Образовательный проект «Дети и шахматы»

Образовательный проект «Дети и шахматы»

«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…» 

Рауль Капабланка.

Цель проекта.  Создание у детей мотивации к занятиям физической культурой и спортом, ознакомление со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, приумноживших спортивную славу России.

Задачи.

  • Познакомить детей с разными видами спорта;
  • Формировать положительную мотивацию к занятиям спортом, здоровому образу жизни;
  • Воспитывать чувства патриотизма и интернационализма;
  • Расширять кругозора в вопросах спортивной жизни страны;
  • Формировать интерес к определенному виду спорта – шахматам.

Актуальность проекта.

Шахматы –  это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики,  мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Мы предполагаем, что организация занятий шахматами в детском саду позволит решить  комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам.

Реализация проекта.

1 этап – организация взаимодействия с родителями воспитанников, воспитателями, учреждениями физкультуры и спорта города, района, с целью организации встреч со знаменитыми спортсменами или ветеранами спорта; вовлечение родителей, воспитанников, педагогов в проектную деятельность; создание интереса у педагогов ДОУ и социальных партнеров к реализации проекта «Детский сад и спорт».

2 этап – проведение встреч со знаменитым спортсменом; посещение спортивных мероприятий;  интеграция организованно-образовательной деятельности; формирование  у детей практических знаний, умений, навыков.

3 этап – подведение итогов реализации проекта; обмен лучшими видео- и фотоматериалами из опыта встреч со спортсменами через информационные ресурсы Ассоциации педагогов дошкольного образования города Москвы для пополнения методической библиотеки каждого детского сада материалами о различных видах спорта.

Образовательный проект «Дети и шахматы»

Участники проекта. Дети старшей и подготовительной групп, родители,  педагоги,  мастер спорта  по шахматам Зоя Арнацкая.

Продолжительность проекта: среднесрочный (декабрь 2011 – июнь 2012).

Образовательный проект «Дети и шахматы»

Области  интеграции

Познание

  • развитие познавательной деятельности;
  • развитие представлений о предметном окружении;
  • сенсорное развитие;
  • расширение кругозора детей.

Коммуникация

  • развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах деятельности;
  • пополнение словарного запаса на основе полученных знаний;
  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Социализация

  • патриотическое воспитание;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • развитие игровой деятельности.

Чтение художественной литературы

  • ознакомление с литературой, энциклопедическими статьями на соответствующую тематику;
  • разучивание стихов про шахматные фигуры;
  • инсценировка и игры-драматизации по мотивам прочитанных сказок про шахматы.

Художественное

творчество

  • учить в рисовании, лепке, аппликации изображать шахматные фигуры, придавая им образную выразительность

Здоровье

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья
  • воспитание культурно-гигиенических навыков
  • создание условий для формирования правильной осанки

Музыка

  • развитие музыкально-художественной деятельности (разучивание песен к шахматному представлению)

Труд

  • воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду  других людей
  • побуждать к самостоятельному выполнению трудовых поручений

План мероприятий по реализации проекта

Форма  организации

Участники

Сроки  проведения

Место  проведения

1 ЭТАП  — ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Организация  встреч со знаменитым спортсменом

Педагоги, дети родители

декабрь

Определение проблемы, цели, содержание деятельности

Педагоги, дети родители

декабрь

детский сад № 1889

Участие в подготовке мероприятий по достижению целей и задач

Педагоги, дети родители

январь

детский сад № 1889

2 ЭТАП  — ОСНОВНОЙ

Сбор  информации о шахматах, изучение книг и энциклопедий

Педагоги, дети родители

январь

детский сад № 1889,

семья

Встреча с мастером спорта

по шахматам Зоей Арнацкой

Педагоги, дети

февраль

детский сад № 1889

Обучение детей игре в шахматы

Дети

Январь-май

детский сад № 1889

Экскурсия на международный турнир «MoscowOpen»

Дети, родители

Февраль

РГСУ

Ручной труд: вырезание шахматных фигур

Дети

Февраль

детский сад № 1889

Художественное творчество: лепка из пластилина шахматных фигур

Дети

Март

детский сад № 1889

Продуктивная деятельность: рисование шахматных фигур

Дети

Март

детский сад № 1889

Участие в турнире «Юные звёзды Москвы»

Дети

Апрель

Успенский лицей

Мастер-класс (сеанс одновременной игры на 15-досках)

Дети, родители, Зоя Арнацкая

Май

детский сад № 1889

3 ЭТАП  — ИТОГОВЫЙ

Выпечка своими руками «Волшебные шахматы»

(из солёного и песочного теста)

Дети, педагоги

Май

детский сад № 1889

Оформление фотоальбома

Дети, педагоги

Июнь

детский сад № 1889

Шахматный бал:

— Презентация «Маленькие гении»

— Выставка детских работ

— Конкурс  чтецов

— Театрализованное представление

  «В гостях  у  Каиссы»

— Вручение квалификационных

книжек шахматиста и подарков

Дети, педагоги, Зоя Арнацкая

Июнь

детский сад № 1889

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОЕКТА

Вырастить здорового ребенка – значит создать все условия для его нормального роста и разностороннего гармоничного развития.

Здоровые дети  характеризуются, прежде всего, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием.  И  для успешного развития дошкольников в нашем детском саду реализуется проект «ДЕТСКИЙ САД И СПОРТ».

На этапе определения темы проекта нами был выявлен интерес  детей и родителей к обучению игре в шахматы. Идя навстречу пожеланиям родителей, нами была найдена возможность знакомства и сотрудничества со знаменитым спортсменом-шахматистом.

       Зоя Арнацкая – член юношеской сборной РФ по шахматам; победительница Международных турниров среди юношей и девушек до 18 лет; неоднократная чемпионка республики Коми, участница первенств России, Европы.

Образовательный проект «Дети и шахматы»

Работая над данным проектом основной акцент, мы делали на развитии интеллектуальных способностей детей. Проводимая работа стала эффективной при активном взаимодействии с родителями. С их помощью были куплены методические пособия, рабочие тетради и наборы шахмат. Воспитатели старшей и подготовительной групп реализовали основной и итоговый этапы проекта в группах.

Работа началась с теоретической подготовки.  Была подобрана разного рода информация из энциклопедий: история появления шахмат, сведения о знаменитых шахматистах, интересные истории из шахматных турниров и др. Дети с огромным интересом слушали сказку Н. Ярошенко «Шахматное королевство» http://www.proza.ru/2012/07/22/544. И завершить наш проект мы решили театрализованным представлением.

Знакомство с шахматами началось с привлечения детей к продуктивной деятельности: аппликации, лепке и рисованию шахматных фигур. Все это способствовало закреплению знаний детьми названий фигур. А после встречи с Зоей Арнацкой у дошкольников возрос интерес к этой увлекательной игре. На встрече с чемпионкой ребята внимательно слушали рассказы о ее победах и достижениях. Они задавали ей множество вопросов. Детей интересовало буквально все: и во сколько лет она научилась играть в шахматы,  с каким из известных шахматистов она играла,  чем она увлекается помимо шахмат, какие животные у нее есть дома.

Практическая часть проекта особого затруднения у педагогов не вызвала. С помощью упражнений в рабочих тетрадях дети быстро выучили правила игры. И уже на шахматных досках отрабатывали свои навыки в играх с реальными партнерами.

Ярким событием в жизни воспитанников детского сада стал мастер-класс, проведенный Зоей Арнацкой. В организации данного мероприятия большую заинтересованность проявили не только дети, но и их родители, а также бабушки и дедушки, которые выразили чемпионке огромную благодарность за помощь в реализации проекта.

Образовательный проект «Дети и шахматы»

На завершающем этапе проекта нами был организован фееричный шахматный бал, сопровождавшийся демонстрацией презентации «Маленькие гении». В основу сюжета бала легло театрализованное представление «В гостях у Каиссы». Итогом проекта стало вручение участникам квалификационных книжек шахматиста.

Данный проект помог педагогическому коллективу привлечь интерес детей и родителей данному виду спорта. Так что, уважаемые коллеги, если вы хотите, чтобы ваши воспитанники были не просто красивыми и умными, но и научились логически мыслить, то познакомьте их с этой игрой. Шахматы для ребенка – это увлекательное соревнование, в котором надо не просто победить, но и  доказать свою победу.

Эффективность проекта

Реализация проекта позволила

 ДЕТЯМ:

  • улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья;
  • расширить кругозор,  путём введения определённых слов спортивной лексики в практику общения;
  • приблизиться к историческому наследию достижений спортсменов своей Родины;
  • повысить интерес к игре в шахматы, которая  помогает стать  более  уверенными в себе, целеустремленными;
  • развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание;

РОДИТЕЛЯМ:

  • улучшить психологический климат в семье, на основе формирования единства интересов, всех ее членов;
  • повысить заинтересованность членов семьи к игре в шахматы в условиях семейной педагогики;
  • приобщать своих детей к занятиям спортом.

ПЕДАГОГАМ:

  • создать условия для комфортного пребывания детей и их родителей в дошкольном учреждении;
  • принять активное участие в  проектной деятельности;
  • повысить  компетентность сотрудников образовательного учреждения в вопросах игры в шахматы.

http://xn--80aanmazloacqeg3b5b7g.xn--p1ai/uploads/images/00/00/37/2012/12/18/b2c871.jpg

         Прохорова Н Наталья Валерьевна,

воспитатель по физической культуре,

Арнацкая Татьяна Васильевна,

воспитатель,

 ГБОУ детский сад № 1889,

 г. Москва.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x