Праздник правильной речи. Досуговая деятельность к Международному дню логопеда
А.С. Кузьмина, учитель-логопед, ГБДОУ Детский сад № 41, Пушкинский р-н, г. Санкт-Петербург
Международный день логопеда отмечается 14 ноября. Логопедический досуг предназначен для родителей с детьми с ТНР старшей логопедической группы. Сценарий построен на разнообразных речевых играх.
Тема: Праздник правильной речи.
Цель: совершенствовать фонематические процессы, грамматический строй и связную речь у детей с ТНР, способствовать повышению речевой грамотности родителей.
Задачи
Развивать речевую деятельность.
Закреплять навыки самоконтроля в речи.
Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, их отличии по артикуляционным и акустическим признакам, значении в фонетическом строе речи.
Закреплять представление об отличии звука от буквы.
Закреплять навыки детей в умении подбирать слова на заданный слог, составлять слова из предложенных звуков.
Расширять словарь детей.
Развивать грамматический строй и связную речь.
Развивать фонематический слух.
Развивать зрительный гнозис при восприятии силуэтных, контурных изображений.
Активизировать сохранные анализаторы.
Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, моторную ловкость, координацию движений, образно-пластическое творчество, координировать речь с движением.
Формировать межличностные отношения и умение работать в команде.
Оборудование: магнитофон, мольберты, мяч, воздушные шары желтого и оранжевого цвета, шапочки-ободки с изображением гласных и согласных звуков (А, О, У, И, С, З, Ш, Ж, Р, Л).
Оборудование для дидактических игр: пособие «Цветик-речецветик» — сделан из фетра, на лепестках изображены: рот, нос, губы, язычок, книга, руки, уши; куклы Звуковички в одежде красного, синего, зеленого цвета, мешочки для них соответствующих цветов, игрушки-подарки — улитка, мишка, телефон, фотоаппарат, слон, арбуз, апельсин.
Сказочный персонаж: Путаница (роль исполняет воспитатель).
Инновационные технологии: здоровьесберегаюшие, биоадекватные, биоэнергопластика, дыхательная гимнастика.
Ход мероприятия
I. Вводная часть
Дети входят в зал и рассаживаются на стульчики.
Учитель-логопед. Здравствуйте, мы рады приветствовать всех на нашем «Празднике правильной речи». 14 ноября — Международный «День логопеда»!
Дети читают стихи.
Мы сегодня до обеда
Занимались с логопедом.
Чтобы говорить красиво,
Правильно и чисто,
Звуки мы произносили
Медленно и быстро:
Мы шипели, словно змеи,
Как медведи мы ревели,
Словно тигры, мы рычали….
Думаешь, озорничали?
Вовсе нет! Вовсе нет!
Так учил нас логопед.
Кто же это — логопед?
Я даю Вам свой ответ.
Он немного воспитатель,
Детских душ он врачеватель.
Он немножечко психолог,
Иногда — и дефектолог.
Логопед детей не мучит,
Разговаривать их учит.
В чем секрет его труда?
Станет речь красивой — ДА!!!
II. Основная часть
Учитель-логопед. О правилах красивой речи нам напомнят наши дети.
Дети выходят на середину зала и читают стихи.
Говорим всегда красиво, смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим, потому что не спешим!
Много звуков есть на свете,
Шелест листьев, плеск волны,
Но еще есть звуки речи,
Мы их точно знать должны!
Игра-эстафета «Подарки для Звуковичков». В игре использованы звуковые мешочки красного, зеленого и синего цвета.
Учитель-логопед. Вспомним, на какие большие группы делятся все речевые звуки?
Дети отвечают. гласные и согласные звуки, а согласные на твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Учитель-логопед. К нам в гости пришли Звуковички из страны звуков.
Это Оля. Какой первый звук в ее имени?
Дети: О, это гласный звук.
Учитель. Это Витя – какой первый звук в его имени?
Дети: звук Вь, мягкий согласный звук.
Учитель. Это Ваня — какой первый звук в его имени?
Дети: В, это твердый согласный звук.
Учитель-логопед предлагает детям выбрать подарки для Звуковичков, для девочки Оли – название подарка должно начинаться с гласного звука. Для мальчика Вани – с твердого согласного, для Вити – с мягкого согласного!
Ведущий приглашает шесть детей и трех родителей. В каждой команде два ребенка и один взрослый. Каждая команда называет подарки и объясняет свой выбор. Если дети ошибаются, родители помогают им.
Игра «Цветик-речецветик»
Учитель-логопед. Молодцы! Звуковички принесли нам волшебные лепестки, которые мы соберем в волшебный цветок. Приглашает семерых детей.
Дети хором: Лепесток лети, лети и игру нам принеси!
Учитель-логопед показывает корзину с лепестками. Дети достают по одному лепестку и крепят к серединке цветка, называя, что на нем изображено и как это помогает сделать речь лучше.На лепестках картинки: ухо, язык, губы, дыхание, рука, глаза, книга.
Предлагает детям встать возле стульчиков и повторять хором, сопровождая речь движением.
Ухо – слушаем всегда внимательно логопеда и воспитателя — приложили ладонь к уху.
Язык – язычком своим играем, напрягаем, выгибаем! — ладонью изобразить движения языка.
Губы – губами двигаем красиво, плавно и неторопливо — плавное движение руками «Шарик».
Правильное дыхание – плавно, долго выдыхаем, звук красивый получаем! -волнообразные движения руками.
Рука – с пальчиками мы играем, лучше речь мы развиваем – игра Кулачок – ладошка.
Глаза – зрение мы укрепляем, буквы все запоминаем — движение руками «Глазки».
Книга – книги разные читаем, в них о многом мы узнаем! — изобразить руками книгу.
Учитель-логопед. Если мы постараемся выполнять все правила, наша речь будет такая же красивая, как этот цветок!
Игра «Звуки»
Звучит минусовка песни «Абвгдейка» (композитор В. Дашкевич)
Учитель-логопед. Для красивой речи важна дружба между согласными и гласными звуками.
Приглашает на середину зала детей, изображающих звуки. Одевает им на голову шапочки-ободки с изображением букв.
Дети — гласные звуки.
Я звук А. Я люблю петь.
Я звук У. Я тоже люблю петь.
Я звук О. Я люблю удивляться.
Я звук И. Я люблю петь и улыбаться.
Вместе. Мы гласные звуки – мы самые главные!
Дети — согласные звуки.
Я звук С. Я немножко глуховат, у меня есть мягкий брат. Я люблю свистеть.
Я звук З. Я звонкий. У меня тоже есть мягкий брат. Я люблю звенеть.
Я звук Ш. Я твердый и сердитый. Я люблю шипеть.
Я звук Ж. Я тоже твердый и сердитый. Я люблю жужжать.
Я звук Р. Я люблю шуметь и еще люблю рычать.
Я звук Л. Я люблю болтать.
Вместе. Мы согласные звуки – мы самые главные!
Учитель-логопед. Не ссорьтесь, пожалуйста, все звуки главные и важные, если вы подружитесь – получатся слоги, а из слогов слова.
Игра «Назови слог, а из слога – слово»
Ведущий называет звуки (например: Р, А), передает мячик, ребенок или взрослый называет слог и слово, которое начинается на данный слог.
Игра «Путаница»
Звучит музыка (минус песни «Шапокляк», композитор В. Шаинский). В зал вбегает Путаница:
Я – веселая Путаница.
К вам пЛишла на пЛаздник я,
Чтоб позабавить вас, дЛузья!
Учитель-логопед. Ой, дети, кажется Путаница не выговаривает некоторые звуки!Давайте ей поможем! Что для этого нужно делать?
Дети отвечают. делать гимнастику для язычка, играть с пальчиками …
Учитель-логопед. Путаница, послушай наших детей! Они тебе помогут правильно научиться выговаривать все звуки!
Дети читают стихи.
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.
Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.
***
У кого дефекты речи?
Логопед вас всех излечит.
Кто картавит, шепелявит?
Логопед вам речь исправит.
***
Утром делают зарядку
Все — традиционную,
Ну, а логопед с детьми –
Ар-ти-ку-ля-ци-он-ную.
Путаница. Спасибо вам, друзья, кажется, я начинаю правильно выговаривать все звуки!
Ребята, честно вам скажу:
К логопеду теперь я хожу.
Звуки «р» и «л», друзья,
Пригодятся мне всегда
Игра «Буква заблудилась»
Игру проводят Путаница и учитель-логопед.
Путаница. А вот послушайте, что приключилось в одном доме!
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И – хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться…
Маска, санки, Шамолет – кто ошибку здесь найдет?
Сапка, Суба, санки, нос – где ошибка, вот вопрос?
Лена, Вожка, стуВ, сова – правильно звучат слова?
ТигЛ, коЛова, воЛобей – найди ошибку поскорей!
Игра«Загадки Путаницы»
Путаница. Молодцы, загадаю вам еще загадки, а родители помогут! Что находится в начале «книги»? (звук «к») За чем язык прячется во рту? (за зубами). Как каплю превратить в цаплю? (звук «к» заменить на «ц»)
А у меня для вас подарочек в кармане начинается на звук В? Что это?
Дети пытаются отгадать: ваза, волк, ванилин и т.д.
Путаница (показывает пустой карман). Ха-ха, это воздух! Обманула вас.
Игра «Составь слово»
Игру проводят Путаница и Логопед. Приглашают 9 родителей и 9 детей, они выбирают воздушные шары, на которых изображены буквы, из желтых шариков составить слово – «буква», из оранжевых – «звук». Взрослые держат в руках шарик с перевернутой буквой, а дети исправляют ошибки.
Учитель-логопед. Вспомним правило: звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим, читаем и пишем!
Дети читают стихотворение:
Звуки четко произносим, слушаем внимательно
И в тетрадях мы писать будем замечательно!
Путаница. Молодцы, ребята! Какие вы умные, научили меня красиво говорить!
III. Заключительная часть
Учитель-логопед. Мы часто ходим в детскую библиотеку, чтобы читать книги, которые помогают обогащать речь новыми красивыми словами! Сейчас слово предоставляется библиотекарю.
Учитель-логопед. Хочется поблагодарить родителей и детей, которые так замечательно сегодня помогли Путанице научиться красиво заговорить.
Вручение грамот.
Учитель-логопед. Закончить наш праздник хочу стихотворением Вадима Шефнера:
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь — людское чудо —
Не скудела в наши дни.
КЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ!!!
Большое спасибо за отзыв, Елена!
Какое интересное мероприятие! Хочется кое-что из него «слизать»! :))