Парад в День Победы

Парад в День Победы

С.Г. Кислицына, преподаватель по изобразительной деятельности, Москва

 

Цикл занятий

Подготовительная к школе группа

Цель. Расширять представление о Российской армии. Продолжать учить вырезать силуэтные и симметричные изображения (люди, транспортные средства, архитектурные сооружения). Закреплять умение аккуратно наклеивать детали, создавая многоплановую сюжетную композицию.

Материал и оборудование. Картинки с изображением Красной площади, представителей разных видов вооружённых сил и родов войск, образцов военной техники. Видеозапись фрагмента парада на Красной площади. Демонстрационный стенд. Поднос, лист-основа формата А2, папка-копилка, набор цветной бумаги, обои с рисунком «кирпичная кладка», набор фломастеров, ножницы, клей, кисть, салфетка, клеёнка – на каждого ребёнка.

Предварительная работа. Проведение бесед о Российской армии. Рассматривание картин, репродукций и фотоальбомов военной тематики. Подготовка листа-основы (по горизонтали лист условно разделён на две части, которые затонированы акварельными красками: небо голубым цветом, брусчатка – серым).

 

Красная площадь

Воспитатель (выставляет картинку с изображением Красной площади).

Много звёзд на небе, много на земле.

Светятся, сияют звёзды на Кремле.

На пилотке носит звёздочку солдат,

Звёзды у героев на груди блестят,

И у самолётов звёзды на крыле…

Много звёзд на небе, много на земле.

(З. Александрова.)

Где мы оказались? (В Москве, у стен Кремля.) Что вы знаете о Кремле?

Дети. Кремль называют сердцем нашей страны, потому что он находится в центре Москвы – столицы России. Стены и башни Кремля построены из красного кирпича. Стены украшены зубцами, похожими на ласточкин хвост. На шпилях башен закреплены рубиновые звёзды. Они светятся в темноте. Войти в Кремль можно через ворота в башнях.

Всего в Кремле двадцать башен. На Спасской башне есть часы с боем – куранты. В Кремле много соборов и дворцов. Там очень красиво.

Воспитатель. Сегодня мы пройдём вдоль кремлёвской стены по Красной площади. Почему эта площадь так называется? Кто из вас уже бывал здесь? Что происходит на Красной площади в праздничные дни? (Ответы детей.)

По давней традиции на Красной площади проводятся не только народные гуляния, но и военные парады. Что такое парад? (Ответы детей.) Вы хотели бы увидеть военный парад на Красной площади с участием пехотинцев,

танкистов, ракетчиков и военных лётчиков? А сделать картину «Парад»? (Да.) Вам предстоит сложная, но интересная работа. Придётся постараться. Сегодня мы подготовим площадь к проведению парада. Войска будут проходить вдоль кремлёвской стены. Что увидят воины?

(Башни и кремлёвскую стену. Мавзолей. Высокие пушистые ели.) На что похож силуэт Мавзолея? (На пирамиду со ступенями.) Чтобы вырезать изображение Мавзолея, вам понадобится прямоугольник – четвёртая часть листа бумаги. Как разрезать лист на четыре равные части?

(Ответы детей.) Сложите лист вчетверо и по линии сгиба отрежьте один прямоугольник.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Сложите полученную заготовку вдвое короткими сторонами и срежьте край листа, противоположный линии сгиба, так, чтобы получились три ступеньки. На линии сгиба вырежьте вход.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Рядом с Мавзолеем надо посадить высокие пушистые ели. Как можно вырезать сразу несколько таких деревьев? (Ответы детей.)

Возьмите из папки лист подходящей по цвету бумаги, самостоятельно сложите его и вырежьте ёлки.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Теперь надо создать изображение кремлёвской стены. Из какого материала она построена? (Из красного кирпича.) Бумага какого цвета вам понадобится? (Красно-коричневого.) Я недавно делала ремонт, и у меня остались обои, рисунок которых похож на кирпичную стену. (Показывает рулон обоев.) Вы можете использовать цветную бумагу из своих наборов или воспользоваться куском обоев. Вам понадобятся две одинаковые полосы-заготовки.

Дети (по желанию) берут бумагу или обои (формат листа А4), складывают вдвое широкими сторонами и разрезают на две полосы-заготовки.

Воспитатель. Как надо сложить бумагу, чтобы украсить кремлёвскую стену зубцами?

Дети отвечают на вопрос, складывают одну полосу-заготовку гармошкой, вырезают на одной торцевой стороне зубец и разворачивают полосу.

Воспитатель. Вы можете вырезать из бумаги башню Кремля. Со стороны Красной площади видны Никольская, Сенатская и Спасская башни. Как выглядит Спасская башня?

Дети. Она высокая. В нижней части башни есть ворота и узкие окна – бойницы. В средней части – арка, маленькие башенки и зубцы. Ещё выше находятся куранты. Крыша у башни остроконечная. Башня украшена узором из белого кирпича. На шпиле горит красная звезда.

Аналогично дети рассказывают о других башнях.

Воспитатель выставляет технологическую карту «Спасская башня». Дети складывают вторую заготовку вдвое длинными сторонами и поэтапно вырезают силуэт башни, ворота на линии сгиба, прорезные узоры. Аналогично можно вырезать Сенатскую или Никольскую башню.

Воспитатель уточняет композицию будущей аппликации: в небе над площадью полетят самолёты, а по брусчатке будут двигаться воинские подразделения и военная техника.

Каждый ребёнок выкладывает вырезанные детали на листе-основе и наклеивает их. Используя обрезки и готовые детали из папок-копилок, дети вырезают и наклеивают циферблат курантов, звёзды на башнях и т.п.

Воспитатель.

Стоят серебряные ели

У стен Московского Кремля.

Умолкли вьюги и метели –

Куранты слушает Земля.

(Ю. Левчук.)

Парад в День Победы

Парад в День Победы

Какие прекрасные картины с изображением Красной площади у вас получились! Всё готово для проведения военного парада. Скоро мы узнаем, какие виды вооружённых сил примут в нём участие.

 

Военно-воздушные силы

Воспитатель. Отгадайте загадки.

Что за птица смелая

По небу промчалась?

Лишь дорожка белая

От неё осталась.

(Самолёт.)

К небу подними глаза.

Видишь, в небе стрекоза?

Стрекозу ведёт пилот,

В стрекозе сидит народ.

Если нужно, много груза

Стрекоза перевезёт.

(Вертолёт.)

Сегодня мы отправимся на аэродром, где базируются военные самолёты и вертолёты. (Выставляет картинки.) Рассмотрите боевые машины и расскажите, как они выглядят.

Дети (по желанию) составляют описательные рассказы. Воспитатель обращает внимание на особенности конструкции истребителя, бомбардировщика и вертолёта: размер и форму крыльев и винта, форму фюзеляжа, наличие шасси и хвостового оперения.

Воспитатель. Эти боевые машины готовы принять участие в праздничном параде и пролететь над Красной площадью. Но мне кажется, пролёт двух самолётов и одного вертолёта не даст представления о мощи наших военно-воздушных сил. Для настоящего парада нужна эскадрилья или даже полк самолётов и вертолётов. Давайте вырежем много разных самолётов и вертолётов. Пусть они пролетят над главной площадью Москвы. Как можно сделать самолёт из бумаги? (Можно его вырезать.)

Скажите, на что похож фюзеляж самолёта? (На ракету.) Чем самолёт отличается от ракеты? (У него есть крылья и хвост.)

На что похож фюзеляж вертолёта? (На стрекозу. У него овальный корпус и длинный хвост.) Чем вертолёт отличается от самолёта? (У вертолёта нет крыльев. Он летает с помощью винта.)

Воспитатель выставляет технологические карты «Самолёт» и «Вертолёт» и демонстрирует этапы вырезания. Затем дети вырезают самолёты и вертолёты.

Воспитатель. Самолёт можно не только вырезать, но и сложить из бумаги. Сделайте это самостоятельно.

Дети конструируют из бумаги самолёты, при необходимости помогают друг другу.

Воспитатель. Какие самолёты у вас получились? (Ответы детей.) Ребята, хотите почувствовать себя военными лётчиками? (Да.)

Проводится разминка «Лётчики».

Дети произносят рифмовку и выполняют движения по показу.

Ну-ка, лётчики-пилоты,

Приготовьтесь-ка к полёту.

К самолёту подойдите,

Вверх по трапу вы взойдите.

Мотор загудел,

Самолёт полетел.

Крепко вы штурвал держите,

Вправо-влево посмотрите.

Мы летим сквозь облака,

Под крылом видны река,

Город, поле…

Хватит, братцы.

Не пора ли приземляться?

Воспитатель. Бомбардировщики, истребители, транспортные и грузовые самолёты и вертолёты готовы пролететь над Красной площадью. Вы видели видеозапись военного парада? (Ответы детей.) Какие фигуры высшего пилотажа демонстрируют бесстрашные лётчики? (Они летят строем, образуют в небе звезду, могут нести флаги, выпускать цветные дымы.) Разложите самолёты и вертолёты, которые вы сделали, на листе-основе так, чтобы зрители увидели, как лётчики выполняют перестроения и фигуры высшего пилотажа.

Дети раскладывают детали на листах-основах и наклеивают их. При необходимости дополняют аппликативное изображение, дорисовывая фломастерами звёзды на фюзеляже и элементы вооружения самолётов и вертолётов.

Воспитатель (торжественно). Над Красной площадью пролетают славные российские лётчики. Какие полётные задания выполняют пилотажные группы?

Дети отвечают на вопрос и (по желанию) рассказывают о своих работах.

Парад в День Победы

Парад в День Победы

 

Военная техника

Воспитатель демонстрирует видеозапись фрагмента парада на Красной площади: движение военной техники (бронетранспортёров, танков, зенитных ракетных комплексов и т.д.).

Воспитатель. Отгадайте загадку, и вы узнаете, какая военная техника первой пройдёт в парадном строю.

Мчится крепость, вся в броне,

Тащит пушку на спине.

(Танк.)

Правильно. Танки – бронированные боевые машины. Гусеницы помогают танкам без труда передвигаться по бездорожью и преодолевать водные преграды. Во вращающейся башне танка есть пушка и миномёты.

В России ежегодно проводятся соревнования, в ходе которых танкисты состязаются в искусстве вождения танка и точности стрельбы. Лучшие экипажи примут участие в нашем параде и продемонстрируют мощь своих боевых машин.

Как вы думаете, почему танки, бронетранспортёры и машины ракетных комплексов так окрашены? (Предположения детей.) Пятнистая маскировочная окраска применяется для того, чтобы сделать технику менее заметной.

Выберите бумагу такого цвета, чтобы боевые машины, которые пройдут в парадном строю, трудно было разглядеть в лесу или поле.

Дети берут листы бумаги зелёного цвета.

Воспитатель выставляет технологическую карту «Танк» и демонстрирует этапы вырезания. Дети вырезают танки.

Воспитатель.

Ракеты стремительно в небе летят,

К цели несут они мощный заряд.

На страже ракетчики нашей страны.

Они не допустят новой войны.

Следом за танками по брусчатке Красной площади будут следовать ракетные комплексы – мощные тягачи, которые перевозят крылатые ракеты. Грузовые автомобили и ракеты вы можете вырезать самостоятельно. Подумайте, бумага какого цвета и размера вам понадобится.

Дети вырезают грузовые автомобили и ракеты.

Воспитатель. Военная техника готова к параду. Танки и ракетные комплексы будут двигаться по брусчатке вдоль кремлёвской стены. Расположите детали аппликации так, чтобы на первом плане листа-основы осталось место для изображения пешего строя солдат и офицеров Российской армии.

Дети раскладывают готовые детали на листе-основе и наклеивают их. При необходимости дорисовывают фломастерами маскировочную окраску и лёгкое вооружение на танках и тягачах с ракетами.

Воспитатель. Кто ещё принимает участие в параде? (Солдаты и офицеры. Пехотинцы и моряки.) Как проходят по Красной площади солдаты и офицеры, мы увидим на следующем занятии.

 

Парад моряков и пехотинцев

Воспитатель. Завершается парад торжественным маршем военнослужащих – пехотинцев, моряков, курсантов военных училищ. (Выставляет иллюстрацию.) Рядовые и офицеры проходят стройными рядами. Какая красивая у них форма! Расскажите, как выглядят военнослужащие.

Дети (по желанию) составляют описательные рассказы.

Воспитатель. Командующий парадом поздравляет воинов с праздником. В ответ над площадью гремит троекратное «ура».

Боевой клич «ура» спрятался во многих словах.

Дети отгадывают слова.

Главные часы Кремля. (Куранты.)

*УРА***

Военный головной убор. (Фуражка.)

*УРА***

Военный грузовик. («Урал».)

«УРА*»

Проводится разминка.

Дети маршируют по групповой комнате, выполняя движения по показу.

Воспитатель.

Раз, два, дружно в ногу,

Три, четыре, твёрже шаг.

На парад идут солдаты

И чеканят дружно шаг.

Все солдаты в строю одного роста, в одинаковой форме, они одновременно выполняют движения. Как можно вырезать сразу несколько силуэтных изображений солдат? (Надо сложить длинную полосу бумаги гармошкой, чтобы получился прямоугольник, а потом вырезать силуэт одного солдата.) Правильно. Чтобы определить, бумага какого цвета вам понадобится, вы должны решить, военнослужащих какого рода войск будете вырезать.

Дети берут листы бумаги зелёного (чёрного) цвета. Воспитатель выставляет технологическую карту «Человек» и напоминает этапы вырезания силуэта. Дети самостоятельно разрезают листы бумаги на полосы, складывают их гармошкой, вырезают силуэты и разворачивают полученный строй. Изображения наклеивают на листы-основы и дополняют мелкими деталями (флаги, погоны, ремни и т.д.), вырезая их из бумаги соответствующего цвета.

Воспитатель.

Трубы трубят, барабаны гремят –

На площади Красной военный парад.

Печатая шаг у кремлёвской стены,

Идут офицеры – России сыны.

Идут моряки по звенящей брусчатке –

Как белые чайки, взлетают перчатки.

За ними десанта ряды боевые,

Береты, как небо, у них голубые.

(По В. Орлову.)

Завершается парад праздничным салютом.

Звучит аудиозапись военного марша. Дети рисуют фломастерами салют и размещают готовые работы на демонстрационном стенде.

Дети.

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

(А. Усачёв.)

Готовые работы используются для оформления музыкального зала и холлов дошкольного учреждения накануне празднования Дня Победы.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x