Музыка в детском саду

Музыка в детском саду

М.С. Береговая, воспитатель, МБДОУ Сазоновский детский сад, Обособленное структурное учреждение Детский сад «Теремок», с. Белые Кресты, Чагодощенский район, Вологодская область

 

Цель. Создание творческого среды для формирования музыкальных способностей детей в условиях детского сада.

Задачи. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Воспитывать эмоциональный Обогащать музыкальный кругозор детей. Развивать творческие способности.

 

Музыка живёт рядом с каждым человеком с рождения: ребёнок слышит из уст матери колыбельные песни, затем появляются новые музыкальные звуки (различные виды погремушек), позже – звуки из ТВ (различные передачи, например, «Спокойной ночи малыши»)

Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает различные ассоциации. Музыка – это средство активизации умственных способностей, физического развития.

Музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, и они хотят играть сами. Дети познают мир через игру, поэтому надо дать им в руки музыкальные инструменты, пусть даже самые простые: погремушки, барабаны, бубны, трещотки, колотушки, деревянные ложки, колокольчики.

В дошкольном учреждении с музыкой воспитатель начинает знакомить ребёнка с первой встречи (различные игры-забавы с музыкальными игрушками), что способствует более быстрой и лёгкой адаптации к детскому саду. В группе располагается музыкальный уголок, который наполнен различными музыкальными инструментами.

При встрече ребенка воспитатель привлекает внимание детей различными звуками, шумом, стуком. Как известно, малыши в первые дни посещения детского сада очень встревожены и ко всему относятся настороженно – использование различных музыкальных инструментов помогает ребёнку почувствовать себя более раскованно.

Шумовые инструменты – это самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям, начиная с самого раннего возраста. Как известно, разнообразие шумовых инструментов народов мира велико. Это удивительно красочный ансамбль, да и сам шумовой инструмент выглядит очень нарядно. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.

При организации и проведении утренней зарядки музыкальное сопровождение активизирует детей для выполнения упражнений, улучшает эмоциональный настрой, поднимает настроение. Звуковое сопровождение на первый взгляд развлекает. Большинство мелодий и песен для утренней гимнастики имеют мажорный лад и действительно вызывают у детей положительные эмоции. При этом использование музыкального сопровождения помогает в решении многих организационных и развивающих задач. Это интересно. Прослушивание музыки, помимо всего прочего, оказывает положительное воздействие на развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Выполнение физических упражнений под весёлую музыку вызывает у детей улыбку и радость.

Использование музыкальных инструментов, таких как бубен или барабан, помогает вырабатывать чёткий ритм при ходьбе, улучшает координацию и амплитуду движений ребёнка. Короткие музыкальные композиции помогают понять образ, движения которого дети будут имитировать в упражнении. Например, нужно показать, как котёнок двигает лапками, выпускает коготки, ловит игрушки. Песня на слова стихотворения «Цап-царап» («У котёнка лапки – мягкие подушки») Р. Алдониной подсказывает, что в начале упражнения движения должны быть плавными, а потом резкими.

Интересны детям пальчиковые игры – воспитатель начинает их использование с младшей группы. Сначала это обычные поглаживания под исполнение воспитателем песенок («Сорока – ворона», «Едет Ваня» и др.). Дальше можно использовать стихотворные сопровождения с музыкальным фоном. У меня составлена аудиотека музыкальных пальчиковых игр. Во время пальчиковых игр сажусь напротив ребёнком так, чтобы моё лицо и лицо ребёнка были на одной высоте и малыш видел, как я пою, а я, в свою очередь, вижу его лицо. Для ребёнка до трёх лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда поёт взрослый, или под фонограмму, поэтому для проведения пальчиковых игр с малышами не следует выбирать те, в которых темп слишком быстрый. Выбирайте песенки в среднем или медленном темпе. На первоначальном этапе активно помогайте малышу выполнять движения правильно, разучивайте игру без музыки (подпевая или проговаривая нараспев). Когда ребёнок усвоит упражнение, сокращайте свою непосредственную помощь, но продолжайте выполнять все действия вместе с ним (сидя напротив). Я увидела повышение интереса тогда, когда в игре появляется музыка.

Играя с детьми в подвижные игры, сначала с музыкальным руководителем включаем музыкальное сопровождение, затем уже в групповой комнате. Активность детей проявляются на высоком уровне. Игры широко используются в эстетическом воспитании, ведь дети отображают окружающий мир через игровой образ, определённую роль.

В содержание многих игр входят знакомые детям стихотворения или песни – они позволяют углублять эстетичные переживания дошкольников. Чёткое и быстрое выполнение движений, согласованность действий во время игры, особенно когда они проводятся под музыку, формируют эстетические чувства детей, приучают замечать красоту движений.

Подвижная игра, которая проводится с музыкальным сопровождением, вызывает у детей большую заинтересованность и проходит значительно оживленнее. Музыка поднимает настроение ребёнка, побуждает двигаться более энергично, красиво, в соответствии с характером и формой музыкального произведения. Использование музыки во время проведения подвижных игр является одним из активных средств общения ребёнка с музыкой. При этом одновременно решаются задачи физического и музыкального воспитания дошкольников. Игры с музыкальным сопровождением содействуют развитию музыкальной памяти детей, повышают их музыкальную культуру.

Самостоятельная деятельность детей возникает непосредственно по инициативе детей. Обычно это такая ситуация. Приходим в групповую комнату после музыкального занятия, воспитатель включает музыку, и дети начинают свою игру, повторяя то, что происходило. Каждый ребёнок старается по-своему выразить то, с чем познакомились: пытаются повторить танцевальные движения, игру на бубне, на барабане и т. д. В старшем дошкольном возрасте дети особенно разнообразно могут проявлять себя в сюжетно-ролевых играх, основанных на ярких впечатлениях после праздника, музыкального развлечения.

Во время такого режимного момента как тихий час использование различных музыкальных жанров, по-моему, обязательно. С младшей группы дети при засыпании прослушивают спокойные музыкальные классические композиции длинной не более 10 минут. По мере взросления дошкольников начинаю включать аудио-сказки, тем самым решая ещё одну педагогическую задачу – знакомство с художественной литературой.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний и навыков родителей, помощь педагога родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей. Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями («День Матери», «Осенины» и др.) помогает в музыкальном воспитании. Во время подготовки к праздникам детям и родителям даётся домашнее задание: что-либо изготовить для украшения зала, подготовить костюмы, выучить стихотворение и слова песни… Воспитатель на этапе подготовки размещает всю нужную информацию в социальной сети (закрытая группа) – это аудиоминусовки для совместного прослушивания, художественная литература для прочтения, примеры для изготовления костюмов. Непосредственно во время мероприятия родители привлекаются к участию в танцах, музыкальных играх.

Наш детский сад активно сотрудничает с Вологодской областной государственной филармонией имени В.А. Гаврилина. Артисты приобщают детей к музыке посредством исполнения различных музыкальных композиций и показывая театральные постановки.

Интерес детей к музыке у старших дошкольников поддерживаем встречами с педагогами и учащимися школы искусств. Дети и педагоги не только рассказывают, но и организуют для детей небольшие концерты, исполняя подготовленные произведения.

Музыка сопровождает детей в течение всего дня. Она очень важна и интересна для детей. Музыка, помимо воспитательного, имеет ещё и психотерапевтический эффект. Она способна успокоить, настроить на позитивный лад. Дети любят петь, им нравится играть и танцевать.

Использование музыкальных произведений во всех режимных моментах помогает ребёнку активизироваться и достигать поставленной цели, способствует развитию творческой инициативы. Музыка также помогает приобщать родителей к участию в жизни своего ребёнка и группы.

Музыка в детском саду Музыка в детском саду Музыка в детском саду Музыка в детском саду Музыка в детском саду
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x