«Поклонимся Великим тем годам». Занятие для детей старшего дошкольного возраста

«Поклонимся Великим тем годам». Занятие для детей старшего дошкольного возраста

М.Н. Рухтина, воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 48», г. Сатка, Челябинская обл.

 

Цель. Приобщать к историко-культурному наследию родного города. Формировать представление о подвиге защитников Отечества и тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, о празднике Победы. Развивать речь. Активизировать словарь (письмо-треугольник, Танкоград).

Материал и оборудование. Магнитофон, экран, проектор. Презентация «Победа». Воздушные шары. Гимнастические ленты. Военная форма для детей. Бинокль. Карта. Сумка медсестры. Листы бумаги. Фломастеры.

Предварительная работа. Беседы о Великой Отечественной войне. Чтение произведений художественной литературы по теме. Экскурсия в сквер Славы. Разучивание инсценировок, стихов и песен.

 

Под аудиозапись марша дети входят в музыкальный зал.

Первый ребёнок.

Майское утро, солнечный свет.

Нашей Победе – 75 лет!

Красных тюльпанов алое пламя –

Как над Рейхстагом красное знамя!

Второй ребёнок.

Битвы, походы – всё пережито,

Радость Победы людьми не забыта.

Мирное утро, солнечный свет.

Нашей Победе – 75 лет!

Воспитатель. В жизни каждого человека есть множество памятных дат – радостных и печальных. Но есть дата, которая объединяет всех людей нашей страны. Этот святой для россиян праздник – 9 мая. Почему про День победы говорят, что это праздник со слезами на глазах? (Ответы детей.) Давайте вспомним, как началась война. (Рассказ воспитателя сопровождается презентацией.)

На рассвете 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, Германия без объявления войны напала на нашу страну. Фашистские самолёты бомбили аэродромы и железнодорожные станции, мирные города и сёла.

Вся страна поднялась на защиту Отечества. Все хотели как можно быстрее разбить врага, не дать фашистским оккупантам топтать родную землю.

Из Челябинской области ушло на фронт свыше миллиона бойцов. Из них не вернулось более двухсот пятидесяти тысяч.

Послушайте песню, которая родилась в первые дни войны и подняла весь народ на защиту свой страны.

Звучит аудиозапись песни «Вставай, страна огромная» (муз. А. Александрова, В. Лебедева-Кумача).

Воспитатель. На Урале не рвались бомбы и снаряды, не выли воздушные сирены, предупреждая о налётах вражеских бомбардировщиков. Война принесла нашим землякам бессонные трудовые смены в холодных цехах, эшелоны раненых и эвакуированных, голод.

Челябинск в те годы в народе называли Танкоградом. На заводах нашего города за годы войны было произведено восемнадцать тысяч тяжёлых танков и самоходных орудий, сорок восемь с половиной тысяч танковых моторов, создано тринадцать новых типов танков и артиллерийских установок. К станкам встали женщины, старики и даже дети, которые работали по 16 часов в сутки без выходных. Первым выходным днём за четыре года войны для работников Танкограда стало 9 мая 1945 года.

Южный Урал вошёл в историю Великой Отечественной войны не только благодаря своим знаменитым танкам. Здесь собирали не менее грозное оружие, наводившее ужас на противника, – ракетные установки «Катюши».

Эта война не обошла стороной ни одну семью: из каждой кто-то воевал или работал в тылу, приближая Победу.

Ушёл на фронт и не вернулся мой дедушка – Григорий Иванович Рухтин.

Когда началась война, ему исполнилось 21 год. В мае 1941 года он был призван на военные сборы и вскоре оказался на фронте. Служил он в разведке и взял в плен 5 немцев, но уже в октябре 1941 года погиб под городом Калининым. Вот его фотография (показывает).

Кто из вас знает, как воевали ваши родные и близкие?

Дети рассказывают о подвигах своих прадедов.

Воспитатель. В родные места со всех фронтов войны приходили долгожданные письма-треугольники. (Показывает письма). Каждое письмо – это дорогая семейная реликвия, память о том, кто его написал

Ребёнок.

Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волнением читали,

Знали их наизусть.

Эти письма поныне

Не теряют, не жгут.

Как большую святыню

Их в семье берегут.

Воспитатель. На территории Челябинской области во время войны было развёрнуто более ста госпиталей, где прошли лечение свыше двухсот двадцати тысяч раненых солдат и офицеров. На фронте медсёстры, не страшась пуль и взрывов, выносили раненых бойцов с поля боя и оказывали им первую медицинскую помощь.

Выходит девочка в костюме медсестры с санитарной сумкой через плечо.

Медсестра.

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком солдат.

Шепчет сестричка: «Давай поддержу,

Рану твою я перевяжу!»

Всё позабыла: опасность и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла!

(Е. Трутнева)

Воспитатель. Нет такого рода войск, где бы ни воевали наши земляки. Подготовку военных кадров осуществляли военные училища, специальные школы и курсы. В годы войны в Челябинске работала военная авиационная школа, где готовили штурманов и стрелков-радистов для авиации дальнего действия. Прямо из классов этих учебных заведений молодые ребята шли на фронт.

Дети в военной форме инсценируют стихотворение.

Лётчик (рассматривает карту).

Пехота – здесь, а танки – тут,

Лететь до цели семь минут.

Понятен боевой приказ,

Противник не уйдёт от нас!

Танкист (смотрит в бинокль).

По курсу прямо – самолёт,

Машина, полный ход, вперёд!

Готовься к бою, экипаж!

Отставить! Истребитель – наш.

Моряк.

На матче флаг Андреевский над нами,

А за кормой – лазурная волна.

Гордится родина своими моряками.

Защитой стали мы тебе, страна!

Воспитатель. Вы, когда вырастете, станете достойной сменой вашим дедам и прадедам. Есть солдатская поговорка: «У солдата на всё готов ответ». А вы готовы отгадать «военные» загадки? (Да.)

На посту и в дождь и в град.

В бой за нас пойдет… (солдат).

Кто там вырулил на взлёт?

Реактивный… (самолёт).

От родной земли вдали

Ходят в море… (корабли).

Полосатая рубашка

Называется… (тельняшка).

Ребёнок.

Надо очень много знать,

Чтоб Отчизну охранять.

В море, в небе и на суше

Грамотный защитник нужен.

Он примером должен быть

И свою страну любить.

Воспитатель. Ещё живут среди нас те, кто прошёл фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудился в тылу. Ещё можно услышать их рассказы о тех временах. И если вы видите дедушек и бабушек с орденами и медалями на груди, склоните перед ними голову и поблагодарите за Победу.

Давайте споём для всех героев нашей необъятной Родины песню.

Дети исполняют песню «Прадедушка» (муз. А. Ермолова, сл. М. Загота).

Воспитатель. В честь воинов-ветеранов во всех городах нашей страны проводятся парады Победы, проходят колонны «Бессмертного полка», люди возлагают цветы к памятникам погибшим воинам. В нашем городе цветы возлагают к мемориалу, возведённому в сквере Славы, где находится Стена памяти и горит Вечный огонь.

Священны места всех сражений,

Где воины к подвигу шли.

Стране День Победы весенний

Они из боёв принесли!

Долгих четыре года шла война. Дорогой ценой досталась нам Победа. Погибло много людей, но память о них вечно будет жить в наших сердцах. Мы благодарны ветеранам за их подвиг и гордимся поколением победителей. И сейчас в их честь устроим праздничный салют.

Проводится игра «Салют.

Трое взрослых встают в разных местах зала, держа в руках воздушные шары. Под музыку дети с гимнастическими лентами в руках двигаются в разных направлениях. По окончании музыки взрослые хором говорят: «Салют, зажгись!» Дети подбегают к взрослым, поднимают над головой гимнастические ленты и выполняют движение «волна».

Воспитатель. Нарисуйте для наших саткинских ветеранов салют Победы. Так мы поблагодарим их за мужество и героизм.

Звучит аудиозапись песен военных лет. Дети садятся за столы и приступают к рисованию. Готовые работы размещают на стенде.

Ребёнок.

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня.

Салют победе, что в Берлине

Огнём попрала мощь огня.

Салют её большим и малым

Творцам, что шли путём одним,

Её бойцам и генералам,

Героям, павшим и живым!

(А. Твардовский)

 

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x