Праздник правильной речи. Досуговая деятельность к Международному дню логопеда

Праздник правильной речи. Досуговая деятельность к Международному дню логопеда

А.С. Кузьмина, учитель-логопед, ГБДОУ Детский сад № 41, Пушкинский р-н, г. Санкт-Петербург

 

Международный день логопеда отмечается 14 ноября. Логопедический досуг предназначен для родителей с детьми с ТНР старшей логопедической группы. Сценарий построен на разнообразных речевых играх.

 

Тема: Праздник правильной речи.

Цель: совершенствовать фонематические процессы, грамматический строй и связную речь у детей с ТНР, способствовать повышению речевой грамотности родителей.

Задачи

Развивать речевую деятельность.

Закреплять навыки самоконтроля в речи.

Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, их отличии по артикуляционным и акустическим признакам, значении в фонетическом строе речи.

Закреплять представление об отличии звука от буквы.

Закреплять навыки детей в умении подбирать слова на заданный слог, составлять слова из предложенных звуков.

Расширять словарь детей.

Развивать грамматический строй и связную речь.

Развивать фонематический слух.

Развивать зрительный гнозис при восприятии силуэтных, контурных изображений.

Активизировать сохранные анализаторы.

Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, моторную ловкость, координацию движений, образно-пластическое творчество, координировать речь с движением.

Формировать межличностные отношения и умение работать в команде.

Оборудование: магнитофон, мольберты, мяч, воздушные шары желтого и оранжевого цвета, шапочки-ободки с изображением гласных и согласных звуков (А, О, У, И, С, З, Ш, Ж, Р, Л).

Оборудование для дидактических игр: пособие «Цветик-речецветик» — сделан из фетра, на лепестках изображены: рот, нос, губы, язычок, книга, руки, уши; куклы Звуковички в одежде красного, синего, зеленого цвета, мешочки для них соответствующих цветов, игрушки-подарки — улитка, мишка, телефон, фотоаппарат, слон, арбуз, апельсин.

Сказочный персонаж: Путаница (роль исполняет воспитатель).

Инновационные технологии: здоровьесберегаюшие, биоадекватные, биоэнергопластика, дыхательная гимнастика.

 

Ход мероприятия

I. Вводная часть

Дети входят в зал и рассаживаются на стульчики.

Учитель-логопед. Здравствуйте, мы рады приветствовать всех на нашем «Празднике правильной речи». 14 ноября — Международный «День логопеда»!

Дети читают стихи.

Мы сегодня до обеда
Занимались с логопедом.
Чтобы говорить красиво,

Правильно и чисто,
Звуки мы произносили
Медленно и быстро:
Мы шипели, словно змеи,
Как медведи мы ревели,
Словно тигры, мы рычали….
Думаешь, озорничали?
Вовсе нет! Вовсе нет!
Так учил нас логопед.

Кто же это — логопед?
Я даю Вам свой ответ.
Он немного воспитатель,
Детских душ он врачеватель.
Он немножечко психолог,
Иногда — и дефектолог.
Логопед детей не мучит,
Разговаривать их учит.
В чем секрет его труда?
Станет речь красивой — ДА!!!

 

II. Основная часть

Учитель-логопед. О правилах красивой речи нам напомнят наши дети.

Дети выходят на середину зала и читают стихи.

Говорим всегда красиво, смело и неторопливо.

Ясно, четко говорим, потому что не спешим!

Много звуков есть на свете,

Шелест листьев, плеск волны,

Но еще есть звуки речи,

Мы их точно знать должны!

 

Игра-эстафета «Подарки для Звуковичков». В игре использованы звуковые мешочки красного, зеленого и синего цвета.

Учитель-логопед.  Вспомним, на какие большие группы делятся все речевые звуки?

Дети отвечают. гласные и согласные звуки, а согласные на твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Учитель-логопед. К нам в гости пришли Звуковички из страны звуков.

Это Оля. Какой первый звук в ее имени?

Дети: О, это гласный звук.

Учитель. Это Витя – какой первый звук в его имени?

Дети: звук Вь, мягкий согласный звук.

Учитель. Это Ваня —  какой первый звук в его имени?

Дети: В, это твердый согласный  звук.

Учитель-логопед предлагает детям выбрать подарки для Звуковичков, для девочки Оли – название подарка должно начинаться с гласного звука. Для мальчика Вани – с твердого согласного, для Вити – с мягкого согласного!

Ведущий приглашает шесть детей и трех родителей. В каждой команде два ребенка и один взрослый. Каждая команда называет подарки и объясняет свой выбор. Если дети ошибаются, родители помогают им.

 

Игра «Цветик-речецветик»

Учитель-логопед. Молодцы! Звуковички принесли нам волшебные лепестки, которые мы соберем в волшебный цветок. Приглашает семерых детей.

Дети хором: Лепесток лети, лети и игру нам принеси!

Учитель-логопед показывает корзину с лепестками. Дети достают по одному лепестку и крепят к серединке цветка, называя, что на нем изображено и как это помогает сделать речь лучше.На лепестках картинки: ухо, язык, губы, дыхание, рука, глаза, книга.

Предлагает детям встать возле стульчиков и повторять хором, сопровождая речь движением.

Ухо – слушаем всегда внимательно логопеда и воспитателя  — приложили ладонь к уху.

Язык – язычком своим играем, напрягаем, выгибаем! — ладонью изобразить движения языка.

Губы – губами двигаем красиво, плавно и неторопливо — плавное движение руками «Шарик».

Правильное дыхание – плавно, долго выдыхаем, звук красивый получаем! -волнообразные движения руками.

Рука – с пальчиками мы играем, лучше речь мы развиваем – игра Кулачок – ладошка.

Глаза – зрение мы укрепляем, буквы все запоминаем —  движение руками «Глазки».

Книга – книги разные читаем, в них о многом мы узнаем! — изобразить руками книгу.

Учитель-логопед. Если мы постараемся выполнять все правила, наша речь будет такая же красивая, как этот цветок!

Праздник правильной речи. Досуговая деятельность к Международному дню логопеда

 

Игра «Звуки»

Звучит минусовка песни «Абвгдейка» (композитор В. Дашкевич)

Учитель-логопед. Для красивой речи важна дружба между согласными и гласными звуками.

Приглашает на середину зала детей, изображающих звуки. Одевает им на голову шапочки-ободки с изображением букв.

Дети — гласные звуки.

Я звук А. Я люблю петь.

Я звук У. Я тоже люблю петь.

Я звук О. Я люблю удивляться.

Я звук И. Я люблю петь и улыбаться.

Вместе. Мы гласные звуки – мы самые главные!

Дети — согласные звуки.

Я звук С. Я немножко глуховат, у меня есть мягкий брат. Я люблю свистеть.

Я звук З. Я звонкий. У  меня тоже есть мягкий брат. Я люблю звенеть.

Я звук Ш. Я твердый и сердитый. Я люблю шипеть.

Я звук Ж. Я тоже твердый и сердитый. Я люблю жужжать.

Я звук Р. Я люблю шуметь и еще люблю рычать.

Я звук Л. Я люблю болтать.

Вместе. Мы согласные звуки – мы самые главные!

Учитель-логопед. Не ссорьтесь, пожалуйста, все звуки главные и важные, если вы подружитесь – получатся слоги, а из слогов слова.

Праздник правильной речи. Досуговая деятельность к Международному дню логопеда

 

Игра «Назови слог, а из слога – слово»

Ведущий называет звуки (например: Р, А), передает мячик, ребенок или взрослый называет слог и слово, которое начинается на данный слог.

 

Игра «Путаница»

Звучит музыка (минус песни «Шапокляк», композитор В. Шаинский).  В зал вбегает Путаница:
Я – веселая Путаница.
К вам пЛишла на пЛаздник я,
Чтоб позабавить вас, дЛузья!

Учитель-логопед. Ой, дети, кажется Путаница не выговаривает некоторые звуки!Давайте ей поможем! Что для этого нужно делать?

Дети отвечают. делать гимнастику для язычка, играть с пальчиками …

Учитель-логопед. Путаница, послушай наших детей! Они тебе помогут правильно научиться выговаривать все звуки!

Дети читают стихи.

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.
Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.

***

У кого дефекты речи?
Логопед вас всех излечит.
Кто картавит, шепелявит?
Логопед вам речь исправит.

***

Утром делают зарядку
Все — традиционную,

Ну, а логопед с детьми –
Ар-ти-ку-ля-ци-он-ную.

Путаница. Спасибо вам, друзья, кажется, я начинаю правильно выговаривать все звуки!

Ребята, честно вам скажу:
К логопеду теперь  я хожу.

Звуки «р» и «л», друзья,
Пригодятся мне всегда

 

Игра «Буква заблудилась»

Игру проводят Путаница и учитель-логопед.
Путаница. А вот послушайте, что приключилось в одном доме!

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И – хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться…

Маска, санки, Шамолет – кто ошибку здесь найдет?

Сапка, Суба, санки, нос – где ошибка, вот вопрос?

Лена, Вожка, стуВ, сова – правильно звучат слова?

ТигЛ, коЛова, воЛобей – найди ошибку поскорей!

 

Игра«Загадки Путаницы»

Путаница. Молодцы, загадаю вам еще загадки, а родители помогут! Что находится в начале «книги»? (звук «к») За чем язык прячется во рту? (за зубами). Как каплю превратить в цаплю? (звук «к» заменить на «ц»)

А у меня для вас подарочек в кармане начинается на звук В? Что это?

Дети пытаются отгадать: ваза, волк, ванилин и т.д.

Путаница (показывает пустой карман). Ха-ха, это воздух! Обманула вас.

 

Игра «Составь слово»

Игру проводят Путаница и Логопед. Приглашают 9 родителей и 9 детей, они выбирают воздушные шары, на которых изображены буквы, из желтых шариков составить слово – «буква», из оранжевых – «звук». Взрослые держат в руках шарик с перевернутой буквой, а дети исправляют ошибки.

Учитель-логопед. Вспомним правило: звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим, читаем и пишем!

Дети читают стихотворение:

Звуки четко произносим, слушаем внимательно

И в тетрадях мы писать будем замечательно!

Путаница. Молодцы, ребята! Какие вы умные, научили меня красиво говорить!

Праздник правильной речи. Досуговая деятельность к Международному дню логопеда

 

III. Заключительная часть

Учитель-логопед. Мы часто ходим в детскую библиотеку, чтобы читать книги, которые помогают обогащать речь новыми красивыми словами! Сейчас слово предоставляется библиотекарю.

Учитель-логопед. Хочется поблагодарить родителей и детей, которые так замечательно сегодня помогли Путанице научиться красиво заговорить.

Вручение грамот.

Учитель-логопед. Закончить наш праздник хочу стихотворением Вадима Шефнера:

Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь — людское чудо —

Не скудела в наши дни.

5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x