Музыкальная шкатулка (лото-ассоциации). Музыкально-дидактическая игра для детей 6–7 лет
М.Н. Иванова, воспитатель, МБДОУ Карабашский детский сад № 1 «Рябинушка», пгт. Карабаш, Бугульминский район, Республика Татарстан
В переводе с латинского ассоциация (associare «соединять») – объединение. Следовательно, ассоциация – это способность мысленно, тактильно или визуально находить связь между объектами. Таким образом, ассоциативное мышление – это умение образно мыслить, находить аналогии, что помогает понимать и запоминать информацию, генерировать идеи.
Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом – важная предпосылка формирования действительно прекрасного во всех отношениях человека.
Данный вид дидактической игры можно применять в совместной подгрупповой деятельности взрослого и воспитанников (до шести человек), также в индивидуальной и самостоятельной деятельности. Лото-ассоциации в картинках – отличный вариант для семейной игры. Игра интересна детям тем, что основана на поиске логических пар.
Вид игры: настольно-печатная.
Предварительная работа: слушание произведений П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Н.А. Римского-Корсакова и др.; дидактические игры: «Музыкальные инструменты», «Семь птичек», «Найди тень», «Кто на чем играет?»; просмотр мультфильмов «Щелкунчик», «Снегурочка», «Баба-Яга», «Шурале» и др.; игра на музыкальных инструментах; рассматривание иллюстраций «Музыкальные профессии», «Народные праздники»; пение детских песен «Два веселых гуся», «Голубой вагон», «Песенка львенка и черепахи».
Цель: познакомить дошкольников с миром музыки.
Задачи
Образовательные:
– закреплять знания у воспитанников о взаимосвязи предметов, явлений, образов в сознании человека в окружающем мире;
– формировать умения самостоятельно рассуждать, сопоставлять, сравнивать и анализировать, классифицировать и объединять объекты в пары.
Развивающие:
– развивать ассоциативное мышление, внимание, память, воображение, словарный запас, коммуникативные навыки;
– совершенствовать мелкую моторику рук воспитанников.
Воспитательные:
– содействовать воспитанию художественно-эстетической культуры;
– воспитывать бережное отношение к игровому материалу.
Игровой материал: картонные карточки 16х12 см (6 изображений) – 6 шт.; фишки пластиковые 4х4 см – 36 шт.; мешочек – 1 шт.; правила – 1 шт.; коробка – 22 х16х3,5 см.
Игровые правила: число участников – 2–6 человек. Класть фишки-картинки по очереди на картонные карточки, находя соответствующую ассоциативную пару. Выигрывает тот, кто первым положит все фишки-картинки.
Ход игры. На столе разложены карточки-поля. Начинается игра с выбора ведущего, которого можно выбрать с помощью считалки. Дети берут карточки-поля. Ведущий по очереди достает из мешочка фишки-картинки и называет предмет, изображенный на карточке. Игроки сравнивают рисунок на фишке с рисунками на своих карточках-полях и подбирают их по смыслу. Например, портрет П.И. Чайковского – пьеса «Баба-Яга»; балерина – пуанты; медведь – труба; скрипичный ключ – нота; рояль – пианист; синица – нота «си»; оркестр – дирижер; праздник «Сабантуй» – гармошка; праздник «Пасха» – колокольчики; и т.д. Тот участник, которому подходит карточка, берет ее и кладет на свое поле, объяснив, какая между изображениями связь. По окончанию игры все фишки-картинки перемешиваются, и игра начинается заново.
Рекомендации: во время знакомства с игрой роль ведущего берет на себя педагог, затем вовлекает детей. По мере уровня сложности в игре может варьироваться число играющих до двух и карточек-полей на одного играющего до трех.