С песенкой по лесенке. НОД для детей старшего дошкольного возраста

С песенкой по лесенке. НОД для детей старшего дошкольного возраста

Г.И. Абулова, музыкальный руководитель, МБДОУ Детский сад «Сибирячок», гп. Белый Яр, Сургутский район, Тюменская область, ХМАО-Югра

 

Цель: формирование у детей вокально-певческих навыков с использованием здоровьесберегающих технологий.

Задачи

Образовательные:

– совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух в процессе певческой деятельности;

– закреплять правильное положение рта при пропевании гласных, добиваться правильного звукообразования гласных звуков;

– учить петь естественным голосом, без напряжения.

Развивающие:

– развивать чувство ритма, слуховое внимание, способствовать развитию  певческого дыхания и расширения диапазона;

– развивать творческую активность, логическое мышление и воображение.

Воспитывающие:

– прививать коммуникативные навыки, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу;

– побуждать детей к двигательным импровизациям;

– развивать эмоциональную отзывчивость на выраженные в музыке чувства и настроения.

Здоровьесберегающие:

– создать положительную психологическую атмосферу на занятии, снизить эмоциональное напряжение;

– побуждать детей следить за правильным положении корпуса во время пения;

– снизить мышечное напряжение путем обучения основам игрового самомассажа.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность).

В занятии прослеживалась интеграция следующих областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Вид НОД: доминантное занятие.

Активные формы организации процесса НОД – фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Методы, применяемые в НОД: словесный, игровой, наглядно-демонстрационный, практический.

Приёмы: голосовая и эмоциональная модуляция, художественное слово, показ практического действия с использованием наглядного материала и музыкального инструмента.

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, компьютер, магнитная доска.

Дидактический материал: наглядный материал: нотный стан, мнемосхема песни, музыкальная лесенка; раздаточный материал: нотки, пластиковые тарелки, ленточки (лучики); аудиоматериалы.

Музыкальный репертуар

Музыкальное приветствие «Спой своё имя»

Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро!», авт. О. Арсеневская

Упражнение «Воздушный шар», авт. М. Картушина

Музыкальная распевка «Эхо», муз. и сл. М Андреевой

Музыкально-дидактическая игра «Лучики»

Ритмический танец с пластиковыми тарелками «Часики» (под песню из м/ф «Фиксики»)

Упражнение «Сидит дед», муз. М. Картушиной, сл. народные

Песня «Отличное настроение», муз. и сл. Л. Старченко

Планируемый результат:

– установление дружеского контакта между педагогом и детьми;

– создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия;

– закрепление вокально-певческих навыков у детей;

– овладение навыками самомассажа и саморегуляции.

Занятие выдержано по структуре, имеет три части: вводную, основную, заключительную.

 

Ход занятия

 

Основные задачи вводной части – включение детей в деятельность, их объединение и создание положительной психологической атмосферы; снижение мышечного напряжения с помощью валеологической песенки-распевки с оздоровительным массажем «Доброе утро!».

Дети заходят в зал, где их встречает музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель (м. р.)

Здравствуйте, мои друзья!

Рада встрече с вами я!

Я пришла к вам в гости из другого детского сада, где работаю музыкальным руководителем. Давайте познакомимся, но не так, как обычно знакомятся. Я спою вам своё имя, а потом вы друг за другом споёте каждый своё имя. Встанем в круг, чтобы мы видели и слышали друг друга!

Музыкальное приветствие «Спой своё имя».

М. р. Спасибо ребята! Теперь я знаю, как зовут каждого из вас.

Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Так и хочется сказать всем-всем: «Доброе утро!» Давайте пожелаем друг другу доброго утра. (Предлагает детям встать в круг.)

Повторяйте все за мной.

Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро!».

М. р. Молодцы!

Основная часть включает создание проблемной игровой ситуации, поиски решения выхода. Проблемные вопросы были направлены на активизацию мыслительной деятельности и памяти детей; это практическая музыкальная деятельность детей, направленная на выполнение всех поставленных задач.

М. р. Ребята, в гости принято приходить с подарком – вот и я принесла вам в подарок песню. (Садится за инструмент, но обнаруживает пропажу.) Ничего не понимаю: вместо песенки у меня лесенка… А вот письмо… (Читает.)

«Песенку вашу я спрятала на самой высокой ступени музыкальной лесенки. Чтобы до неё добраться, нужно пройти все ступени, и на каждой будет для вас задание. На цвет ступенек посмотрите и нотку такого же цвета в зале найдите. Если справитесь с заданиями – найдёте свою песенку. Ваша Фея музыки».

М. р. Теперь всё понятно…

Но мы не будем горевать!

Песенку пойдём искать? (Ответы детей.)

Вверх по лесенке пойдём –

Песенку свою найдём!

Ребята, какого цвета первая ступенька? (Синего.)

Находят в зале нотку синего цвета.

М. р. (берёт нотку, на которой записано первое задание, читает его).

Это очень интересно: правильно, красиво петь.

Вам ребята всем известно как дыханием овладеть?

Упражнение «Воздушный шар».

М. р. Справились, молодцы! Маша, помести, пожалуйста, нотку на линейку такого же цвета. (На первой линейке нотного стана появляется первая нотка.)

Ребята, какого цвета вторая ступенька музыкальной лесенки? (Красного.)

Находят в зале нотку красного цвета. Музыкальный руководитель берёт нотку, читает второе задание – это загадка.

М. р. Если мы молчим – молчит,

Если мы кричим – кричит.

Что за чудо-чудеса –

Свои слышим голоса? (Эхо.)

Нотка приготовила нам музыкальную распевку «Эхо». Для выполнения этого упражнения встаньте, пожалуйста, врассыпную!

Будем с вами петь по моему жесту. Я пою – вы слушайте; укажу жестом на вас – поёте вы.

Музыкальная распевка «Эхо».

М. р. Молодцы! Кирилл, помести нотку на нотный стан. (На нотном стане появляется вторая нотка.)

Ребята, какого цвета третья ступенька музыкальной лесенки? (Жёлтого.) Находят в зале нотку жёлтого цвета. Музыкальный руководитель берёт третью нотку, читает задание.

М. р. Посмотрите: здесь солнышко, но почему-то оно грустное. Почему же оно грустное, ребята? (Потому что лучиков нет, и оно не сияет.)

Я знаю, как развеселить солнышко: нужно спеть песенку! Посмотрите, у меня есть волшебная шкатулка, где спрятались лучики. Давайте встанем в круг!

К кому я подойду, тот возьмёт лучик из шкатулки и споёт свою песенку солнышку. Песенки могут быть разными: короткими, длинными; петь будем на гласные звуки А-Э-И-О-У.

Музыкально-дидактическая игра «Лучики».

М. р. Молодцы, ребята – справились с заданием! (Просит ребёнка прикрепить к нотному стану нотку.)

Ребята, какого цвета четвёртая ступенька музыкальной лесенки? (Зелёного.)

Поищем нотку в музыкальном зале! (Берёт четвёртую найденную нотку, читает очередное задание.)

Время-времечко бежит,

На месте время не стоит.

Шепчут часики вот так:

Тик-так, тик-так!

Бери, дружок, тарелочки,

На месте ты не стой!

На месте ты не стой –

Танцуй, дружок, со мной!

Танцуй, дружок, со мной

Весёлый танец свой!

Вы поняли, ребята? Нотка предлагает нам взять тарелочки и исполнить весёлый ритмический танец. (Дети берут со стола, над которым на стене висят часы, пластиковые тарелки.)

Ритмический танец с пластиковыми тарелками «Часики».

Музыкальный руководитель хвалит детей и просит ребёнка поместить зелёную нотку на нотный стан.

М. р. И с этим заданием справились, молодцы!

Вот мы и до пятой ступеньки поднялись! Какого она цвета? (Фиолетового.) Давайте найдём в музыкальном зале нотку такого же цвета! (Находят нотку.)

(Берёт пятую нотку, читает задание.)

М. р. Дети, вы готовы песенку всем спеть?

Правильно при пении умеете сидеть?

Ребята, как правильно нужно сесть, прежде чем начать петь? Давайте попробуем сесть так, как будто старый дед сгорбился, развалиться на стульчике (поёт). Удобно будет вам так петь? А теперь сядьте правильно (поёт). А так удобно будет петь?

Упражнение «Сидит дед».

На нотном стане появляется пятая нотка.

М. р. Ребята, посмотрите: у нас с вами всё получилось, мы справились с заданиями и вернули нотки в песенку. Сейчас я вам её спою! (Исполняет песню «Отличное настроение», муз. и сл. Л. Старченко. После исполнения спрашивает у детей, понравилась ли им песенка. Предлагает детям разучить её.)

Ребята, я приготовила картинки, которые помогут вам разучить слова песенки.

Педагог исполняет песню под фонограмму. Дети определяют характер музыки, рассказывают, о чём поётся в песне.

Педагог исполняет песню а capella, меняя слайды в соответствии с текстом.

Педагог работает со слайдами в режиме «стоп-кадр», совместно с детьми определяет текстовое значение каждой картинки.

Дети работают по картинкам, восстанавливают текст песни.

Педагог вместе с детьми исполняет песню а capella по картинкам.

Педагог и дети исполняют песню (варианты исполнения – а capella или под фонограмму).

Экспресс-разучивание песни «Отличное настроение» с использованием мнемотехники.

М. р. Ребята, предлагаю вместе исполнить эту песню – подарить её нашим гостям!

Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

М. р. Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями, которые приготовили нотки, помогли вернуть их в песенку. Скажите, что вы нового узнали? Что вам больше всего запомнилось? (Высказывания детей.)

Подойдите, пожалуйста, к столу, возьмите себе нотку и поделитесь с ней своим настроением. Если у вас грустное настроение, то и нотка у вас будет грустная, а если у вас весёлое настроение, то и нотка будет улыбаться. Возьмите карандаши и дорисуйте настроение. (Дети выполняют задание, педагог рассматривает работы детей, хвалит их.)

Я рада, что настроение у вас отличное. Давайте ещё раз улыбнёмся друг другу. Желаю вам отличного настроения на весь день!

На память о нашей встрече я хочу подарить вам эту песенку в картинках – вы разучите её со своими друзьями в группе и споёте дома вместе с родителям. До свидания!

Дети прощаются и под звучание в записи песни «Отличное настроение» выходят из зала.

 

По итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы: использование в занятии здоровьесберегающих технологий обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных задач. Дети закрепили полученные знания, умения и навыки в игровой форме.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о