Сказка-шумелка «Приключения овечки». Музыкально-дидактическая игра для детей раннего возраста

Сказка-шумелка «Приключения овечки». Музыкально-дидактическая игра для детей раннего возраста

З.В. Новожилова, музыкальный руководитель МБДОУ  «Детский сад № 42 «Зернышко», с. Ст. Шолокша

 

В  публикации  представлено  настольное дидактическое  пособие для развития слухового восприятия детей дошкольного возраста –  самодельная  книга «Сказка-шумелка «Приключения овечки».

Материал публикации можно использовать также для проведения с детьми занятий с использованием настольного или кукольного театра (прим. ред.).

 

Тема: Сказка со звуковыми  шумовыми эффектами.

Цель. Создать ситуацию для активного экспериментирования ребенка со звуками с целью накопления музыкального опыта. Развивать слуховое восприятие  и воображение.

Задачи:

  • развивать интерес к миру звуков,  дать представление о том, как возникают разные звуки,
  • способствовать развитию метроритмического чувства,
  • способствовать развитию мелкой моторики рук,
  • вовлекать детей в элементарные формы творческого музицирования,
  • знакомить с детскими музыкальными инструментами, приемами игры на них,
  • развивать слуховое восприятие, обращая внимание детей, что использовать звуки можно с разным темпом, с разной динамикой, с разным эмоциональной окраской.

 

Описание пособия

С раннего детства ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные.

Настольная книга представляет из себя скреплённые листы с иллюстрациями и текстом. К листам прикреплены также детские музыкальные инструменты:

дудочка,

свистулька,

музыкальный треугольник,

колокольчик (прикрепить красный бантик, как в сказке на картинке),

погремушки.

В данной сказке использованы две погремушки образные – овечка и бабочка. К погремушке, изображающей солнышко, прикреплены лучики с помощью клея из бумажных ламинированных полосок жёлтого цвета; нарисовано с помощью акриловой краски доброе, приветливое лицо.

Самодельные шумовые инструменты:                           

  • крышка для банки (изобразить стук копытцев овечки во время прыжков; стук по крышке заменяет игру на барабане);
  • целлофановый пакет (изобразить шум травы при ходьбе; шуршание пакетом в медленном ритме – ходьба, в быстром ритме — бег);
  • трубка с отверстием (изобразить шум ветра; дуть в трубочку);
  • камушки (стук камушком по камням помогает изобразить стук копытцев по камням во время ходьбы; постучать в медленном темпе – ходьба, постучать в быстром темпе – бег);
  • деревянные палочки для маникюра, отрезанные до нужного размера для брёвнышек на мостике (изобразить стук сердца; стучать молоточком по палочкам). Место обреза зашлифованы с помощью наждачной бумаги и приклеены к нарисованным брёвнышком на небольшом расстоянии с помощью клея;
  • вместо молоточков использованы 2 спицы из бамбука, отрезанные до соответствующего размера (место обреза зашлифованы с помощью наждачной бумаги).

Педагог может придумывать различные собственные сказки-шумелки по аналогии с предложенной в публикации (прим.ред.).

Порядок выполнения работы

  1. Сочинить сказку-шумелку.
  2. Оформить сказку в презентации.
  3. Распечатать сказку на цветном принтере и ламинировать листы.
  4. Распечатать на принтере белые листы с рамкой и ламинировать листы.
  5. На белых листах сделать петли из белой резинки соответствующего размера, чтобы прикрепить к ним музыкальные и самодельные шумовые инструменты.
  6. Камушки, крышку от банки приклеить с помощью клея.
  7. Приклеить между собой листы с помощью клея.
  8. Оформленные листы проколоть с помощью брошюратора и соединить пружинкой.

 

Ход  игры

Занятия с чтением сказки-шумелки можно использовать как одну из музыкально-дидактических игр. Проводится по подгруппам, чтобы дать возможность всем детям позаниматься звукоизвлечением на предложенных шумовых инструментах в установленное для раннего возраста время, 8-10 минут.

Книга располагается  на уровне глаз детей. Воспитатель эмоционально читает сказку,  листая страницы  книги и сопровождая ее звукоизвлечением на предложенных шумовых инструментах. При чтении сказки впервые педагог показывает  приемы игры на шумовых инструментах.  При повторном чтении выполняют звукоизвлечение самостоятельно.

Сказка должна быть выучена педагогом, чтобы можно было рассказывать ее почти наизусть. Игра на инструменте должна звучать в паузах. Инструмент можно отложить в сторону или вернуть на место в книгу.

 

Текст сказки-шумелки «Приключения овечки»

  1. На лугу пасутся овечки,

Шерсть закручена в колечки.

Дудочка  пастушка играет,

Всех овечек привлекает. (Поиграть на дудочке) 

  1. Однажды одна маленькая овечка отбилась от стада. Сначала она шла по травке… (Пошуршать целлофановым пакетом)
  1. Потом шла по камушкам… (Постучать камушком по камням)
  2. Дошла до ручейка и вдруг поняла, что заблудилась. Испугалась  овечка!

Забилось сердечко: «Тук-тук-тук!  (Постучать по палочкам)

  1. Но успокоилась, как только услышала красивую волшебную песенку птички. (Подуть в свистульку)
  1. Тут налетел ветер и запел свою песню. (Подуть в трубочку)
  2. Ветер принёс тучку и дождик спел свою песенку: «Кап-кап-кап». (Поиграть в треугольник)
  1. Дождик закончился, выглянуло солнышко, пригрело овечку. (Позвенеть погремушкой)
  1. Овечка вспомнила, что у неё есть колокольчик, в который она может позвенеть и позвать пастушка. Чтобы колокольчик зазвенел, овечка стала прыгать! (Постучать по крышке)
  1. Колокольчик зазвенел звонко и громко! (Позвенеть в колокольчик)
  1. Услышал пастушок колокольчик и поспешил на помощь к своей маленькой овечке. Сначала бежал по травке… (Пошуршать целлофановым пакетом в быстром ритме)
  1. Потом бежал по камушкам… (Постучать камушком   о камень в быстром ритме)
  1. Нашёл он овечку у речки целой  и невредимой и сказал: «Как я рад, что нашёл тебя!»

И они пошли домой.

 

Общий вид книги «Приключения овечки»

Страницы книги для распечатывания

 

Сказки-шумелки с забавным шумовым оформлением обеспечат веселые и эффективные развивающие занятия с детьми.

Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества.

Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения управлять своем поведением. Проводить занятия с детьми можно как в дошкольных учреждениях, так и в семье.

Выбирая текст, учитывайте насколько он подходят детям по сложности и объёму. Определите, какую педагогическую ценность имеет выбранный текст, цели и задачи очередного занятия.

Определите заранее смысловые акценты и паузы. Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста. Сделайте соответствующие пометки или условные обозначения в тексте. Решите и при необходимости укажите в тексте, как именно следует играть в каждом случае: приём звукоизвлечения, громкость, продолжительность. Решите, на каком инструменте будет играть ребёнок. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.

Сказочки или истории должны быть выучены взрослым почти наизусть. Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах. Благодаря использованию инструментов история должна стать более яркой.           Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. Во время рассказа чаще смотрите детям в глаза.

Если нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы  или сделайте самодельные. Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте. Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ. Побуждайте детей к игре на инструментах!

 

 

4 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x