам во дворе или в школе интересные игры и т.п. (в зависимости от его ответа на последний вопрос).

Сложные ситуации в вопросах и ответах – конфликты и отверженность ребенка среди сверстников

 

Мультсериал «Три кота». Сезон 2 (2018 г.). Серия 36 (88). «Ссора». Котята не могут решить, кто будет первым ходить в настольной игре. Это приводит к ссоре. В результате они понимают, что друг без друга совсем не весело. Главное, чтобы твои близкие всегда были рядом. Используем для беседы о конфликтах с близкими людьми.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 5 мин 9 с.

Основные вопросы и ход беседы. Из-за чего поссорились три кота? Как каждый из них чувствовал себя в одиночестве? Что случилось, когда к ним пришел друг Нудик? А когда вернулись родители? Что поняли котята после своей ссоры? А что ты понял после ссоры с… (делаем ссылку на ссору ребенка с близкими, которая случилась в течение предыдущей недели)?

Занятия после просмотра. Настольные игры. Игра в показ мод. Футбол. Изучение мелких предметов с помощью лупы.

Примечание. Для обсуждения конфликтов ребенка с близкими можно также использовать психотерапевтическую сказку «Как утенок Олан обидел родителей»/«Как уточка Оли обидела родителей» («Актуальный разговор». Дошкольное воспитание. 2019. № 9).

Сложные ситуации в вопросах и ответах – конфликты и отверженность ребенка среди сверстников

 

Мультсериал «Смешарики: Азбука дружелюбия» (2009 г.). Сезон 1. Серия 4. «Чугунок не играет». Крош не хочет брать в игру робота Биби, пока он не показывает, как здорово умеет играть в баскетбол. Используем просмотр мультфильма для беседы с ребенком, которого не принимают сверстники.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 1 мин 35 с.

Основные вопросы и ход беседы. По какой причине Крош не хотел брать Биби в игру? Как на это отреагировал Ежик? Что сделал Биби, чтобы Крош захотел играть с ним? Что еще можно было сделать? Что ты можешь сделать, чтобы ребята захотели играть с тобой? (Вопрос можно дополнить деталями ситуации ребенка, отвергнутого сверстниками.) Во что ты умеешь играть очень хорошо?

Занятия после просмотра. Играем в то, что у ребенка получается особенно хорошо. Баскетбол или другие игры с мячом. Проигрываем ситуацию из мультфильма. Ребенок в роли Биби, который пробует присоединиться к играм Кроша или предлагает собственные интересные игры. Так отрабатываем стратегии по общению со сверстниками.

Примечание. Теме общения и преодоления конфликтов посвящено большинство серий мультсериалов «Смешарики: Азбука дружелюбия» и «Смешарики: Мир без насилия». Можно использовать их. Взрослым рекомендуется предварительно смотреть каждую серию, самостоятельно подготовить примерные основные вопросы и занятия после просмотра.

Сложные ситуации в вопросах и ответах – конфликты и отверженность ребенка среди сверстников

 

Мультфильм «Мост» (2010 г., США). Перейти мост можно разными способами, но удачных немного. Используем просмотр мультфильма для знакомства ребенка со способами разрешения конфликта (давление, компромисс, сотрудничество).

Возрастная категория: маркировка не обнаружена. Мультфильм предназначен для взрослых, но содержание и анимация допускают демонстрацию его детям в присутствии родителей (6+).

Продолжительность: 2 мин 45 с.

Основные вопросы и ход беседы. По какой причине лосю и медведю не удалось перейти мост? Как они повели себя по отношению к еноту и зайцу? К чему это привело? Что они могли бы сделать, чтобы успешно перейти мост? Что помогло еноту и зайцу перейти мост? Как еще можно было его успешно перейти?

Подводим ребенка к мысли, что существуют разные способы поведения в конфликте, но успешными оказываются, как правило, компромисс и сотрудничество.

Занятия после просмотра. Проигрываем ситуацию из мультфильма. Делаем мост из листов бумаги. Пробуем «перейти» его разными способами. После обсуждаем, какой способ был наиболее приятен, а какой – наиболее успешен.

Сложные ситуации в вопросах и ответах – конфликты и отверженность ребенка среди сверстников

 

4 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x