Москва театральная. Досуг в подготовительной к школе группе

Москва театральная. Досуг в подготовительной к школе группе

М.П. Кошелева, музыкальный руководитель, ГБОУ Школа № 460 им. дважды Героев Советского Союза А.А. Головачёва и С.Ф. Шутова, ДГ № 2, Москва

 

Цель. Развивать мышление, воображение, умение импровизировать. Продолжать учить разыгрывать сценки, этюды, передавать настроение музыкального произведения через движение, пение, воспроизводить простой и сложный ритмический рисунок. Закреплять умение ориентироваться в пространстве. Расширять представление о родном городе. Знакомить с театрами Москвы.

Материал и оборудование. Мультимедийная система. Экран. Фотографии- слайды, посвящённые театрам Москвы. Музыкальные инструменты. Ширма для кукольного спектакля и куклы различных видов. Театральные маски, головные уборы, стойка с театральными костюмами. Костюм Бабы-яги.

Предварительная работа. Проведение бесед о разных видах театров, о музыкальных инструментах. Разучивание стихов, потешек, считалок, танцев, песен, музыкальных и театрализованных игр.

 

Звучит аудиозапись гимна Москвы (муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского, С. Аграняна). Дети входят в музыкальный зал, здороваются с гостями (родителями и педагогами), встают полукругом.

Музыкальный руководитель. Пожелаем нашим гостям хорошего утра и замечательного настроения.

Проводится распевка «Доброе утро».

Дети пропевают слова, меняя высоту и силу голоса по сигналу музыкального руководителя.

Доброе утро!

Улыбнись скорее!

Пусть сегодня твой день

Станет веселее.

Музыкальный руководитель. Дети, вы юные москвичи. Расскажите в нескольких словах о своём родном городе. (Москва – столица России. Это очень красивый город. В Москве много парков, музеев, красивых площадей и зданий.)

В воскресенье мы будем отмечать День Москвы. Какие мероприятия проводятся в этот день? (Днём в парках и на площадях проходят праздничные гуляния. Можно посмотреть выступления артистов, посетить выставки. Вечером будет салют.)

Куда бы вы пригласили гостей нашего города? (Ответы детей.) Давайте отправимся на экскурсию по театральной Москве. На чём мы поедем? (Ответы детей.) Пусть каждый из вас выберет вид транспорта, который ему больше нравится. Я буду указывать направление движения. Итак, поехали!

Звучит аудиозапись мелодии песни «Дорогою добра» (муз. М. Минкова). Дети идут по кругу, врассыпную, змейкой. Затем двигаются в соответствии с указаниями музыкального руководителя.

Музыкальный руководитель. Мы направляемся в центр города. Те, кто едет в метро, могут двигаться прямо по радиальной линии, затем сделать пересадку и поехать по кольцевой линии. Тем, кто путешествует на машинах, придётся постоянно объезжать пробки: сверните направо, теперь налево.

С окончанием музыки все дети останавливаются.

Музыкальный руководитель. Первая остановка – Российская академия театрального искусства. Посмотрите на экран.

(Здесь и далее на экране демонстрируются соответствующие фотографии-слайды.) Вы видите здание учебного заведения, где готовят певцов, танцоров, драматических актёров. Давайте заглянем в один из классов. Здесь студенты осваивают азы актёрского мастерства. Скажите, что такое мимика? (Выражение лица.) Что такое жесты? (Движения тела.) Правильно, актёрам приходится показывать персонажи, у которых в соответствии с содержанием пьесы может быть разное настроение.

Сейчас вы попробуете с помощью мимики и жестов изобразить настроение, о котором я буду говорить.

Настя, Лиза, Вугар очень удивились, когда увидели здание нового театра. (Здесь и далее названные дети выполняют задание. Остальные комментируют их действия.)

Полина, Артём и Вика испугались, когда над ними пролетела большая птица. Вика, Кристина, Катя и Лера очень обрадовались, увидев афишу интересного спектакля. Лена и Серёжа расстроились, что в кассе не осталось ни одного билета на вечернее представление.

Следующее задание посвящено развитию сценической речи. Попробуйте рассказать стихотворение выразительно и с разным настроением.

Настя, прочитай стихотворение так, чтобы мы поняли, что тебе нравится выступать.

(Здесь и далее названные дети читают стихи о Москве. Остальные комментируют их выступления.)

Полина, прочти строки стихотворения отрывисто, весело.

Катя, расскажи стихотворение нараспев, печально.

В театральной академии студенты знакомятся не только с основами актёрского мастерства. Они слушают музыку, учатся играть на разных инструментах, танцевать.

Разделитесь на две группы: одна будет танцевать под музыку знакомой вам польки, а вторая – аккомпанировать танцорам. Дирижёром оркестра будет Ирина Михайловна.

Дети по желанию распределяются на две подгруппы. Члены первой подгруппы встают парами, члены второй подгруппы берут музыкальные инструменты. Воспитатель Ирина Михайловна берёт дирижёрскую палочку, стучит ею по ладони.

Ирина Михайловна. Танцоры, приготовились, встали ровно, красиво! Музыканты, внимание! Следите за дирижёрской палочкой, слушайте музыку и друг друга.

До чего сегодня весело у нас!

Дружно будут дети

Танцевать сейчас.

Дети (танцоры и музыканты) исполняют польку «Давайте танцевать» (муз. В. Комарова).

Музыкальный руководитель.

Нам пора покинуть гостеприимные стены театральной академии.

Может быть, когда-нибудь кто-то из вас будет здесь учиться. Займите места в своих транспортных средствах. Отправляемся дальше.

Двигаться будем в таком ритме: ти-ти-тааа, ти-ти-тааа!

Воспитатель отбивает ритм музыкальным молоточком. Дети идут по кругу в соответствии с заданным ритмом, останавливаются перед экраном, на котором демонстрируется слайд-фотография Театра кукол имени С. Образцова.

Рядом находится стол, где выложены куклы различных видов: пальчиковые, перчаточные, ростовые, бибабо, марионетки.

Музыкальный руководитель. Мы находимся на Садовом кольце у Театра кукол имени Сергея Образцова. Посмотрите, какие интересные часы на этом здании. Возможно, кто-то из вас здесь бывал и знает секрет этих часов.

Дети по желанию рассказывают о театре и часах, называют спектакли, которые они смотрели.

Музыкальный руководитель. В этом театре зрители видят только кукол. Актёры, управляющие куклами, находятся за ширмой. Они никому не видны, но без них куклы не могли бы двигаться и разговаривать.

Обратите внимание на выставку. Это часть экспозиции музея кукол, которым славен театр. Какие виды кукольных театров вы знаете?

Дети поочерёдно называют виды театров, подходят к столу, берут соответствующих кукол и демонстрируют способы управления ими.

Музыкальный руководитель. Сегодня актёры этого театра проводят репетицию спектакля, в котором используются куклы бибабо.

Артисты, будьте добры, покажите гостям театра сцены из ваших любимых спектаклей.

Дети (по желанию) берут кукол, уходят за ширму вместе с воспитателем. Остальные садятся на стулья перед ширмой. Участники представления показывают два-три фрагмента русских народных сказок (по выбору воспитателя). Музыкальный руководитель при необходимости аккомпанирует актёрам.

Музыкальный руководитель. Нам пора отправляться дальше, ведь в Москве находится множество разных театров. Какие ещё московские театры вы знаете? (Ответы детей.) Садитесь на свой транспорт. Перед нами площадь, мощённая брусчаткой. Колёса автомобилей, которые по ней едут, стучат так: ти-ти-ти-тааа, ти-ти-ти-тааа.

Дети проходят по залу в соответствии с заданным ритмом, останавливаются перед экраном, на котором демонстрируются слайды-фотографии здания Детского музыкального театра имени Н. Сац.

Музыкальный руководитель. Остановились мы около Детского музыкального театра имени Наталии Сац. Что вы видите на крыше этого здания? (Скульптуру синей птицы с арфой.) Как вы думаете, почему театр украшает именно эта скульптура? (Предположения детей.) Арфа – очень древний инструмент. Его изображение показывает, что на сцене этого прославленного театра ставят музыкальные сказки. Один из самых любимых спектаклей юных москвичей и гостей столицы, который можно посмотреть в этом театре, называется «Синяя птица». Образ Синей птицы, которую искали герои чудесной сказки, стал символом театра. Какие вы знаете жанры музыкальных спектаклей? (Оперу, балет.) В стенах этого театра ставятся и оперные, и балетные постановки, в которых участвуют… (певцы, танцоры, балерины). В каждом театре есть интересные комнаты – гримёрные. Там артисты надевают театральные костюмы и головные уборы, гримируются, чтобы предстать перед зрителями в образах сказочных героев. Давайте заглянем в гримёрную этого театра.

Воспитатель отодвигает ширму, за которой на полках лежат головные уборы, на стойках висят костюмы.

Музыкальный руководитель. Обратите внимание: здесь приготовлено всё необходимое для чудесного перевоплощения обычного человека в героя спектакля. Назовите эти предметы.

Дети поочерёдно называют представленные предметы и говорят, каким персонажам они принадлежат.

Музыкальный руководитель. Давайте отправимся в сказку. Кого из её героев мы встретим, подскажет музыка. Садитесь и слушайте внимательно.

Звучит фрагмент пьесы П.И. Чайковского «Баба-яга». Дети называют пьесу, говорят, кому она посвящена.

Музыкальный руководитель. Музыка рассказала про настроение Бабы-яги. Какое оно? (Звуки отрывистые, резкие. Настроение у Бабы-яги плохое, она злится.) Бабу-ягу, наверное, можно развеселить. Попробуйте позвать её так, чтобы у неё улучшилось настроение.

Дети (поочерёдно). Бабушка-красавица, ты нам очень нравишься. Бабка-ёжка, выгляни в окошко. Выходи, поиграй с нами. Баба-яга, мы тебя ждём.

Входит Баба-яга (взрослый в костюме).

Баба-яга. Кто меня звал? Кто мой покой нарушил?

Музыкальный руководитель. Бабушка-яга, здравствуй! Почему ты такая сердитая?

Баба-яга. Не до веселья мне. Плохо одной. Никто со мной дружить не хочет.

Музыкальный руководитель. Ребята, что вы готовы сделать, чтобы Баба-яга не сердилась? (Ответы детей.) Давайте споём Бабушке-яге песню, порадуем её. Тогда настроение у неё улучшится, и она будет добрее. Лиза, Артём, запевайте. Остальные дети подыграют вам на музыкальных инструментах.

Дети исполняют песню «Кто такая бабушка?» (муз. и сл. З. Роот), сопровождая пение игрой на музыкальных инструментах.

Баба-яга. Какие у вас инструменты звонкие! А у меня в избушке всей музыки – скалка деревянная, крышки от кастрюль да чугунок.

Музыкальный руководитель. Бабушка-яга, покажи нам свои инструменты. Мы попробуем на них сыграть.

Баба-яга. Интересно, что у вас получится?!

Выносит из-за ширмы сундук, вынимает из него предметы кухонной утвари, раздаёт их детям.

Музыкальный руководитель. Замечательные инструменты! Придётся тебе, Бабушка-яга, руководить нашим оркестром. Ты будешь дирижёром.

Баба-яга. Командовать – это по мне! Оркестр назову «Виртуозы Бабы-яги». Только вашим премудростям я не обучена. По своим правилам буду музыкантами руководить. (Обращается к детям.) Взмахну палочкой над головой – играйте громче. Буду размахивать палочкой, опустив руки, играйте тихо. А если спрячу палочку за спину, бегите со всех ног в разные стороны, не то поймаю и съем.

Проводится шуточная игра «Оркестр Бабы-яги».

Музыкальный руководитель исполняет весёлую русскую народную мелодию. Дети играют на импровизированных шумовых инструментах в соответствии с указаниями Бабы-яги.

Баба-яга. Ох, развеселили вы меня, детушки! Спасибо! Пойду Лешего научу так играть.

Прощается и уходит.

Музыкальный руководитель. Вот мы с вами и побывали в музыкальной сказке. Пора ехать дальше. Возвращаемся в центр города. Проезжая через трамвайные пути, колёса автомобиля стучат вот так: та-та-тиии-та, та-та-тиии-та.

Дети проходят по залу в соответствии с заданным ритмом, останавливаются перед экраном, на котором демонстрируются фотографии-слайды здания Московского детского театра эстрады и выступлений детских музыкальных коллективов.

Музыкальный руководитель. Мы находимся у Московского детского театра эстрады. На его сцене выступают дети разного возраста. Они не только поют и танцуют, но и учатся обыгрывать исполняемые произведения. Вы тоже умеете изображать героев песен. Артисты, наденьте, пожалуйста, костюмы.

Дети с помощью воспитателя надевают элементы костюмов, встают полукругом.

Ребёнок.

Играют ребята, играют зверята,

Играют букашки, хотя маловаты.

Однажды так козлик играл и играл,

Что маму свою за игрой потерял.

Что делать ему? Ничего не поймёт

И маму всё громче и громче зовёт.

Дети инсценируют «Песню про козлика» (муз. Г. Струве, сл. В. Семернина).

Музыкальный руководитель. Молодцы, вы настоящие артисты!

Наша поездка по театральной Москве подошла к концу. Она вам понравилась? В каких театрах мы побывали? (Ответы детей.) Вы ещё не раз посетите разные театры нашего города. Не забывайте рассказывать друг другу о самых интересных спектаклях, ведь хорошими впечатлениями надо делиться. Я прощаюсь с вами. Попрощайтесь и вы с гостями. Надеюсь, в воскресенье вместе с родителями вы побываете на праздничных мероприятиях, посвящённых Дню Москвы.

Дети пропевают «до свидания» и выходят из зала.

 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о