О предшкольной подготовке в системе дополнительного образования (из опыта работы)
Федченко Анна Сергеевна, Шубина Людмила Васильевна, педагоги дополнительного образования высшей категории, МБУ ДО ДДТ им. А. Торцева, г. Мурманск
В 2024 году Дому детского творчества имени Александра Торцева исполнилось 65 лет. На протяжении 35 лет на базе учреждения работает Школа раннего развития детей «Лучик» (в современном звучании – студия дошкольного обучения). Десятилетия наш «Лучик» был «монополистом» на рынке дополнительных образовательных услуг. Никогда не было проблем с набором детей и выбором дополнительных общеобразовательных программ, нацеленных в первую очередь на сохранение преемственности с начальной школой. Все эти годы социальный заказ ориентировал нас на формирование у детей навыков счёта, чтения и письма.
В последние годы общество предъявляет новые требования к дополнительному образованию. Дополнительное образование определяется как «образовательное пространство возможностей для самореализации детей и раскрытия их талантов» (Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года). Сегодня мы убеждены, что дошкольнику важен не столько объём знаний, получаемый до школы, сколько готовность к сложному процессу обучения: умение принимать поставленную задачу и находить способы её выполнения, в том числе творческие. Занятия должны приносить ребёнку радость от умственного и творческого труда.
На сегодняшний день более 80 организаций и индивидуальных предпринимателей Мурманска предлагают свои услуги по подготовке детей к школе. Перед нами встал вопрос: как сохранить конкурентоспособность и лучшие традиции российской дидактики с учётом особенностей социализации современных дошкольников, а также соответствовать запросам молодых родителей.
Не секрет, что сегодня в условиях доступности гаджетов современный ребёнок получает массу фактов из Интернета и телевидения – информация подаётся ёмко и ярко, чтобы мгновенно привлекала внимание. На дошкольника обрушивается огромный массив информации, а он, в силу возрастных особенностей, не может критически осмыслить, переработать и творчески использовать, полученные таким образом знания. Не случайно появилось понятие «клиповое мышление». Для современных дошкольников характерны фрагментарные знания, дети не способны долго концентрироваться на чем-то одном, даже очень важном для них — они постоянно отвлекаются, и в памяти остаются в лучшем случае обрывки важной информации.
Проблемы времени и многолетний опыт работы помогли выявить одну из основных задач предшкольной подготовки, которую нам предстояло решить: воспитание волевых усилий у дошкольника в процессе познавательной деятельности. Для решения этой задачи нами была создана новая программа «Учимся, играя: скоро в школу», которая в 2024 году стала абсолютным победителем Открытого муниципального конкурса дополнительных общеразвивающих программ «Новое поколение определяет».
Мы Программу создавали,
Долго голову ломали:
Дошколят чем удивить?
Материал перебирали:
Что в программу нам включить?
Чтобы было интересно,
Увлекательно, полезно,
Чтобы наши дошколята
Заниматься были рады.
Творчество в себе развили
И к учёбе не остыли …
У многих современных дошкольников речь, как и знания, бедна и фрагментарна. Поэтому формирование связной речи – ещё одна из важнейших задач, которая должна быть реализована в разных видах деятельности, в том числе в процессе дидактической игры. Ведь именно в ходе дидактической игры ребёнок выступает субъектом речевой деятельности. В дидактической игре не только воссоздаётся и усваивается общественный опыт, но и складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Будем деток развивать
И в игре их обучать.
Пусть творят, пусть созидают,
Поговорки объясняют,
Изучают край родной
И гордятся всей страной!
Ну а в помощь, для примера,
Палочки Кюизенера.
И набор фигур возьмём!
Пентамино и шифровки,
И кроссворды для сноровки –
Будут в помощь день за днём.
Чтобы детям было интересно на наших занятиях мы используем различные методические и дидактические пособия и игры.
Дидактические игры и упражнения с наглядным материалом, словесные игры.
Нашим воспитанникам нравится играть с рифмой. Так к юбилею журнала «Мурзилка», совместно с детьми мы сочиняли поздравление. Начало строки читал воспитатель, а детям надо было подобрать конечную рифму.
Мурзилка! Мой друг! Мой любимый журнал!
Поверь, интереснее я не … (читал).
Я знаю, немалый ты путь прошагал,
Заслуженно в книгу рекордов …(попал).
100 лет! А душою всегда молодой!
И я каждый месяц жду встречи …(с тобой).
Логические игры, задачи, упражнения с кубиками, палочками Кюизенера, счётными палочками, со слоговыми таблицами и карточками для графических диктантов (четвёртый лишний, подбери обобщающее слово, задание на классификацию, симметричные построения, игра «следопыт» по слоговым таблицам и другие).
Развлечения (ребусы, кроссворды, фокусы, загадки, головоломки).
Журнал «Мурзилка» наш добрый помощник в подборе дидактических игр для занятий с воспитанниками. Например, детям очень понравилась математическая игра «Победная семёрка», в которой два человека, прибавляя к исходному числу только числа 1 или 2, стремятся первым добраться до семи. («Мурзилка»// № 5. 2023 г.) Журнал «Мурзилка» помогает нам не только с подбором дидактического материала для занятий. Следует отметить, что в современных семьях совместной деятельности родителей с ребёнком уделяется мало внимания. Родителям проще предоставить ребёнка аниматору или просторам Интернета. Школа раннего развития детей «Лучик» учит родителей организовывать совместную с детьми познавательную досуговую деятельность, например совместное чтение журнала «Мурзилка».
Чтоб учиться с интересом,
Будет детям всем полезно
Полистать один журнал,
Тот, что знают стар и мал!
Станут всей семьёй читать –
Будут всё на свете знать!
Детский журнал «Мурзилка» – наш помощник в расширении кругозора детей, в воспитании литературного вкуса. В журнале много заданий на формирование навыков вырезания, склеивания, рисования, которые направлены на развитие творческого и познавательного потенциалов дошкольника. Так на одном из занятий, дети через загадки познакомились с различными музыкальными инструментами, разгадали музыкальный кроссворд, а закрашивая клеточки с чётными и нечётными числами, получили изображение гитары, на которой даже смогли «поиграть».
Предлагаем коллегам ознакомиться с нашей дополнительной общеобразовательной программой социально-гуманитарной направленности «Учимся, играя: скоро в школу».
Пояснительная записка
В период предшкольной подготовки особое внимание уделяется развитию желания и умения будущих школьников проявлять любознательность, самостоятельность и творчество в процессе усвоения новых знаний. Программа «Учимся, играя: скоро в школу» (далее Программа) предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность для освоения содержания программы, интегрированный подход к построению содержания образования (окружающий мир, развитие речи, геометрия, логика), способствующий успешной адаптации при переходе детей от игровой к учебной деятельности и выравниванию их стартовых возможностей при поступлении в школу.
Отличительной особенностью программы является то, что она носит обучающий и развивающий характер, не допускающий дублирования образовательных программ первого класса, с использованием дидактического материала на базе регионального компонента. В основу программы заложено:
— формирование целостной картины мира через интеграцию деятельности обучающихся, обогащение словарного запаса в процессе активного вовлечения в игровую, проектно-конструкторскую и речевую деятельности;
— формирование представлений об окружающем мире через использование регионального компонента;
— практическая деятельность по конструированию из бумаги, которая теснейшим образом связана с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка, совершенствует остроту зрения, точность цветовосприятия, развивает тактильные качества, мелкую мускулатуру кистей рук, пространственное мышление через восприятие формы и размеров объекта.
Обучение умению анализировать новые знания является одной из задач в период предшкольной подготовки. Именно анализ информации с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка развивает речь, гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение.
Новизна программы заключается в том, что в основе лежит одна из разновидностей проектного метода – лэпбук, который необходимо собрать в единое целое, креативно оформить.
На каждом занятии дети осуществляют посильную исследовательскую работу, в процессе которой участвуют в поиске, анализе и сортировке информации. Результаты подобной деятельности фиксируются педагогом в виде импровизированного лэпбука на доске.
Дети оформляют пройденный материал в книжках-тетрадях.
Таким образом ребёнок может в любое удобное время открыть книжку, сделанную своими руками, и повторить пройденное или добавить необходимый материал. Данная педагогическая технология, на которой строится формирование учебной деятельности, предусматривает активное включение воспитанника в образовательный процесс, ориентированный на создание личностного образовательного продукта – рукописной книжки-справочника в помощь дальнейшему обучению в школе.
Программа предназначена для детей 5–7 лет.
Родителям предоставляется возможность принять участие в занятиях (открытые уроки, клубные часы, консультации), познакомиться с достижениями детей, увидеть особенности учебно-игрового общения. Партнёрство со взрослым во время обучения, совместное решение проблемно-поисковых задач – основной путь организации обучения по программе: не только давать ребёнку готовые знания, но и учить его искать пути их приобретения.
Срок реализации. Программа рассчитана на два года обучения (всего 288 ч, по 144 ч в год).
Образовательные технологии: игровая, репродуктивная, проектная (лэпбук), личностно-ориентированная.
Режим занятий. Занятия проводятся с первой недели сентября по 30 мая текущего учебного года (по два занятия два раза в неделю). Продолжительность занятий 30 минут (с десятиминутным перерывом). В группе от 8 до 12 детей.
Цель программы: формирование готовности к учебной деятельности в школе.
Основные задачи.
Образовательные:
- Формировать активный словарный запас.
- Учить способам работы с информацией (получение, кодирование, классификации, запоминания с помощью рукописной книги).
- Учить различным способам конструирования и моделирования из разных видов бумаги.
Развивающие:
- Развивать интерес к познанию окружающего мира.
- Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Развивать творческие способности и воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать коммуникативные качества и умение работать в группе.
- Воспитывать уважение к традициям, культурному наследию родного края.
Учебно-тематический план на полный курс (2 года)
№ | Тема раздела | Теория | Практика | ||
1 год | 2 год | 1 год | 2 год | ||
1. | Введение в программу | 1 | 1 | 1 | 1 |
2. | Животный мир Заполярья | 8 | 8 | ||
3. | Растительный мир Заполярья | 8 | 8 | ||
4. | Времена года | 2 | 2 | 8 | 8 |
5. | Время. Режим дня. Основы здорового образа жизни | 1 | 1 | 3 | 3 |
6. | Мой город, моя страна | 6 | 6 | ||
7. | Головоломки | 2 | 2 | 8 | 8 |
10. | Мир вокруг: цвет, форма, размер | 4 | 4 | 20 | 20 |
11. | Бумага, её виды, свойства | 1 | 1 | 3 | 3 |
12. | Конструирование из геометрических фигур | 2 | 2 | 30 | 14 |
13. | Моделирование простейших форм. Оригами | 2 | 2 | 30 | 10 |
14. | Техника бумагопластики | 2 | 22 | ||
15. | Конструирование и моделирование сложных форм | 2 | 10 | ||
16. | Бумажная фантазия (коллективные творческие работы) | 4 | 4 | ||
ИТОГО | 15 | 19 | 129 | 125 |
Содержание программы
№ | Тема занятия | Основные виды деятельности на занятии | Практика |
1 | Введение в программу | Понятие рукописной книги, части книги, правила бережного отношения к книге.
Словарь: книга, книжка, учебник, обложка, корешок, лист (работа с многозначным словом), закладка. Вводная диагностика. |
Оформление обложки рукописной книги |
2 | Животный и растительный мир Заполярья | Животный мир: особенности жизни животных зимой и осенью в условиях Заполярья. Особенности жилища (дупло, берлога, логово, нора). Ягодное разнообразие и особенности (кустарничек как форма растения, вечнозелёные ягодные растения).
Графический диктант (белка, олень и другие). Пентамино. Аудио энциклопедия. |
Работа с загадками, составление кроссвордов, ребусов, устных рассказов.
Оформление страниц рукописной книги. |
3 | Времена года | Календарные и фенологические особенности времён года Заполярья, календарь природы края.
Словарь: название месяцев по временам года, полярный день, полярная ночь, северное сияние (сполохи), золотая осень, предзимье, ненастье, вьюга, мороз, заморозки, наст. |
Оформление страницы, составление календаря, коллаж по временам года (игра «Круглый год») |
4 | Время. Режим дня. Основы здорового образа жизни | Год, месяц, неделя, день. Утро, день, вечер, ночь. Гигиена, питание, отдых. Охрана здоровья в период полярной ночи, профилактика простудных заболеваний, прививки. | Составление режима дня (коллаж). Оформление страницы рукописной книги. |
5 | Мой город, моя страна | Историческое прошлое нашей страны (военные страницы Заполярья), город Мурманск (скверы, парки города).
Словарь: Заполярье, Кольский край, Мурманская область, Кольский полуостров, Родина, страна, Россия, Москва, столица, род, родня, родственники. |
Изготовление открыток, беседы с показом презентаций, открытое занятие для родителей, кроссворды.
Оформление страниц книги. |
6 | Учимся, играя: головоломки | Ребусы, кроссворды, шарады. Танграм, пентамино, палочки Кюизенера. | Оформление страниц в процессе дидактических игр |
7 | Мир вокруг: цвет, форма, размер. | Классификация предметов по цвету, форме, размеру. Геометрические фигуры, их название, моделирование предметов из геометрических фигур.
Ориентация на листе бумаги в клетку, графические диктанты, вычерчивание бордюров.
|
Игры. Загадки, геометрическая мозаика, работа с трафаретом.
Аппликация из фигур. Оформление страниц рукописной книги. Работа с загадками, составление кроссвордов, ребусов, устных рассказов, работа в тетради, работа с палочками. |
8 | Бумага, её виды и свойства. | Знакомство с видами и свойствами бумаги, пластичные свойства бумаги. Приёмы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Организация рабочего места. | Опыты с бумагой.
Составление коллекции разных видов бумаги. |
9 | Конструирование из геометрических фигур. | Геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, четырёхугольники (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция). Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибания, соединение деталей изделия с помощью клея. Знакомство с понятием «симметрия», симметрия в природе, в архитектуре. Знакомство с простейшими способами конструирования из бумаги: деление листа на несколько равных частей, сглаживание сгибов, надрезание по сгибам. Самостоятельная организация рабочего места. | Получение прямоугольного треугольника из квадрата разрезанием по диагонали. Получение квадрата из прямоугольника с помощью сгибания.
Изготовление по образцу и по заданным условиям аппликации из геометрических фигур и разных видов бумаги. |
10 | Моделирование простейших форм. Оригами. | Знакомство с оригами, как с искусством складывания из бумаги. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами (сгиб, вспомогательная линия, базовый модуль/форма). Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приёмами складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями. | «Базовые формы»: треугольник, воздушный змей, двойной треугольник, двойной квадрат, дом, книга, дверь. Складывание оригами простейших базовых форм. |
11 | Бумажная фантазия. | Диагностика уровня освоения программы: знание и применение правил безопасной работы, умение работать ножницами, использовать трафарет, умение выбирать форму при конструировании объектов, практические навыки – выбор сочетания цветов, аккуратность выполнения работы, экономное расходование материалов, организация рабочего места, поддержание порядка в течение работы. Проверка умения работать по инструкции при складывании новых форм. | Коллективная творческая работа. |
Автор стихов Л. В. Шубина