«Скорбим. Уважаем. Благодарим. Гордимся. Радуемся». Календарь обратного отсчета

«Скорбим. Уважаем. Благодарим. Гордимся. Радуемся». Календарь обратного отсчета

О. Артемьева, воспитатель, О. Астафьева, учитель-логопед, О. Нефедова, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад № 373», г.о. Самара

 

Победитель Всероссийского конкурса «Сквозь годы звенит Победа!» (Календарь обратного отсчета)

 

Пять чувств: скорбь, уважение, благодарность, гордость, радость. Это чувства, которые испытывает большинство населения нашей страны, когда речь заходит о событиях Великой Отечественной войны. Дошкольный возраст – это период, когда происходит эмоционально-чувственное постижение мира. Дети в силу своих возрастных особенностей еще не могут многого осознать, но они могут чувствовать, эмоционально реагировать на происходящее. И их эмоции яркие и богатые. Учитывая данную особенность, мы решили рассказать им о войне не как об историческом событии из учебника, а как о важном периоде жизни страны, в котором участвовали живые люди с разными судьбами. Мы обратились к чувствам, переживаниям наших соотечественников, связанными с суровыми испытаниями и великими победами. Наш рассказ о войне – не столько цифры и факты. Это повествование о том, как люди это пережили и что чувствовали.

Именно пять чувств легли в основу отбора содержания для календаря обратного отсчета. Так появились пять блоков, каждый из которых включает задания, охватывающие все образовательные области ФГОС ДО (Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие; Познавательное развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие). Длительность работы по каждому блоку – одна неделя. В течение недели, с понедельника по пятницу, основная работа проводится в детском саду. На выходные дни предлагаются задания для совместной деятельности детей и родителей.

 

Описание календаря

Календарь представляет собой композицию, состоящую из следующих частей.

► Стилизованный деревянный ящик под патроны (изготовлен родителями). Ящик разделен на ячейки. В них находятся капсулы (заготовка для ПЭТ-бутылок), имитирующие гильзы от снарядов, которые выпускались в Куйбышеве (в настоящее время г. Самара) в годы Великой Отечественной войны. На крышке каждой капсулы наклеена звезда с цифрой – от 1 до 33. Календарь начинает обратный отсчет времени за 33 дня (5 недель).

«Скорбим. Уважаем. Благодарим. Гордимся. Радуемся». Календарь обратного отсчета

«Скорбим. Уважаем. Благодарим. Гордимся. Радуемся». Календарь обратного отсчета

► Задания для детей находятся внутри каждой капсулы. Тексты заданий написаны на листах, символизирующих военное время (пожелтевшая бумага с обгорелыми краями).

«Скорбим. Уважаем. Благодарим. Гордимся. Радуемся». Календарь обратного отсчета

► Стенд с пятью объемными самолетами Ил-2, которые выпускались в Куйбышеве (г. Самаре) в годы Великой Отечественной войны. Количество самолетов соответствует количеству недель календаря обратного отсчета. Под каждым самолетом на георгиевской ленте написано слово, обозначающее определенное чувство, вокруг которого будет строиться работа.

► Ящик «Полевая почта». Предназначен для детских работ, рисунков, карточек обратной связи (дети отмечают свои впечатления).

► Календарь обратного отсчета (центральная часть стенда) со сменными цифрами.

► Оформление, объединяющее части в единую тематическую композицию (украшенная цифра «9», салют, барельеф Вечного огня на площади Славы в г. Самаре, красная ниспадающая ткань).

«Скорбим. Уважаем. Благодарим. Гордимся. Радуемся». Календарь обратного отсчета

Общий вид календаря

 

Содержание работы

Цель. Формирование у детей и их родителей чувства патриотизма и активной гражданской позиции, уважение к историческому военному прошлому страны, любви к Родине.

 

Задачи

○ Формировать эмоциональный отклик на важное историческое событие, чувство гордости за свою страну, свой народ.

○ Расширять представления детей о событиях Великой Отечественной войны.

○ Раскрыть значение Победы в Великой Отечественной войне.

○ Воспитывать любовь и уважение, благодарность к ветеранам войны и всем защитникам Отечества.

 

Начало отсчета. Предварительно дети с воспитателем на участке строят блиндаж. Через некоторое время (примерно за 2–3 дня до начала отсчета) в блиндаже находят ящик со стилизованными снарядами и письмо. В письме, которое написано от имени ветерана Великой Отечественной войны,  просьба: пройти все задания-испытания, находящиеся в капсулах, чтобы глубоко прочувствовать значимость и величие праздника Победы, достойно подготовиться к нему и радостно встретить. На общем сборе решаем, что выполним просьбу-послание от ветерана войны. Ящик торжественно вносится в помещение группы. За два–три дня до начала отсчета постепенно создается общая композиция, каждая часть которой вносится отдельно со своей историей (самолеты, Вечный огонь, полевая почта, календарь).

Вместе с педагогами дети вырабатывают организационные правила:

○ каждый день на утреннем сборе вынимается капсула с номером, соответствующим оставшемуся количеству дней до дня Победы;

○ выполняются задания (поручения, пожелания), которые дети находят в капсуле;

○ меняется количество оставшихся дней на стенде;

○ выполняется задание;

○ дети приклеивают звезду на самолет (соответствующей недели).

 

Примерное планирование

 

НЕДЕЛЯ СКОРБИ

Скорбь. На первой неделе начинаем вспоминать события, героев, жертв Великой Отечественной войны. Выясняем, что такое скорбь и почему воспоминания о Великой Отечественной войне пропитаны этим чувством.

1-й день (33 дня до праздника). Беседа-презентация «Великая Отечественная война». Чтение книги Л. Кассиля «Главное войско».

2-й день (32 дня до праздника). НОД «Что такое скорбь?». Игра «День тишины».

3-й день (31 день до праздника). НОД «Меню блокадного ребенка».

4-й день (30 дней до праздника). НОД «Письма-треугольники».

5-й день (29 дней до праздника). Спортивная сюжетно-ролевая игра «Почетный караул».

6-й и 7-й дни (28 и 27 дней до праздника). Задания для детей и родителей: посетить места в городе, связанные с Великой Отечественной войной. Прочитать повесть С. М. Георгиевской «Галина мама».

 

НЕДЕЛЯ УВАЖЕНИЯ

Уважение. На второй неделе дозированно погружаем детей в историю, традиции нашей Родины, закрепляем представления о государственных  символах России. Знакомим с героями, защищавшими свою страну. Сохраняя традиции, укрепляем свои силы и дух.

8-й день (26 дней до праздника). Беседа-презентация «История георгиевской ленточки».

9-й день (25 дней до праздника). НОД «Что такое уважение?. Игра «День уважительных поступков».

10-й день (24 дня до праздника). Лента времени. История флага России. Знамя Победы.

11-й день (23 дня до праздника). НОД «Подарки ветеранам».

12-й день (22 дня до праздника). Спортивная игра «Традициям верны!».

13-й и 14-й дни (21 и 20 дней до праздника). Задания для детей и родителей: подготовить информацию (с последующим выступлением) о местах в городе, связанных с Великой Отечественной войной. Прочитать повесть Ю.П. Германа «Вот как это было».

 

НЕДЕЛЯ БЛАГОДАРНОСТИ

Благодарность. На третьей неделе выясняем, как страна благодарит своих героев; сами благодарим ветеранов и тружеников тыла.

15-й день (19 дней до праздника). Выступление детей с презентациями о местах нашего города, связанных с Великой Отечественной войной.

16-й день (18 дней до праздника). Организация мини-музея в чемодане «Солдатский вещмешок».

17-й день (17 дней до праздника). Изготовление украшений к празднику. Украшение группы. Разбивка клумбы на участке.

18-й день (16 дней до праздника). Встреча детей с тружениками тыла «Разговор по душам».

19-й день (15 дней до праздника). Спортивная сюжетно-ролевая игра «Парад Победы».

20-й и 21-й дни (14 и 13 дней до праздника). Задание для детей и родителей: посещение кого-либо из родственников, соседей, являющихся ветеранами, участниками Великой Отечественной войны или тружениками тыла. Возможны варианты: поздравления соседей, украшение подъезда и т.п. Прочитать рассказ В.Ю. Драгунского «Арбузный переулок».

 

НЕДЕЛЯ ГОРДОСТИ

Гордость. На четвертой неделе обсуждаем данное понятие. Подводим детей к тому, что чувство гордости связано с радостью от своих положительных действий и поступков, от успехов и достижений окружающих людей (в прошлом и настоящем). Разбираем, кем и чем можно гордиться, на примерах событиях Великой Отечественной войны. Предлагаем детям совершить что-то хорошее: забота о своем доме (группе, детском саде и пр.), близких, друзьях, и испытать чувство гордости.

22-й день (12 дней до праздника). Посещение школьного музея, посвященного Великой Отечественной войне.

23-й день (11 дней до праздника). Викторина «Что мы знаем о войне?».

24-й день (10 дней до праздника). Сюжетно-ролевая игра «Мы – военные корреспонденты» с опросом сотрудников и родителей детского сада.

25-й день (9 дней до праздника). Выпуск праздничной газеты «День Победы».

26-й день (8 дней до праздника, Празднование 1 Мая).Флешмоб «Мы за Мир!».

27, 28, 29, 30 дни (7, 6, 5, 4 дня до праздника – праздничные Первомайские дни). Задание для детей и родителей: посещение Военно-исторического музея, организация экскурсии по Аллее Трудовой Славы. Прочитать рассказ В.А. Осеевой «Андрейка». Выучить стихотворения (Н. Иванова «Что за праздник?», Т. Белозеров «День Победы», А. Терновский «Обелиски»).

 

НЕДЕЛЯ РАДОСТИ

Радость. На пятой, заключительной неделе проводим праздничные мероприятия и радуемся Великой Победе!

31-й день (3 дня до праздника). Конкурс чтецов «Великая Победа».

32-й день (2 дня до праздника). Акция «Бессмертный полк».

33-й день (1 день до праздника). Концерт, посвященный Дню Победы.

«Скорбим. Уважаем. Благодарим. Гордимся. Радуемся». Календарь обратного отсчета

Так все начиналось!

4.8 12 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ирина
Ирина
3 лет назад

Интересная задумка. Надо обязательно воплотить в жизнь в 2021 году.

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x