Ноябрь-листогной. Конспект занятия

Ноябрь-листогной. Конспект занятия

Г.Я. Комкова, учитель начальных классов, ГБПОУ КМТИ им. Г.П. Вишневской, Москва

 

Материал. Кукла Домовой. Карточки с изображением овощей, фруктов и злаков. Колпак и шарики из валяной шерсти. Тонкая проволока. Лотки с игрушками и сувенирами – изделиями народных мастеров России. Гофрированная бумага коричневого цвета. Ваза.

Предварительная работа. Скатывание из овечьей шерсти, смоченной мыльным раствором, шариков и окрашивание их гуашевыми красками. Изготовление колпака из валяной шерсти. Разучивание русских народных игр, загадок и закличек.

 

Воспитатель. Вот и наступил последний осенний месяц. Деревья сбросили листву, дует холодный ветер, рано темнеет. Скоро ударят морозы. Пора осень провожать, зиму в гости ждать. Интересно, что расскажет нам об этом месяце наш домовой.

Воспитатель берёт Домового (куклу), говорит за него.

Домовой. В ноябре с утра – дождь, а к вечеру – снег.

5 ноября справляли последние осенины – проводы осени. Крестьяне везли товары на базары и ярмарки, где народ не только торговал, но и веселился. Ходили вожаки с учёными медведями, шарманщики, давали представления скоморохи. А какие только товары не встретишь на лотках и прилавках! Какие овощи, фрукты и злаки, выращенные в наших краях, можно было купить на ярмарке?

Проводится дидактическая игра «Наш урожай».

Дети поочерёдно подходят к столу, на котором разложены карточки с изображением овощей, фруктов и злаков. Каждый ребёнок берёт карточку, называет растение, которое на ней изображено, и говорит, растёт ли оно в России.

Домовой. Народные мастера тоже привезли на ярмарку свои изделия. Что вы знаете о товарах, выставленных на лотках коробейников?

Дети подходят к лоткам, рассматривают посуду и игрушки, называют материалы, из которых они сделаны, и народные промыслы (Гжель, Хохлома, Дымково и др.).

Воспитатель. А какие праздники отмечали в ноябре в стародавние времена?

Домовой. Параскеву Пятницу – бабью заступницу вспоминали 10 ноября. В этот день женщины не должны были работать, стирать бельё и прясть пряжу. Можно было только мять и трепать лён. Устраивали даже специальные льняные смотрины. Хозяйки показывали друг другу вытрепанные льняные стебли да сравнивали, чей лён-первак мягче да длиннее. Ведь от длины и мягкости льна зависело, какое домотканое полотно из него получится: тонкое и мягкое или грубое и жёсткое.

11 ноября справляли свой праздник овчары. Вы не знаете, кто это?! Отгадайте загадку и узнаете, чем занимались люди этой профессии.

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан.

Кто не прядёт, не ткёт,

А людей одевает?

(Овца.)

Правильно. Овчары – пастухи, которые пасли овец. В этот день их угощали всей деревней. Женщины приносили им пироги из муки нового урожая и верили, что благодаря такому подарку овцы всегда будут здоровы и не попадут в лапы волков. С этого дня крестьяне на севере России начинали стричь овец, в южных районах стрижка заканчивалась. Овечью шерсть пряли, а из ниток ткали тёплые ткани, вязали носки и варежки. А вы из шерсти, которую я принёс, что смастерили?

Воспитатель. Дети постарались. Шерсть мыльной водой намочили, сваляли шарики, высушили их и покрасили. (Показывает шерстяные шарики красного и оранжевого цвета.)

Домовой. Красота! Они похожи на рябиновые ягоды. А что вы будете с этими шариками делать?

Воспитатель. Раз ты говоришь, что они на ягоды рябины похожи, мы украсим ими осенний букет.

Дети нанизывают шерстяные шарики на проволоку,  скручивают несколько проволочек, формируя кисти рябины. Затем делают из проволоки ветки и обклеивают их лентами из гофрированной бумаги. Прикрепляют кисти с ягодами к веткам, составляют из них букет и ставят его в вазу.

Домовой. Ягоды как живые! Того и гляди, птицы налетят, склевать захотят. А знаете, какие птицы рябиной не прочь полакомиться?

Дети называют птиц, при необходимости воспитатель помогает.

Домовой. Верно. В середине ноября с юга прилетали все птицы-зимники, в том числе снегири, свиристели и синицы. Поэтому 12 ноября в старину называли Синичкиным днём. Люди в этот день исстари кормушки мастерили, развешивали да приговаривали: «Подкорми птиц зимою – послужат тебе весною». Хозяин примечал: если синицы стайкой прилетели к дому – жди скорых холодов. Свистит синица – к ясному дню, а пищит – к ночному морозу.

А вскоре после Синичкина дня наступали Кузьминки – осени поминки. В этот день отмечали первую встречу зимы. Молодёжь собиралась в свободной избе прясть да вязать, песни петь да сказки-небывальщины сказывать.

А вы небывальщины сочинять умеете? Попробуйте-ка про ноябрь такое сказать, чего на самом деле не бывает.

Дети по очереди высказывают фантастические предположения о природных явлениях, которые происходят в ноябре.

Домовой. Последние ноябрьские дни морозны. «Кто в ноябре не зябнет, тому и в крещенскую стужу не замёрзнуть», – говаривали в старину. И, замечая первые приметы зимы, добавляли: «В ноябре стужа – что ни день, то хуже». 24 ноября так и называли «Фёдор Студит» или «Фёдор Мороз – не высовывай из избы нос». В этот день мудрые люди советовали держаться поближе к печке и примечали: если на небе много звёзд – будущим летом будет урожай грибов и ягод. А чтобы примета сбылась, заваривали чай с сушёными ягодами малины, земляники и черники.

А 30 ноября на Григория Зимоуказателя все отправлялись «зиму закатывать». И стар, и млад взбирались на бугры или склоны оврагов и кувыркались по свежему снегу. Чем дальше удавалось укатиться, тем суровей должна была быть зима и тем удачней следующий год. Так и говорили: «Катись колесом от последнего осеннего месяца – к ядрёной погоде, на сильный мороз, на сильную жизнь».

Но я в таких играх никогда не участвовал. Как все домовые, я люблю тепло и уют. Поэтому на улицу ни ногой: сижу за печкой, любуюсь свечкой. За окно на снег гляну, сразу зябну.

Воспитатель. Чтобы ты не мёрз в мороз, дети тебе подарок приготовили.

(Показывает колпак из валяной шерсти, украшенный цветными шерстяными шариками.)

Домовой. Неужто мне такая красота?!

Воспитатель (надевает на Домового колпак). Носи, Трифон Ефимович, на здоровье.

Домовой. Чем же я вас отблагодарю за такой подарок?

Воспитатель. Это мы тебя благодарить должны. За то, что ты детям так много интересного о временах года и народных праздниках рассказал. Спасибо тебе за науку.

Домовой. Не стесняйтесь, обращайтесь, ежели что. Я много интересного знаю. Обо всём расскажу.

 

Литература

Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Молодая гвардия, 1991.

Рябцев Ю.С. История русской культуры. – М.: ВЛАДОС, 1997.

Слепцова И.С., Морозов И.А. Забавы вокруг печки. – М.: Издательство «Роман-газета», 1994.

Слепцова И.С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М.: Вологодский НМЦ народного творчества, 1995.

Степанов К.П. Народные праздники на Святой Руси. – М.: Российский Раритет, 1991.

Интернет-ресурсы.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о