С песнями Владимира Шаинского. Досуг-развлечение для детей 4 –7 лет
З.К. Мисриханова, музыкальный руководитель, Лопатинская СОШ, Дошкольное отделение, р. п. Лопатино, Ленинский городской округ, Московская область
Цель: знакомство с композитором В. Шаинским, приобщение к песенному наследию композитора.
Задачи:
– развивать вокально-хоровые, танцевально-исполнительские навыки;
– формировать социально-нравственные чувства: представление о доброте, радости, огорчении, жалости, дружеских взаимоотношениях на примере песен В. Шаинского;
– воспитывать интерес и любовь к детским отечественным песням и мультфильмам;
– сплотить родителей и детей в совместной работе над рисунками и в исполнении песен;
– создать атмосферу радости и комфорта.
Участники: музыкальный руководитель, дети 4–7 лет, воспитатели, родители.
Предварительная работа
- Подбор материала. Беседа о жизни и творчестве композитора В. Шаинского.
2.«Добрые песни В. Шаинского». Кто такой композитор? Беседа о добрых поступках, вежливых словах.
Слушание песен «В траве сидел кузнечик», «Чунга-чанга», «Вместе весело шагать», «Песня Мамонтёнка», «Дети любят рисовать», «Облака».
- Просмотр и обсуждение мультфильмов, музыку к которым написал В. Шаинский: «Антошка», «Крошка Енот», «Мама для Мамонтёнка», «Аврора», «Голубой вагон».
- Разучивание песен в разновозрастных группах: «В траве сидел кузнечик», «Улыбка», «Антошка», «Чебурашка».
- Работа с родителями: анкетирование, консультации по технике выполнения работ по песням В. Шаинского.
- Досуг-развлечение, командная игра между подготовительными к школе группами с вовлечением детей старшей и средних групп.
Материалы и оборудование: фортепиано, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, мультимидийная установка, ноутбук, портрет В. Шаинского, флэш-карта, иллюстрации, атрибуты к инсценировкам, ромашка с персонажами, бутафорские нотки, детские музыкальные инструменты.
Ход досуга
Зал украшен илюстрациями совместной работы детей и их родителей, на которых изображены герои песен В. Шаинского, разноцветными нотками, декорациями из мультфильмов.
Команды детей заходят под песню «Вместе весело шагать». Останавливаются около стульев напротив друг друга. У всех на груди эмблемы команд.
Музыкальный руководитель (м. р.).
Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет?
(Отвечает зал: композитор.)
Сегодня мы приглашаем вас в страну весёлых песен композитора Владимира Яковлевича Шаинского. С его песнями выросли ваши, ребята, мамы и папы, в дни своей молодости их пели бабушки и дедушки, а сейчас с удовольствием поёте вы сами.
Уважаемые зрители, представляю наших игроков.
В игре принимают участие две команды – «Весёлые нотки» и «Песенка-чудесенка».
Команды, поприветствуйте друг друга!
(Приветствие команд.)
Команда «Весёлые нотки».
С детства нам известно всем:
Нот всего лишь только семь.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Ноток больше не проси!
Команда «Песенка-чудесенка».
Мир поющий так чудесен,
Много в нём красивых песен!
Ми, фа, соль, ре, си, до, ля!
Запевайте все друзья!
М. р. За победу в конкурсе каждая команда будет получать нотку-балл.
Первый конкурс – «Узнай и подпевай!»
Сейчас будет звучать музыка из песен Шаинского. Командам нужно узнать песню и начать петь после счёта «пять». Выиграет та команда, которая ни разу не опоздает. Начинает команда «Весёлые нотки».
Звучит попурри из песен В. Шаинского «Голубой вагон», «Кузнечик», «Чебурашка», «Чунга-чанга», «Вместе весело шагать», «Песенка Крокодила Гены», «Когда мои друзья со мной», «Дважды два – четыре».
Подведение итогов, выставление ноток на нотный стан.
М. р. Весёлая песенка научила нас умножать, мы узнали, что дважды два – четыре. А теперь давайте посмотрим, как умеют веселиться и танцевать наша группа поддержки!
(Танец «Чунга – чанга».)
Поблагодарим наших танцоров и проводим их аплодисментами.
Следующий конкурс – «Мульти-пульти».
Нужно будет вспомнить отрывок с песней Шаинского, назвать песню и сказать, как называется мультфильм. Начинает команда «Песенка-чудесенка». («Облака», м/ф «Трям, здравствуйте»; «Песенка кузнечика», м/ф «Приключение Незнайки»; «Чунга-Чанга», м/ф «Катерок»; «Антошка», м/ф «Весёлая карусель»; «Голубой вагон», м/ф «Старуха Шапокляк».)
Подведение итогов, выставление ноток на нотный стан.
М. р. Третий конкурс называется «Сам себе режиссёр».
На лепестках этой ромашки картинки и названия трёх песен В. Шаинского. Команда выбирает лепесток (песню) и готовит выступление – маленький спектакль-инсценировку по этой песне.
На лепестках ромашки песни «Кузнечик», «Голубой вагон», «Антошка», «Белые кораблики», «Чебурашка», «Мама для мамонтёнка».
Команды решают, кто из участников-болельщиков готовит выступление. Ведущая предлагает нужные атрибуты (готовятся заранее). На подготовку выступления отводится 5 минут.
М. р. Пока участники готовятся к выступлению, мы не будем скучать. Давайте танец начинать! Владимир Шаинский очень любил спорт и написал весёлую песенку. Предлагаю выйти командам на ковёр и тоже заняться физкультминуткой. Вставайте врассыпную! (Песня «Зарядка».)
Ведущая предлагает всем участникам команд занять места в зале.
М. р. Вернёмся к конкурсу «Сам себе режиссёр».
Выступления участников под фонограмму, все подпевают.
Подведение итогов, выставление ноток на нотный стан.
М. р. А теперь конкурс «Домашнее задание». Каждая команда представляет героя популярной песни Шаинского.
(Групповые выступления. Пока они готовятся.)
Отгадайте загадки.
Жил да был Крокодил.
Без друзей он грустил.
В играх был он заводила.
Как же звали Крокодила?
(Песня «Пусть бегут неуклюже».)
В лесу его ты не найдёшь,
На мишку очень он похож.
У него большие уши,
С крокодилом Геной дружит.
Улыбается мордашка…
Кто же это?
Я дружок зверям и детям,
Я – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного!
(Песня «Чебурашка». Поют взрослые и дети. Взрослые играют на шумовых инструментах.)
Пока жюри подводит итоги, я хочу предложить поиграть нашим уважаемым воспитателям. Я уже говорила, что Владимир Шаинский сочинял не только детские песни. У него много популярных песен для взрослых. Следующий конкурс только для взрослых участников. Человека можно узнать по лицу. А как мы узнаём песни? (По мелодии.)
Сложный конкурс начинаем,
Всех послушать приглашаем.
Песня первая у нас прозвучит сейчас для вас!
Звучит мелодия. Воспитатели слушают, каждый из них вправе ударить в бубен и остановить игру и, назвав песню, исполнить первый куплет. Если мелодия угадана неправильно, команда не получает «нотку», другой команде представляется возможность заработать её.
Песни для отгадывания; «Дрозды», «Не плачь, девчонка», «Травы, травы…», «Один раз в год сады цветут», «Идёт солдат по городу», «А он мне нравится».
М. р. Слушайте внимательно загадку.
Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто… (песня).
Молодцы! А вот эту отгадаете?
Кто невежливый такой,
Повернулся к нам спиной?
Стал размахивать руками,
Прямо в зале перед нами!
Не приучен он к порядку,
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это… (дирижёр).
Приглашаю для выступления наших детей из вокально-хорового кружка
«Песенка по лесенке», они споют песню Владимира Шаинского.
М. р. Прошу уважаемое жюри огласить результаты последнего конкурса и подвести итог.
(Награждение команд.)
Вот закончилась игра,
И прощаться нам пора.
Будем с музыкой дружить,
Песни новые учить!
Пусть музыка всегда живёт
И радость всюду побеждает.
Пусть каждый песенку поёт
И каждый песенку узнает!
С песней «Вместе весело шагать» дети и взрослые выходят из зала.