Путешествие по странам с музыкой П.И.Чайковского из «Детского альбома». Совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы

Путешествие по странам с музыкой П.И.Чайковского из «Детского альбома». Совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы

М.С. Разумовская, музыкальный руководитель, ГБДОУ Детский сад № 34, Петродворцовый район, Санкт-Петербург

 

Цель: познакомить детей с произведениями из «Детского альбома» П.И.Чайковского; развивать музыкальность, а именно умение понимать и чувствовать музыку; расширить кругозор детей, познакомить со странами Франция, Германия, Италия.

Задачи: познакомить со «Старинной французской песенкой»; вспомнить музыку «Немецкой песенки» и «Итальянской песенки»; закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях; продолжать отрабатывать навык слаженной игры в оркестре; работать над артикуляцией и чистотой интонирования в пение; закреплять исполнительские навыки.

Предварительная работа: знакомство с жизнью и творчеством П.И. Чайковского; слушание пьес из «Детского альбома» и проведение развлечения «Ожившие картинки»; разучивание танцев «Тарантелла», «Яблочко», песни «Мамина песенка».

Материалы и оборудование: фортепиано, проектор.

 

Ход деятельности

 

Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня мы вновь отправляемся в путешествие по дальним странам. Но сначала – музыкальная разминка для путешественников (ритмопластика под музыку Г. Гладкова).

К путешествию готовы? Проходите и занимайте места…

На предыдущих занятиях мы с вами знакомились с разными странами. И помогала нам музыка замечательного русского композитора. Назовите его имя (Слайд 2). Это – Петр Ильич Чайковский. Он тоже был заядлым путешественником. Одной из любимых им стран была Франция. И вот сегодня нас ждет знакомство с Францией (Слайд 3).

Это главный город Франции, ее столица – Париж. Вы видите главную достопримечательность Парижа – Эйфелеву башню.

В городах Франции много прекрасных дворцов и парков. Сохранились старинные замки со своими легендами, удивительными историями и тайнами (Слайд 4).

Возможно, вот в таком замке побывал в свое время и Петр Ильич. А одна из историй ему запомнилась, и он передал ее в музыке. Послушайте «Старинную французскую песенку».

Какое настроение передала вам музыка? (Грустное, задумчивое, тревожное.)

Неторопливый темп, негромкий звук похож на рассказ о чем-то таинственном и печальном. Давайте пофантазируем.

Давным-давно в старинном французском замке жили Прекрасная Дама и смелый Рыцарь. Они любили друг друга. В своем замке устраивали балы и праздники. И тогда зажигались красивые люстры, играла музыку, нарядные гости танцевали, и все были счастливы. Но вот однажды к Рыцарю обратились за помощью, а может за защитой какие-то бедные люди. Рыцарь немедленно облачился в свои железные доспехи, сел на своего верного и смелого коня, простился с Прекрасной Дамой и немедленно отправился на помощь, ведь в этом и есть предназначение  настоящего рыцаря, защитника и воина. А Дама осталась его ждать (исполнение первой части «Старинной французской песенки»), поэтому музыка грустная и печальная (Слайд 5).

Многие дни Дама на башне замка ждала своего Рыцаря, и чуть завидя кого-нибудь вдали, махала своим белым платком. Во второй части музыки отрывистые звуки передают волнение, может, биение сердца, а может, стук копыт, который почудился Даме, и она снова на башне замка ждет своего любимого. Но нет! Это не ее Рыцарь (исполнение второй части «Старинной французской песенки»). Давно не было праздников и балов в замке. Уже заросла дорога, ведущая в замок. Грусть, тоска и печаль…

Вот о чем рассказала песенка без слов. Но мы с вами знаем, что сказки всегда заканчиваются хорошо. И это не конец истории. А Прекрасная Дама обязательно дождется своего Рыцаря.

Кто из вас запомнил название музыки, которую мы сегодня слушали? («Старинная французская песенка».)

Ну, а теперь мы с вами вернемся в уже знакомую нам страну. Она находится по соседству с Францией. В какую? Вот вам подсказка – деревянные башмачки. И это Германия. Нам с ней помог познакомиться Петр Ильич Чайковский. Кто помнит название песенки? («Немецкая песенка».) Давайте объясним, что значит эта подсказка – башмачки (Слайд 6).

Музыка «Немецкой песенки» напоминает веселый танец, который танцевали пары на празднике в немецком городе, где улицы мостили камнями. Из-за стука башмаков по булыжникам ритм музыки очень четкий, немного грубоватый.

Возможно, композитор, путешествуя по Германии, тоже побывал на таком празднике, увидел этот танец, а потом передал удививший его стук башмаков немецких танцоров. Давайте исполним пьесу в оркестре. Вы помните, как надо исполнять «Немецкую песенку»? (Весело, четко.)

А сейчас, ребята, нас ожидает перелет на самолете в еще одну уже знакомую вам страну. Занимайте места на аэродроме! (Дети встают врассыпную по залу и выполняют логоритмическое упражнение «Самолет» Е. Гомоновой.)

Приземлились удачно, мягко. А где? Послушайте музыкальную подсказку… (Звучит «Итальянская песенка» в исполнении камерного оркестра.) Как называется эта песенка без слов? («Итальянская песенка».) И значит, мы оказались в Италии. Что вы помните об этой стране? (Ответы детей.) (Слайд 7.)

А это – Венеция, город, в котором много каналов и набережные.

По каналам плавают лодки – гондолы, которые возят людей, как такси по улицам. А можно и просто покататься или погулять по набережной и полюбоваться дворцами (Слайд 8).

Так когда-то, наверное, это делал и путешественник Петр Ильич Чайковский. Чтобы почувствовать, как это приятно – ощутить прохладу и течение струй воды или покачивание на легких волнах – давайте возьмем ленточки и под музыку «Итальянской песенки» потанцуем с ленточками. (Дети импровизируют движения с ленточками.) Какое настроение передала вам музыка? (Радостное, светлое, хочется петь и танцевать.)

А теперь наши девочки станцуют итальянский танец «Тарантелла» с бубнами.

Пора возвращаться из путешествия домой в родную страну. Не забыли ее название? (Россия.) А помогут нам русские моряки. Наши мальчики наденут бескозырки и станцуют матросский танец «Яблочко».

Как приятно возвращаться из путешествия домой, где тебя встречают самые любимые, дорогие люди! Кто, ребята? (Мамы.) (Слайд 9.)

Эти портреты ваших мам, которые вы нарисовали сами. Давайте споем о наших любимых мамах. (Дети исполняют «Мамину песенку», муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского.)

Путешествие наше закончилось. Вам понравилось? С какой новой для вас страной вы познакомились? (Францией.) И с еще познакомились с еще одной пьесой Чайковского. Как она называется? («Старинная французская песенка».)

Дети прощаются и уходят.

 

Скачать презентацию

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x