Сергей Сергеевич Прокофьев – детям. Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста

Сергей Сергеевич Прокофьев – детям. Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста

Е.С. Василец, музыкальный руководитель, МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление деятельности по физическому развитию детей № 27 «Золотая рыбка», г. Обнинск, Калужская область

 

Цель. Приобщение детей к классической музыке.

Задачи. Прививать любовь к творчеству С.С. Прокофьева. Развивать способности эмоционально  воспринимать музыку композитора, музыкальные и творческие способности, самостоятельность в разных видах музыкально-художественной деятельности. Накапливать музыкальные впечатления детей. Формировать музыкальный вкус детей посредством

слушания классической  музыки. Активизировать фантазию детей.

Предварительная работа. Знакомство с симфонической сказкой

«Петя и волк», «Детским альбомом», балетом «Золушка». Разучивание стихов, ролей.

Материал и оборудование. Компьютерная система, презентация. Музыкальная шкатулка. Детские музыкальные инструменты: бубны, погремушки, колокольчики, металлофоны по количеству детей. Музыкальные инструменты для взрослых: скрипка, виолончель, фортепиано. Костюмы для персонажей (для некоторых персонажей могут использоваться лишь детали, например, шапочки). Ленты.

Оформление зала. На центральной стене экран, слева от экрана царский трон, справа комната семьи Золушки.

 

Действующие лица: ведущий, Фея музыки – взрослые; Петя, Дедушка, Утка, Птичка, Кошка, Волк, Король, Принц, Золушка, Мачеха, Кубышка, Худышка, слуги, гномы, звёздочки – дети.

 

Ход гостиной

 

(Слайд 1.) Звучит вступление к I действию балета «Золушка». Дети заходят в зал и садятся на стулья. Музыкальный руководитель (далее – м. р.) на фоне музыки читает стихотворение.

М. р. Как дорожу я прекрасным мгновеньем!

Музыкой вдруг наполняется слух.

Звуки несутся с каким-то стремленьем,

Звуки откуда-то  льются вокруг.

Сердце за ними стремится тревожно,

Хочет за ними куда-то лететь…

В эти минуты расплакаться можно,

В эти минуты легко умереть.

(Н. Огарёв)

(Музыка продолжает звучать.)

Ребята, вам нравится эта музыка? (Нравится.) А какая музыка по характеру? (Спокойная, плавная, таинственная, сказочная.) Эту музыку сочинил великий русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (слайд 2). Сегодня мы будем не только слушать, а ещё и исполнять музыку Прокофьева.

Дети исполняют песню «Музыка», муз. и сл. О. Романовой.

Под музыку вальса «Рамона» М. Уэйн появляется Фея музыки с музыкальной шкатулкой в руках.

Ведущий. Кто вы, прекрасная незнакомка?

Фея.

Я – Фея Музыки, друзья,

И в мир волшебных звуков

Вас приглашаю я.

Шкатулку музыкальную

Сюда вам принесла –

Попасть в мой мир чудесный

Поможет вам она.

Открыться песенкой

Её вы попросите –

И можно музыкой прекрасной насладиться.

(Е. Василец)

Ведущий. Спасибо, Фея!

Фея. Желаю вам приятного вечера! (Кружась, исчезает.)

Ведущий. Какая интересная шкатулочка! Попросим песенкой её открыться?

Дети исполняют песню «Музыкальная шкатулка», муз. Ю. Чичкова, сл. З. Петровой//Музыкальный руководитель. – 2009. – № 8. – С. 46. Пение сопровождается игрой на металлофонах.

Настало время открыть шкатулку…

М. р. Подождите, подождите… Можно я задам лишь один вопрос детям?

Ведущий. Конечно, можно!

М. р. Ребята, вы знаете сказку про гадкого утёнка? Утёнка прозвали гадким, потому что он был совсем непохож на других (слайд 3). А вы помните, в кого потом превратился гадкий утёнок? (В прекрасного белого лебедя.) Правильно! То же самое случилось с Сергеем Сергеевичем Прокофьевым. В юности знакомые прозвали его гадким утёнком. Услышав это прозвище, самолюбивый юноша сказал: «Подождите, придёт время, и я тоже вырасту в прекрасного лебедя…» И действительно, Серёжа был не такой, как все. Нет, не внешне, хотя особой красотой не отличался. Просто он был независим в своих суждениях, не признавал авторитеты, имел своё мнение по любому поводу, и это многих раздражало. Прокофьев же не замечал этого и лишь сердился, почему его все учат, каким надо быть.

В сказке о гадком утёнке старая утка сказала: «Бедняга не удался! Хорошо бы его переделать». Серёжу тоже пытались переделать. И только мама, понимая незаурядность сына, встала на его сторону – ну точно, как в сказке. «Это никак невозможно, ваша милость!» – отвечала утка-мать. Он некрасив – это правда, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других… Я думаю, он вырастет сильным и пробьёт себе дорогу в жизнь». (Слайд 4.)

Мысль о гадком утёнке не давала Прокофьеву покоя. Всеми своими

силами он пытался превратиться в настоящего лебедя (слайд 5), а

не в обычную утку.

Впоследствии у Прокофьева появилась симфоническая сказка, в которой всех действующих лиц озвучивают инструменты симфонического оркестра. Эта сказка стала известна и любима во всем мире (слайд 6), ведь язык музыки понятен всем. Я надеюсь, что музыкальная шкатулка поможет нам встретиться с героями этой сказки. Открывайте шкатулку!

Ведущий открывает шкатулку. Звучит музыка из симфонической сказки «Петя и волк».

М. р. Слышите? Идёт главный герой из сказки… (Дети продолжают: «Петя и волк»; слайд 7.)

Появляется Петя, он весело скачет по залу под музыку. Звучит тема Птички – вылетает Птичка. Петя и Птичка приближаются друг к другу.

Петя. Здравствуй, Птичка!

Птичка. Здравствуй, Петя!

Петя. Какое прекрасное утро!

Птичка. Утро, действительно, солнечное.

Звучит тема Утки – появляется Утка.

Утка. Птичка, иди плавать со мной!

Птичка. Я не умею плавать, иди, лучше полетаем.

Утка. Я не умею летать, иди, лучше поплаваем.

Птичка. Ну какая же ты птица, если ты не умеешь летать?

Утка. А какая ты птица, если не умеешь плавать?

Утка и Птичка отворачиваются друг от друга.

Звучит тема Кошки – крадётся Кошка.

Петя. Берегись!

Птичка быстро улетает, Утка убегает, Кошка ходит вокруг них.

Кошка. Стоит ли лезть высоко? Пока влезешь, Птичка всё равно улетит.

Звучит тема Дедушки – идёт Дедушка.

Дедушка (Пете). Зачем ты вышел за калитку? Места опасные. А если из лесу

придёт Волк?

Петя. А я не боюсь волков!

Дедушка. Иди домой. (Берёт Петю за руку и ведёт за собой домой.)

Звучит тема Волка – появляется Волк.

Кошка лезет на дерево, Волк догоняет Утку и глотает её.

М. р. Ребята, а кто же поймал Волка? (Волка поймал Петя с помощью Птички.) Действительно, Петя оказался не только смелым, но и смекалистым.

Прекрасная симфоническая сказка! Но ведь это только небольшая часть музыки, написанной Прокофьевым для детей. Не менее выразительная музыка вошла в альбом композитора «Детская музыка», которая рассказывает нам о картинах природы и летних детских забавах с утра до вечера.

(Слайд 8.) Звучит лёгкая музыка, сопровождающаяся звуками летней природы.

Ведущий. Вы слышите? Стрекочут стрекозы и прыгают кузнечики, светит солнце и дует мягкий летний ветерок…

Звучит пьеса «Шествие кузнечиков» из альбома «Детская музыка».

Дети смотрят мультфильм «Прогулка» («Союзмультфильм», 1976).

Ведущий. Вдруг наступила таинственная тишина и вдали раздался гул, который всё нарастал и нарастал… Пошёл дождь.

(Слайд 9.) Звучит пьеса «Дождь и радуга» из альбома «Детская музыка» – дети играют в оркестре на детских музыкальных инструментах.

Ведущий. Но летний дождик скоротечен, и вот опять солнце и весёлые летние игры на природе! (Слайд 10.)

Звучит «Вальс» из альбома «Детская музыка» – девочки с лентами исполняют танец.

Ведущий. Вечер. Природа засыпает, и только месяц среди подружек-звёздочек сияет в летнюю тёплую ночь. (Слайд 11.)

Звучит пьеса «Ходит месяц над лугами» из альбома «Детская музыка» в исполнении трио взрослых (скрипка, виолончель, фортепиано).

М. р. Выразительная и очень понятная музыка Сергея Прокофьева завораживает и заставляет полностью погрузиться в события, о которых она рассказывает.

(Звучит музыка из балета «Золушка» «Полночь»; слайд 12.)

Вы слышите? Это музыка из балета «Золушка».

Появляются семь гномов, танцуют.

Гномы (по очереди).

– Мы из страны волшебной гномы.

Пришли вам сказку рассказать,

Как для наследника короны

Король решил жену сыскать.

– В старинном замке был назначен

Для подданных весёлый бал,

И сам министр девицам юным

Всем приглашенья разослал.

– В том старом добром королевстве

Семья лесничего жила.

Хозяйка дома заболела

И, дочь оставив, умерла.

– Свою жену забыть не в силах,

Лесничий долго горевал,

И часто, девочку жалея,

Он сиротиной называл.

– Шли годы, он решил жениться,

Чтоб облегчить свою судьбу,

С двумя дочурками взял в жены

Весьма почётную вдову.

– Вдова на деле оказалась

Груба, завистлива и зла.

Чужую дочку невзлюбила

И Золушкою прозвала.

– Увы, в родном отцовском доме

Служанкой Золушка была.

О счастье тайно лишь мечтала,

Всегда добра и весела.

Звучит музыка. Входит Золушка и встаёт в стороне.

Появляются Принц и Король (слайд 13.)

Король садится на трон, Принц встаёт рядом.

Король.

Мой сын, как много здесь

Невест со всех концов страны!

Принц.

Да, из соседних королевств

Они приглашены.

Король.

Хочу, чтоб выбрал ты

Себе достойную жену.

Принц.

Позволь отец, представь ты мне

Красавицу вон ту… (Показывает жестом руки в сторону Золушки.)

Король.

Незнакомка! Кто? Откуда? (Зовёт.)

Подойдите к нам сюда!

Золушка походит к трону, делает поклон, Принц встаёт.

Принц.

Как я рад, что вы решили

Бал наш скромный посетить.

Разрешите, незнакомка,

Вас на танец пригласить. (Слайд 14.)

Все исполняют «Придворный танец» из II действия. Затем дети садятся, а Принц с Золушкой остаются.

Принц.

Я хочу, чтоб в этом зале

Вы остались навсегда.

Золушка.

Этот бал я не забуду,

Но покинуть вас должна.

(Звучит музыка «Полночь» из III действия.)

Принц, прощайте! Ах, ужасно!

Торопиться мне пора!

Принц. Ну останьтесь ненадолго!

Золушка. Нет, простите, мне пора! (Убегает.)

Появляются гномы. Они помогают Золушке скрыться.

Принц горюет. Входит Король.

Король. Где же наша незнакомка?

Принц. Убежала!

Король. Вот дела!

Что тебе она сказала?

Как зовут? И где искать?

Принц (с туфелькой).

Нечего тебе сказать…

Ах, отец, она исчезла.

Только туфельку нашли.

Король.

Обыскать всё королевство

И достать из-под земли!

(Слайд 15.) Звучит музыка. На лошадях по залу скачут слуги и Принц.

Принц исполняет «Песенку Принца», муз. В. Залесского, сл. Э. Чуриловой//Дошкольное воспитание. – 1999. – №11. – С.

Слуга.

Мой Принц, давайте мы зайдём

Ещё вон в тот последний дом…

Принц.

Я потерял совсем надежду,

Теперь уже мне все равно…

Все уходят. (Слайд 13.)

Появляется Золушка, танцует с туфелькой в руках под «Вальс» из II действия, садится у очага и любуется туфелькой.

Входят сёстры Худышка и Кубышка с Мачехой, подходят к Золушке. Золушка прячет туфельку.

Худышка.

Как мне жаль тебя бедняжку!

Был такой чудесный бал!

Кубышка.

Если б только ты видала:

Принц с принцессой танцевал!

Худышка. До чего она прекрасна!

Кубышка. А какой на ней наряд!

Мачеха. Принц влюбился, это ясно…

Худышка, Кубышка (вместе). Все так в замке говорят.

Мачеха.

Ровно в полночь убежала,

И никто не смог догнать.

Кубышка. Туфельку лишь потеряла…

Худышка. Принц велел её искать.

Мачеха.

Всем девицам королевства –

Сам король издал указ! –

Надо туфельку примерить…

Кубышка.

Если будет в самый раз,

Станет та невестой Принца…

Мачеха. Кто-то в нашу дверь стучится…

Входят Принц и двое слуг, они несут туфельку на подушке.

Принц. В вашем доме есть девица?

Мачеха. Да, конечно! Ты, Худышка,

Сядь-ка быстро, примеряй! (Худышка примеряет, старается.)

Так, тяни, сильней, давай! (Худышка плачет.)

А теперь садись Кубышка! (Примерять туфельку садится Кубышка.)

Лучше пальцы подогни.

Ну, ещё тяни, тяни… (Кубышка вытирает рукавом с лица.)

Принц (обращает внимание на Золушку).

Что за девушка в сторонке

Рядом с очагом сидит?

До чего она прелестна!

Но какой печальный вид!

Мачеха.

Ваша милость, замарашка!

(Золушке.) Поскорей исчезни с глаз!

Принц.

Нет, прошу её остаться –

Нужно выполнить указ.

(Примеряет Золушке туфельку.)

Боже мой, она ей впору!

Мачеха. Глупости, не может быть!

Принц.

Не вступайте со мной в споры –

Глаз её мне не забыть!

(Золушка достаёт из кармана вторую туфельку.)

Сообщите во дворец,

Доложите Королю:

Я нашёл свою принцессу!

Ей руку с сердцем предложу!

(Вбегают звёздочки. Одевают Золушке диадему, снимают передник.)

Я так рад, какое счастье!

Буду вечно вас любить!

Разрешите вам тотчас же

Руку с сердцем предложить!

Звучит музыка (слайд 16).

Принц ведёт Золушку по залу. Все дети встают, исполняют песню «В сказках – чудеса», муз. и сл. Э Чуриловой.

М. р. Вот и закончилась наша встреча с музыкой Сергея Прокофьева. Но впереди нас ждёт ещё немало встреч с произведениями этого композитора. (Слайд 17.)

Мы говорим всем «До свидания!

Друзья, спасибо за внимание!

Под музыку дети и гости покидают зал.

 

Использованы стихотворные тексты из Интернета.

 

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x